Важным условием эффективного развития рыночной экономики является сотрудничество частного экономического сектора и секторов государственной власти.
Анализ и изучение однозначного определения понятия «государственно-частное партнерство» (далее ГЧП) является актуальной по ряду факторов. Во-первых, четкое определение данного термина на федеральном законодательном уровне пока отсутствует. Субъекты Российской федерации, понимая особую значимость формирования механизма правового регулирования ГЧП, формулируют собственные законы о ГЧП. И каждый раз трактовка этого процесса носит самостоятельный характер.
Во-вторых, современные исследователи и практики до сих пор встречают новые подходы в понимании сущности ГЧП, которые, иногда, противоречат друг другу.
На современном этапе в нашей стране данная тема приобретает все большую значимость. С одной стороны, это связано с изменениями в социальной и экономической жизни, трудностями реализации общественно значимых функций государством, дефицитом бюджета и т.д. С другой стороны, бизнес испытывает потребность в новых направлениях для инвестирования, сокращении издержек и увеличении прибыли.
Общепринятого определения рассматриваемого термина нет, как не существует и единого закона ФЗ в РФ, регулирующий отношения ГЧП. В электронной энциклопедии приводится общее его определение и звучит следующим образом: «ГЧП - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях».
Следует отметить и другие варианты трактовок ГЧП. Так, экономический анализ дает возможность сравнивать ГЧП с непрямой приватизацией, а косвенной. Суть процесса заключается в перераспределении ответственности между бизнесом и государством в отраслях, не подлежащих приватизации. Это касается объектов культурного наследия и др. Надо заметить, что основными условиями качественной реализации ГЧП являются особые методы включения бизнеса в данный процесс и сохранение за государством определенной степени хозяйственной деятельности и некоторых правовых основ собственности. Иначе процесс ГЧП может свести бизнес к полной или частичной приватизации объектов договора.
По В. Г. Варнавскому ГЧП «.. .государственно частное партнерство определяется как особая, но вполне полноценная замена приватизационных программ, позволяющая реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой». При этом, используя возможности бизнеса в решении важного круга проблем, государство сохраняет права собственника.
В то же время необходима правовая основа реализации партнерства как особого рода взаимодействия государства и бизнеса.
Этот подход приведет к явным изменениям процесса взаимоотношений «власть-бизнес», способствующим системному применению управленческих, экономических функций представителями предпринимательской сферы.
Постепенно ГЧП становится категорией многих аспектов, и нельзя останавливаться на одном конкретном определении, учитывая всю специфику этого явления. В связи с этим стоит остановиться на формулировке т ГЧП Зельднера А.Г., который предложил системный подход к определению ГЧП.
В теоретическом плане партнерство- самостоятельная категория экономики, которая возникает в процессе производства, распределения и обмена.
С позиции приоритетов национальной безопасности становление ГЧП является процессом, формирующим толерантность в отношениях государства, бизнеса и социальных институтов гражданского общества, направленную на формирование социально-экономической стабильности. Деятельность участников ГЧП направлена на создание конечного продукта и в производственной схеме по созданию добавленной стоимости ГЧП выступает важнейшей функцией. Это позволяет обеспечить синергетический эффект и снизить риски каждого из партнеров.
С точки зрения организационного процесса ГЧП выступает связующим звеном, системой институтов и направлена на взаимодействие партнерских отношений с позиции договора, контракта с взаимными обязательствами, соглашения, распределительных отношений. Следовательно, в этом случае у представителей бизнеса возникает интерес к совместным современным проектам, ноу-хау, эффективному менеджменту, а также формируется убеждение вкладывать инвестиции и получать гарантированную прибыль. При этом государство обеспечивает рациональное использование бюджета, в результате которого совместные проекты дополнительно финансируют.
Так как в России отсутствует единый федеральный закон, регулирующий экономические отношения государства и бизнеса, местные власти регионов формируют собственного правовое регулирование, создающее больше вариантов для приглашения партнеров для работы в социально-культурной сфере. Таким образом, по состоянию на 1 ноября 2014 года 71 субъект России из 85 уже приняли законы о ГЧП, то есть почти в 84% субъектов Российской Федерации.
Таким образом, стали возникать региональные законы о ГЧП. В законе Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 398-з «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве» ГЧП понимается как «...взаимовыгодное сотрудничество Республики Башкортостан с частным партнером с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории Республики
Башкортостан, которое реализуется путем заключения и исполнения соглашений».
Итак, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что в отечественной экономике ГЧП может восприниматься как симбиоз госуправления и частных структур, в котором суть партнерских отношений не будет отвечать его социальным и экономическим целям.
Следовательно, ГЧП необходимо следует рассматривать, во-первых, как один из серьезных регулирующих механизмов экономики, который решает конкретные задачи на всех уровнях государственного устройства, во-вторых, как акт сотрудничества между государством и бизнесом по тому или иному проекту.
Государство предлагает бизнесу и соответствующим государственным структурам и организациям, целенаправленно реализовывать ГЧП в социокультурной сфере, на законодательной основе. В результате анализа действующего законодательства можно рассмотреть следующие формы ГЧП, применимые в Российской Федерации, включающие концессионные соглашения; договоры аренды, в том числе с инвестиционными обязательствами; договоры совместной деятельности; доверительное управление государственным имуществом; соглашение о разделе продукции; инвестирование в различные уставные капиталы хозяйственных обществ; создание совместных предприятий; инвестирование в венчурные фонды; особые экономические зоны; создание и деятельность государственных корпораций; аутсорсинг.
Анализ показывает, что перечень форм ГЧП не является раз и навсегда установленным, так как в процессе коренных преобразований в нашей стране формируются новые отношения в экономической сфере. Это не может не повлечь за собой формирование новых правовых норм и определения форм ГЧП.
В рамках социально-культурной сферы существуют различные типы и виды организаций, включающих клубы, парки, библиотеки, музеи, театры, концертные залы, цирки. Следовательно, необходимо учитывать особенности применения форм ГЧП в этой среде. Выбор формы зависит от разнообразных объектов культуры, деятельность которых отражена в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре».и Федеральном законе «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», Федеральными законами «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах.
Также, на выбор конкретной формы ГЧП влияют задачи государственных органов, самих учреждений культуры и возможность их решения. Одна из возможных форм ГЧП в сфере культуры - это приватизация недвижимых культурных объектов, правовое регулирование которой осуществляется Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и другими документами. Исключение составляют те, которые отнесены к особо ценным объектам наследия народов России, памятники и ансамбли, внесенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и другие объекты, которые приватизации не подлежат.
Таким образом, государство, даже передавая право собственности на объект культуры, обеспечивает, посредством охранного обязательства, его сохранение, содержание и использование с учетом особенностей, послуживших основанием для его отнесения к рассмотренной категории, при любой намечаемой хозяйственной деятельности.
Другой формой ГЧП является аренда, которая специфична. Регулируются арендные отношения в сфере культуры положениями Гражданского кодекса об аренде зданий, сооружений с учетом особенностей, определенных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». При этом договор аренды подлежит обязательной государственной регистрации. Кроме того, предоставляется право Правительству России устанавливать льготы по размеру арендной платы для арендатора.
Такая форма может активной при осуществлении ГЧП в отношении музеев и библиотек. В соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества.
Ещё одной из форм ГЧП является предоставление культурного объекта, включенного в реестр памятников культурного наследия и находящихся в федеральной собственности в безвозмездное пользование.
Действенным инструментом ГЧП является концессионное соглашение. В правовом отношении оно нашло свое закрепление в положениях Федерального закона «О концессионных соглашениях», а также в постановлении Правительства «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения».
В соответствии с этим, концессионер (частный партнер) обязуется за свой счет создать и реконструировать недвижимое имущество (объект культуры), право собственности на который, принадлежит или будет принадлежать (концеден- ту) государству, с передачей данных объектов в эксплуатацию концессионеру за плату для осуществления деятельности по организации культурных мероприятий. ГЧП в данной форме можно использовать при реализации государством своих функций по строительству таких объектов культуры как музей, библиотеки, дома культуры, концертные залы.
Из вышеизложенного следует, что для более активного применения механизмов ГЧП в сфере культуры, в целях обеспечения единого подхода к этому понятию в сфере культуры и формам его выражения необходимо принять нормативный документ, декларирующий указанные подходы.
ПОНЬКИНА Елена Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Уфимского государственного нефтяного технического университета
АНДРЕЕВА Людмила Михайловна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии Уфимского государственного нефтяного технического университета