Пробелы правового регулирования предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, чьи условия труда (службы) признаются вредными по результатам специальной оценки условий труда

В любой сфере улучшение условий труда и быта сотруд­ников положительно сказывается на результатах их работы.

В связи с реформированием МВД представляется необходимым уточнить основания и категории сотрудников органов вну­тренних дел, которым полагаются гарантии и компенсации.

Правовое регулирование отношений по применению га­рантий с учетом особого правового статуса сотрудников орга­нов внутренних дел осуществляется Федеральными законами:

  • от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах вну­тренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях со­трудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации»;

и принятыми в их исполнение приказами МВД:

  • от 2 февраля 2012 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»,
  • от 20 февраля 2012 года № 106 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел
  • Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
  • Собрание законодательства РФ. 2011. №30 (ч. 1). Ст. 4595.
  • Российская газета. 2013. 17 мая. № 104.

Российской Федерации за выполнение задач, связанных с по­вышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждения перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замеще­нии которых устанавливается надбавка к должностному окла­ду за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время»;

  • от 19 апреля 2010 № 292 «О некоторых вопросах про­довольственного обеспечения и обеспечения кормами (про­дуктами) штатных животных подразделений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федера­ции в мирное время» (вместе с «Порядком продовольствен­ного обеспечения отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных категорий лиц в мирное время»)»;
  • от 30 июня 2014 № 549 «О некоторых вопросах прохож­дения сотрудниками органов внутренних дел Российской Фе­дерации службы во вредных условиях».

Приказами МВД России предусматриваются гарантии и компенсации в соответствии с утвержденными ими Переч­нями должностей, содержащих такие их категории, рабочие места которых не подлежат специальной оценке на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ «О специ­альной оценке условий труда». Согласно критериям специ­альной оценки условия труда сотрудников, чьи должности перечислены в Перечнях, признаются опасными, вредными, особыми (отклоняющимися от нормальных) в силу задач и функций, стоящих перед подразделениями ОВД, то есть авто­матически. При этом в ОВД предусмотрены такие должности, рабочие места которых по результатам специальной оценки, признаются вредными, что подтверждается картой специаль­ной оценки условий труда.

Категории лиц, замечающих должности в соответствии с Перечнями, утвержденными обозначенными приказами, имеют дополнительные гарантии и компенсации. В Перечнях, утвержденных приказами МВД, сотрудники органов внутрен­них дел, замещающих должности во вредных условиях труда, признанных таковыми картой специальной оценки условий труда, отсутствуют, соответственно дополнительные гарантии и компенсации им не выплачиваются по причине отсутствия формальных оснований.

Трудовое законодательство Российской Федерации при­знает основанием для предоставления гарантий и компенса­ций занятым на работах с вредными и (или) опасными усло­виями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам специальной оценки рабочих мест, а не включе­ние профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в кото­рых дает право на соответствующие компенсации.

При наличии специальных норм, регулирующих основа­ния и порядок применения гарантий и льгот сотрудниками органов внутренних дел, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ, нормы трудового законодательства к спор­ным отношениям не применяются. Специальные нормы со­держатся в перечисленных нормативных актах.

К числу гарантии и компенсаций за службу в условиях, отклоняющихся от нормальных, специальные ведомственные нормы относят

  • повышенную оплату труда (п. 7 ст. 2 Федерального за­кона 342-ФЗ, приказ МВД РФ № 106);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 58 342-ФЗ, приказ МВД № 549);
  • сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 53 342-ФЗ, приказ № 549);
  • молоко и другие равноценные пищевые продукты (О некоторых вопросах продовольственного обеспечения и обе­спечения кормами (продуктами) штатных животных подраз­делений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федерации в мирное время» (вместе с «Порядком продовольственного обеспечения отдельных категорий со­трудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных категорий лиц в мирное время»).

Ведомственные акты МВД ставят сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности во вредных усло­виях, в худшее положение в сравнении с работниками анало­гичной категории, а сотрудников, чьи условия признаны вред­ными по результатам специальной оценки условий труда, не только в сравнении с работниками аналогичной категории, но и сотрудниками, чьи должности перечислены в Перечнях, утвержденными приказами МВД. Представляется, что данные ведомственные акты следует признать дискриминационными по признакам несения службы в органах внутренних дел во вредных условиях, и несения службы в органах внутренних дел во вредных условиях по результатам специальной оценки.

Презумпция приоритета специальной нормы над общей, недостаточная юридическая техника ведомственных приказов породили наличие пробелов, связанных с отсутствием в спе­циальных Перечнях, утвержденных приказами МВД, долж­ностей подразделений профессиональной служебной и фи­зической подготовки территориальных органов МВД России, а также на кафедрах, огневой и тактико-специальной подго­товки образовательных организаций системы МВД России, по результатам специальной оценки условий труда которых должны быть предоставлены гарантии и компенсации. Дан­ная категория в приказах, сопровождающих реформу МВД, оказалось забытой, хотя до 2012 года в ведомственных актах предусматривалась в Перечнях, а сотрудники ОВД, замещаю­щие данные должности, пользовались гарантиями и компен­сациями за вредные условия службы.

Анализ федеральных законов и приказов МВД позволил определить, что в процессе реформирования МВД остались неучтенными такие вредные условия, которые могут быть та­ковыми в силу воздействия вредного внешнего фактора, не­типичного для данного рода профессии и должностей, как у подразделений профессиональной служебной и физической подготовки территориальных органов МВД России, а также на кафедрах, огневой и тактико-специальной подготовки образо­вательных организаций системы МВД России, и подтверждае­мые специальной оценкой.

Представляется, что для устранения дискриминацион­ного положения сотрудников органов внутренних дел, за­мещающих должности во вредных условиях труда, согласно специальной оценки условий труда, необходимо внести соот­ветствующие дополнения не только в ст. 58 п.п.2 п.1 ФЗ 342, но и во все ведомственные акты, предусматривающие гарантии и компенсации за службу во вредных условиях.

ИГБАЕВА Гузель Римовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России

ШАКИРОВА Зульфия Римовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Уфимского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать трудовое право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.