В любой сфере улучшение условий труда и быта сотрудников положительно сказывается на результатах их работы.
В связи с реформированием МВД представляется необходимым уточнить основания и категории сотрудников органов внутренних дел, которым полагаются гарантии и компенсации.
Правовое регулирование отношений по применению гарантий с учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел осуществляется Федеральными законами:
- от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
и принятыми в их исполнение приказами МВД:
- от 2 февраля 2012 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»,
- от 20 февраля 2012 года № 106 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел
- Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
- Собрание законодательства РФ. 2011. №30 (ч. 1). Ст. 4595.
- Российская газета. 2013. 17 мая. № 104.
Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждения перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время»;
- от 19 апреля 2010 № 292 «О некоторых вопросах продовольственного обеспечения и обеспечения кормами (продуктами) штатных животных подразделений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федерации в мирное время» (вместе с «Порядком продовольственного обеспечения отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных категорий лиц в мирное время»)»;
- от 30 июня 2014 № 549 «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы во вредных условиях».
Приказами МВД России предусматриваются гарантии и компенсации в соответствии с утвержденными ими Перечнями должностей, содержащих такие их категории, рабочие места которых не подлежат специальной оценке на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно критериям специальной оценки условия труда сотрудников, чьи должности перечислены в Перечнях, признаются опасными, вредными, особыми (отклоняющимися от нормальных) в силу задач и функций, стоящих перед подразделениями ОВД, то есть автоматически. При этом в ОВД предусмотрены такие должности, рабочие места которых по результатам специальной оценки, признаются вредными, что подтверждается картой специальной оценки условий труда.
Категории лиц, замечающих должности в соответствии с Перечнями, утвержденными обозначенными приказами, имеют дополнительные гарантии и компенсации. В Перечнях, утвержденных приказами МВД, сотрудники органов внутренних дел, замещающих должности во вредных условиях труда, признанных таковыми картой специальной оценки условий труда, отсутствуют, соответственно дополнительные гарантии и компенсации им не выплачиваются по причине отсутствия формальных оснований.
Трудовое законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления гарантий и компенсаций занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам специальной оценки рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
При наличии специальных норм, регулирующих основания и порядок применения гарантий и льгот сотрудниками органов внутренних дел, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ, нормы трудового законодательства к спорным отношениям не применяются. Специальные нормы содержатся в перечисленных нормативных актах.
К числу гарантии и компенсаций за службу в условиях, отклоняющихся от нормальных, специальные ведомственные нормы относят
- повышенную оплату труда (п. 7 ст. 2 Федерального закона 342-ФЗ, приказ МВД РФ № 106);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 58 342-ФЗ, приказ МВД № 549);
- сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 53 342-ФЗ, приказ № 549);
- молоко и другие равноценные пищевые продукты (О некоторых вопросах продовольственного обеспечения и обеспечения кормами (продуктами) штатных животных подразделений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федерации в мирное время» (вместе с «Порядком продовольственного обеспечения отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных категорий лиц в мирное время»).
Ведомственные акты МВД ставят сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности во вредных условиях, в худшее положение в сравнении с работниками аналогичной категории, а сотрудников, чьи условия признаны вредными по результатам специальной оценки условий труда, не только в сравнении с работниками аналогичной категории, но и сотрудниками, чьи должности перечислены в Перечнях, утвержденными приказами МВД. Представляется, что данные ведомственные акты следует признать дискриминационными по признакам несения службы в органах внутренних дел во вредных условиях, и несения службы в органах внутренних дел во вредных условиях по результатам специальной оценки.
Презумпция приоритета специальной нормы над общей, недостаточная юридическая техника ведомственных приказов породили наличие пробелов, связанных с отсутствием в специальных Перечнях, утвержденных приказами МВД, должностей подразделений профессиональной служебной и физической подготовки территориальных органов МВД России, а также на кафедрах, огневой и тактико-специальной подготовки образовательных организаций системы МВД России, по результатам специальной оценки условий труда которых должны быть предоставлены гарантии и компенсации. Данная категория в приказах, сопровождающих реформу МВД, оказалось забытой, хотя до 2012 года в ведомственных актах предусматривалась в Перечнях, а сотрудники ОВД, замещающие данные должности, пользовались гарантиями и компенсациями за вредные условия службы.
Анализ федеральных законов и приказов МВД позволил определить, что в процессе реформирования МВД остались неучтенными такие вредные условия, которые могут быть таковыми в силу воздействия вредного внешнего фактора, нетипичного для данного рода профессии и должностей, как у подразделений профессиональной служебной и физической подготовки территориальных органов МВД России, а также на кафедрах, огневой и тактико-специальной подготовки образовательных организаций системы МВД России, и подтверждаемые специальной оценкой.
Представляется, что для устранения дискриминационного положения сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности во вредных условиях труда, согласно специальной оценки условий труда, необходимо внести соответствующие дополнения не только в ст. 58 п.п.2 п.1 ФЗ 342, но и во все ведомственные акты, предусматривающие гарантии и компенсации за службу во вредных условиях.
ИГБАЕВА Гузель Римовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России
ШАКИРОВА Зульфия Римовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Уфимского юридического института МВД России