Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и возбуждении уголовного дела

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве име­ет очень важное значение.

От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследова­ния, а также обеспечение прав и законных интересов граждан в уголовном судопроизводстве. В соответствии с положения­ми уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершен­ном, совершаемом или готовящемся преступлении. Процес­суальный порядок возбуждения уголовного дела урегулиро­ван как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки по­ступающих сообщений о преступлениях с целью установле­ния наличия или отсутствия оснований для возбуждения уго­ловного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. По­водом для возбуждения уголовного дела служит установлен­ный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении. Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридиче­ским фактом, который обязывает прокурора, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

  • в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о пре­ступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматри­ваются;
  • уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются под­логи, фальсифицируются материалы проверок;
  • нарушаются установленные законом сроки рассмотре­ния и разрешения сообщений о преступлениях и т.д.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты су­дебно-медицинского исследования трупов с признаками на­сильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих про­куроров, ответственных за правильность ведения учетно-ре­гистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о пре­ступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизвод­ства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

При осуществлении надзора за соблюдением закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях на прокурора помимо обеспечения выполнения требований за­кона в самой прокуратуре возложены следующие обязанно­сти:

  • систематически, не реже одного раза в месяц, проверять исполнение требований федерального закона при приеме, ре­гистрации, проверке и разрешении сообщений о преступле­ниях, установленного порядка регистрации уголовных дел и учета преступлений, учитывая при этом информацию о пре­ступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях ме­дицинских учреждений;
  • обращать особое внимание на соблюдение порядка ре­гистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о приня­тии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения;
  • при выявлении фактов нарушения порядка приема, ре­гистрации и разрешения сообщений о преступлениях, в том числе фальсификации материалов доследственных проверок, принимать установленные законом меры прокурорского ре­агирования, включая вынесение мотивированного постанов­ления о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголов­ном преследовании по фактам выявленных прокурором нару­шений;
  • добиваться такого положения, при котором каждое уго­ловное дело должно возбуждаться в строгом соответствии с УПК РФ при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления;
  • при поступлении от следователя, дознавателя копии постановления о возбуждении уголовного дела и материа­лов проверки сообщения о преступлении, а в случае произ­водства отдельных следственных действий - соответствующих протоколов и постановлений незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуаль­ного решения, устанавливать обстоятельства, исключающие необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своев­ременность и законность проведения следственных действий;
  • по сообщениям об убийстве, террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях лично выез­жать на место происшествия, непосредственно изучать обсто­ятельства произошедшего и собранные материалы;
  • следить за тем, чтобы поступившие сообщения органа­ми предварительного расследования приобщались к матери­алам дела с указанием времени их фактической отправки и получения;
  • в целях обеспечения полного и своевременного посту­пления всех материалов об отказе в возбуждении уголовного дела производить сверку книг (журналов) их регистрации и учета в прокуратурах с аналогичными книгами (журналами) соответствующих подразделений (дежурных частей) органов внутренних дел.

При наличии фактов фальсификации материалов дослед­ственных проверок, прокурор должен выносить мотивирован­ное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокуро­ром нарушений.

Особое внимание при осуществлении надзора за испол­нением законов в этой стадии прокурор должен уделить сро­кам проверки поступившего повода для возбуждения уголов­ного дела и законности оснований продления этих сроков.

Отдельного внимания заслуживает подход к возможно­сти осуществления в этой стадии уголовного процесса огра­ниченного законом перечня следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела могут быть проведены только осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК) и освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что эти положения УПК не подлежат расширительному толкованию.

При выявлении нарушений порядка приема, регистра­ции и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступле­ния и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедлен­но уведомить заявителя. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. По результа­там рассмотрения сообщения о преступлении орган дозна­ния, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа могут принять решений об отказе в возбуждении уго­ловного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формаль­ной, так и с содержательной стороны.

Особое внимание прокурор обязан уделять законности и обоснованности принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, что прямо вытекает из назначения уголовно­го судопроизводства по защите прав и законных интересов по­терпевших от преступлений. С этой целью прокурорам пред­писано:

- рассмотрение материалов и проверку законности по­становлений об отказе в возбуждении уголовного дела произ­водить в течение пяти суток с момента поступления их в про­куратуру. В случае возникновения сомнений в обоснованности принятого решения, при наличии в материалах неустранен­ных противоречий получать объяснение от заявителя, в том числе о мотивах изменения им своей позиции. В необходимых случаях давать письменные указания по выяснению обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обо­снованного решения;

  • о проверке поступившего материала и согласии с при­нятым процессуальным решением делать соответствующую запись в книге (журнале) поступивших в органы прокуратуры материалов об отказе в возбуждении уголовного дела с ука­занием даты и должности лица, проводившего проверку, их возвращения в соответствующее подразделение, откуда посту­пили материалы и постановления; не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сооб­щений о преступлениях, изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания и предварительного следствия материалы проверок по заявлениям и сообщениям о престу­плениях и при необходимости давать письменные указания (прокурором, его заместителем) или предложения (помощ­ником прокурора);
  • ежеквартально представлять в вышестоящую проку­ратуру сведения об отмененных постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела вышестоящими прокурорами, а также на основании судебных решений, принятых в порядке ст. 125 УПК РФ, с объяснением причин ненадлежащего испол­нения служебных обязанностей при проверке таких материа­лов и согласии с принятыми процессуальными решениями, в последующем признанными незаконными.

Прокурор, признав постановление об отказе в возбужде­нии уголовного дела незаконным или необоснованным, дол­жен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополни­тельной проверки с учетом объема производства необходи­мых проверочных действий.

Таким образом, при осуществлении надзора за законно­стью возбуждения уголовных дел прокурор должен:

  • проверять не только материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, но и заявления и сообщения, находящиеся в стадии рассмотрения;
  • принимать меры при очевидности признаков престу­пления путем вынесения мотивированного постановления в органы предварительного следствия и дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • проверять решения, принимаемые по материалам об административных правонарушениях;
  • обращать особое внимание на выполнение требований

ч.  3 ст. 144 УПК РФ о сроках принятия решений по заявлениям и сообщениям;

  • следить за тем, чтобы соответствующие должностные лица о принятых решениях по заявлениям сообщали заявите­лю (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).[4]

Таким образом, прокурор, осуществляя надзор на ста­дии возбуждения уголовного дела, вправе и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях. Он вправе путем дачи указаний о производстве дополнитель­ной проверки устанавливать достаточные данные, указываю­щие на признаки преступления, или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

АБДУЛЛАЕВ Магомедрасул Магомедзапирович
магистрант кафедры уголовного процесса и криминалистики Юридического института Дагестанского государственного университета



Уголовное право

Рекомендуем почитать уголовное право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.