Современная уголовно-исполнительная система направлена, прежде всего, на исправление осужденных (возвращение их в общество в качестве законопослушных граждан), предупреждение новых преступлений с их стороны, а также со стороны других лиц.
В общем массиве нормативных правовых актов действующего уголовно-исполнительного законодательства на реализацию рассматриваемых целей также направлена Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23.12.2016 № 2808-р.
Деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в сфере предупреждения рецидива преступлений состоит из двух основных этапов: а) пенитенциарный (данный этап связан с предупреждением рецидива преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания в виде лишения свободы); б) постпенитенциарный (связанный с предупреждением рецидива преступлений со стороны осужденных после освобождения из исправительных учреждений).
Остановимся более подробно на анализе и изучении данных этапов. Изначально рассмотрим пенитенциарный этап деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в сфере предупреждения рецидива преступлений.
Отдельными авторами отмечается, что за последние несколько лет в исправительных учреждениях произошло резкое ухудшение криминогенного состава осужденных. По их мнению, в первую очередь это связано с проводимой государством политикой гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Значительная доля осужденных в местах лишения свободы по своему поведению характеризуется отрицательно или нейтрально (соответственно 7,3% и 22,5%). Основная масса осужденных к лишению свободы имеет по две и более судимости. Возросла доля осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Ухудшение характеристик лиц, отбывающих лишение свободы, сказалось и на криминогенной обстановке в учреждениях, исполняющих данный вид наказания. В числе современных негативных тенденций необходимо выделить следующие: а) рост числа злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания; б) увеличение коэффициента особо учитываемых преступлений в местах лишения свободы; в) увеличение случаев изготовления и передачи запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения.
Рассмотрим некоторые статистические данные о преступлениях, совершенных осужденными в период отбывания наказания в виде лишения свободы. Так, в 2006 г. осужденными, содержащимися в местах лишения свободы, было совершено 1231 преступление, соответственно в 2007 г. - 1133 преступления, в 2008 г. - 962 преступления, в 2009 г. - 894 преступления, в 2010 г. - 944 преступления, в 2011 г. - 800 преступлений, в 2012 г. - 887 преступлений, в 2013 году - 718 преступлений.
В 2014 году общее количество зарегистрированных преступлений в местах лишения свободы сократилось на 11,7%, а уровень преступности - на 7,1%. Количество побегов из-под надзора сократилось на 13,3%, из-под охраны - на 14,3%. Однако по итогам 2015 года наблюдается некоторый рост преступлений совершенных осужденными к лишению свободы.
Так только осужденными, состоящими на профилактическом учете в 2015 году совершено 161 преступление.
Данные цифры не могут не настораживать и диктуют необходимость поиска эффективных мер в сфере предупреждения пенитенциарной преступности.
Основную массу преступлений совершаемых осужденными в местах лишения свободы составляют (расположены в хронологическом порядке от наиболее совершаемых к наименее совершаемым): а) ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества); б) ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти); в) ст. 313 УК РФ (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи); г) ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти); д) ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); е) ст. 105 УК РФ (убийство); ж) ст. 206 УК РФ (захват заложников) и др. Нельзя не обратить внимания на очень высокую общественную опасность совершаемых осужденными преступлений.
В целях предупреждения совершения преступлений со стороны осужденных к лишению свободы уголовно-исполнительное законодательство закрепляет в своем содержании комплекс мер, как профилактических, так и принудительных. К данным мерам в первую очередь относятся: а) охрана и надзор за осужденными (ч. 1, ст. 82 УИК РФ); б) оперативно-розыскные мероприятия (ст. 84 УИК РФ); в) меры взыскания (ст. 115, 116 УИК РФ); г) меры безопасности (в их числе: физическая сила, специальные средства, оружие); д) перевод осужденных в более строгие условия отбывания наказания, а также в другое исправительное учреждение с более строгим видом режима. Предусмотренные законом меры принуждения должны превентивно воздействовать на тех, кто потенциально способен совершать преступления.
Немаловажную роль в предупреждении преступлений в местах лишения свободы играет постановка осужденных на профилактический учет. Данный вопрос регламентируется Приказом Минюста России от 20.05.2013 г. № 72 (в ред. от 15.08.2016 г.) «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». По итогам 2015 года на различных группах профилактического учета в исправительных учреждениях УИС состояло 80844 осужденных. Их них наибольшую часть составляли осужденные: а) склонные к совершению побега - 7232; б) склонные к употреблению и приобретению наркотических средств, сильнодействующих препаратов и алкогольных напитков - 11502; в) склонные к суициду и членовредительству - 31319; г) склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка - 6401; д) склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность - 20668.
Тем не менее, в практической деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы отмечается ряд недостатков и проблем в организации работы с осужденными, состоящими на профилактическом учете. К их числу относятся следующие: а) отсутствие должного взаимодействия между заинтересованными отделами и службами исправительного учреждения в рассматриваемой сфере; б) формализм при внесении информации о проводимой работе с подучетными лицами в базу АКУС; в) неэффективная организация работы со стороны закрепленных сотрудников с осужденными, состоящими на профилактическом учете. Указанные проблемы снижают эффективность применяемых к осужденным мер в сфере предупреждения рецидивных преступлений с их стороны.
В целях предупреждения рецидива преступлений со стороны осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы нами предлагается: а) конкретизировать критерии постановки на профилактический учет и систематизировать перечень профилактических мероприятий для отдельных групп подучетных; б) дополнить перечень злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания такими нарушениями, как участие в азартных играх с целью извлечения выгоды, членовредительство, с целью предъявления незаконных требований к администрации исправительного учреждения; в) предусмотреть организацию проверок осужденных с использованием современных технических средств (система биометрической регистрации и др.) в местах, определенных администрацией ИУ; г) расширить перечень видов обысков и досмотров, проводимых в ИУ, конкретизировать процедуру их проведения; д) внедрить в целях значительного сокращения побегов из колоний-поселений особые формы надзора за осужденными, в том числе бесконтактные (электронные браслеты, видеонаблюдение).
Вторым этапом деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в сфере предупреждения рецидивной преступности является постпенитенциарный. Он связан с предупреждением рецидива преступлений со стороны осужденных после освобождения из исправительных учреждений.
Анализируя официальные статистические данные, мы можем отметить тот факт, что с каждым годом наблюдается тенденция увеличения числа рецидивных преступлений. Если в 2006 году доля рецидива в структуре совершенных преступлений составляла 29,8 %, а 2012 - 46,6, то в 2016 году она составила 59,1 %. Каждое второе расследованное преступление на сегодняшний день, совершается лицами, ранее совершавшими преступления. Абсолютное большинство повторных преступлений совершается в первые годы после освобождения из исправительных учреждений. Остается крайне негативной и качественная характеристика данной сферы преступности.
Создание системы постпенитенциарной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы является одним из приоритетнейших направлений современной уголовно-исполнительной политики.
По состоянию на 1 января 2017 г. в учреждениях уголовноисполнительной системы содержалось 630 155 человек. Ежегодно из исправительных учреждений освобождаются до 300 тысяч человек. Практически каждый освободившийся осужденный, нуждается в квалифицированной помощи в решении своих социальных проблем. В настоящее время большинство лиц после освобождения от наказания, возвращаются в неблагоприятные условия, что чрезвычайно повышает риск рецидива преступлений.
В целях предупреждения рецидива преступлений осужденных после освобождения администрацией исправительных учреждений должна быть осуществлена их комплексная подготовка к жизни на свободе на заключительном этапе отбывания наказания в виде лишения свободы.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ в своей структуре содержит отдельную главу 22 содержащую правовые нормы об оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроле за ними.
В числе современных тенденций в сфере оказания осужденным помощи перед освобождением Федеральным законом от 28.11.2015 г. № 358-ФЗ изменена редакция ч. 3 и 4 ст. 180 УИК РФ. Данные изменения в первую очередь связаны с необходимостью приведения их в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» для признания лиц, освобожденных из мест лишения свободы нуждающимися в социальном обслуживании и помещении их в специализированные государственные и иные учреждения.
В целях совершенствования процесса подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений, управления процессом их социальной адаптации и предупреждения рецидива преступлений учеными предлагаются различные меры.
Например, В.Е. Южанин предлагает объединить процесс подготовки осужденных к освобождению и управление их социальной адаптацией после отбытия наказания в единый профилактический процесс. В этом он видит предпосылку эффективного завершения процесса ресоциализации и основу для оценки деятельности конкретных должностных лиц ИУ и ГО (РО) ВД, ответственных за профилактическую работу с освобождаемыми и освобожденными.
Злотников С.А. и Тепляшин П.В. предлагают при оценке деятельности исправительных учреждений учитывать результат ресоциализационной работы - уровень постпенитенциарного рецидива освобожденных из данных учреждений.
Ряд авторов настаивают на создании службы пробации на базе уголовно-исполнительных инспекций в обязанности которой будут входить вопросы ресоциализации осужденных, при осуществлении должного взаимодействия с сотрудниками исправительных учреждений, еще при нахождении осужденного в данных учреждениях.
Ю.В. Баранов предлагает создать центры ресоциализации осужденных уголовно-исполнительной системы и центры ресоциализации освобожденных от наказания органов местного самоуправления. Им разработана собственная редакция новой ст. УИК 172 «Подготовка осужденных к освобождению», в которой находят отражение все предлагаемые им нововве- дения.
Предлагаемые учеными меры, несомненно, заслуживают внимания, и ряд из них может быть закреплен на нормативном уровне, либо путем внесения соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты, либо с помощью принятия новых.
На наш взгляд, социальная реабилитация не должна сводиться к разрозненной деятельности отдельных учреждений и ведомств, решающих свои узкие проблемы «своего контингента», а должна строиться комплексно как система, со своим набором приспособленных для этого специализированных центров. Вся работа с освобождаемыми и освобожденными должна управляться с единого центра, и представлять собой единый процесс, конечной задачей которого является - завершение процесса ресоциализации осужденного, начатого после совершения им преступления.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
- деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в сфере предупреждения рецидива преступлений состоит из двух основных этапов: а) пенитенциарный; б) постпенитенциарный;
- наиболее эффективными мерами по предупреждению рецидива преступлений во время отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы являются: а) конкретизация критериев постановки осужденных на профилактический учет и систематизация перечня профилактических мероприятий для отдельных групп подучетных; б) дополнение перечня злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания путем внесения соответствующих изменений в ч. 1 ст. 116 УИК РФ; в) законодательное закрепление организации проверок осужденных с использованием современных технических средств (система биометрической регистрации и др.) в местах, определенных администрацией ИУ; г) расширение перечня видов обысков и досмотров, проводимых в ИУ, конкретизация их процедуры проведения в ведомственном законодательстве; д) внедрение в целях сокращения побегов из колоний-поселений особых форм надзора за осужденными, в том числе бесконтактных (электронные браслеты, видеонаблюдение).
- в целях снижения рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы, наиболее эффективными нам представляются следующие меры: а) создание службы пробации на базе уголовно-исполнительных инспекций; б) создание в субъектах РФ центров ресоциализации осужденных уголовно-исполнительной системы и центров ресоциализации освобожденных от наказания органов местного самоуправления; в) при оценке деятельности исправительных учреждений учитывать результат ресоциализационной работы - уровень постпенитенциарного рецидива освобожденных из данных учреждений; г) объединить процесс подготовки осужденных к освобождению и управление их социальной адаптацией после отбытия наказания в единый профилактический процесс и закрепить его на нормативном уровне.
ЕФРЕМОВА Ольга Сергеевна
преподаватель кафедры философии и истории Академии права и управления ФСИН России