футбольные агенты

Трансфертные сделки в сфере футбола

Настоящая статья представляет собой короткий экскурс в рассмотрение вопроса о правовом регулировании деятельности спортивных агентов - часто выступающих косвенными участниками трансграничных частно-правовых отношений в сфере футбола.

Настоящая статья подготовлена в рамках написания кандидатской диссертации на тему «Трансграничные трансферные сделки в сфере профессионального спорта».

Главная задача автора - проанализировать особый правовой статус футбольного агента, определить его, зачастую, косвенное место в системе международных футбольных трансферов, изучить регламентацию правовых отношений с его участием.

Зачастую при рассмотрении вопроса правовой регламен­тации трансферной деятельности футбольных клубов специ­алисты ограничиваются лишь отношениями формата «клуб- клуб» либо «клуб-спортсмен-клуб», тем самым, ограничивая их и забывая про такого важного посредника в трансферных сделках как спортивный агент.

Футбольных агентов одни правоведы и спортивные спе­циалисты именуют «хищниками», другие - необходимыми элементами (посредниками) на рынке труда.

Первоначально необходимо понять, что из себя представ­ляет профессия «футбольного агента», ее правовой статус, а также полномочия.

Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», спорт - это сфера соци­ально-культурной деятельности как совокупность видов спор­та, сложившаяся в форме соревнований и специальной прак­тики подготовки человека к ним.

Данное сугубо теоретическое понятие касается не только физических упражнений для улучшения состояния здоровья и внешнего вида человека, но и коммерческих бизнес-отноше­ний (предпринимательства).

Очевидно, что спортивные агенты являются представи­телями именно коммерческой составляющей спорта. Они - жесткие и прагматичные бизнесмены, включающие в сферу своих интересов, профессиональный спорт как наиболее зре­лищный, популярный и востребованный, а, значит, и рынок - выгодный им, мало контролируемый по затратам и обшир­ный по объемам.

Итак, спортивные агенты работают, как ясно из предыду­щей мысли, все-таки на рынке, «трансферном рынке», кото­рый в России только формируется. Локомотивом здесь высту­пает самый популярный игровой вид спорта в мире - футбол.

Деятельность футбольных агентов легитимна и не запре­щена. Однако вряд ли ее можно считать перманентно прису­щей по своей природе футболу, его необходимым элементом. Футбол способен прожить и без агентов. Однако профессио­нальный футбол является заманчивым сегментом рынка труда с высокооплачиваемыми работниками и богатейшими рабо­тодателями. Следовательно, и футбольные агенты не против урвать свой кусок из этого пирога, представляя услуги посред­ника при балансировке спроса и предложения рабочей силы в футбольных клубах.

Поэтому футбольные агенты - по сути, кадровые агент­ства в спорте.

Правовое регулирование деятельности агентов как посредников трансфертных сделок в сфере футбола

Агентская деятельность в спорте, в целом, появилась до­вольно давно. Первым известным спортивной истории случа­ем участия агента в сделке клубов является случай 1925 года и произошел в Соединенных Штатах Америки.

Так, в 1925 году спортивный агент Чарльз Пайл (Charles «Cash & Carry Pyle) принимал участие в переговорах между своим клиентом Редом Гранжем (Red Grange) и клубом «Чи­каго Беарз» (Chicago Bears) и добился для Рэда зарплаты в раз­мере 100 тысяч долларов в год.

Практически одновременно с возникновением агентской деятельности в спорте появились и конфликты.

Спортивной истории известен случай Джима Ринго (Jim Ringo) - высококлассного футболиста, изгнанного из клуба, уз­навшем о привлечении агента игроком.

Аналогичный случай произошел в Японии в 1992 году. Игрок бейсбольного клуба «Якалт Свалоуз» («Yakult Swallows») Атсуа Фурута (Atsuya Furuta) был исключен из команды, когда заявил, что пересмотром его контракта будет заниматься на­нятый им агент.

В 21 веке, несмотря на в целом негативное отношение футбольных клубов к спортивным агентам, представляющим интересы игроков, привлечение спортсменами агентов для представления интересов последних в отношениях между клу­бами находится на очень высоком уровне.

Количество агентов в настоящий момент варьируется от страны к стране, но в целом, неизменно одно - их количество растет неудержимыми темпами.

Официальный сайт ФИФА однако приводит справочную информацию о количество сертифицированных футбольных агентов в мире.

Так, согласно сводкам официального портала ФИФА, в 2007 и 2008 годах в мире зарегистрировано соответственно:

  • в Испании - 454 и 544;
  • в Италии - 482 и 500;
  • в Англии - 327 и 346;
  • в Бразилии - 243 и 307.

В то же время на Украине - 40 агентов, в Японии - 28, в Белоруссии - 13, в Эстонии - всего один.

Официальным временем появления футбольных агентов можно считать момент, когда директива ФИФА от 11 декабря 1995 года, вступившая в силу с 1 января 1996 года, ввела обя­занность получения агентами футболистов лицензий агента, которые выдавались только после сдачи экзамена, направлен­ного на выявление компетентности каждого отдельного канди­дата.

Первое внятное определение футбольного агента появи­лось лишь в 2000 году, когда Исполком ФИФА принял первый в истории Регламент по деятельности агентов игроков.

Также упоминание об агентах было включено в пункт 2 статьи 17 официального Регламента по применению Устава ФИФА: «Игроки могут прибегать к услугам агентов для обсуж­дения условий своего перехода. Такую работу могут выпол­нять лишь агенты игроков, обладающие лицензией. Соответ­ствующие положения в этой связи вырабатывает Исполком».

Таким образом, официально институт футбольных аген­тов насчитывает лишь двадцатилетнюю историю. Следова­тельно, этим и объясняется то количество коллизий и про­белов в нормах, регулирующих трансферную деятельность футбольных клубов в целом, и посредническую деятельность футбольных агентов в частности.

1 января 2008 года в силу вступил новый Регламент по де­ятельности агентов игроков ФИФА - документ, разительно от­личающийся от предыдущего 2000 года.

Так, в соответствии с Регламентом 2008 года, «Агент игро­ков - физическое лицо, которое за плату представляет игроков клубам с целью заключения контрактов или их пересмотра или представляет два клуба друг другу с целью заключения соглашения о трансфере в соответствии с положениями, уста­новленными в данном Регламенте».

Таким образом, в соответствии с определением, при­веденным выше, мы можем наблюдать, что дефиниция фут­больного агента дана через перечисление его основных при­знаков (физическое лицо, осуществляющее свою деятельность за плату) и функций (осуществление посредничества при под­писании футболистом трудового контракта с клубом или же помощь двум клубам при трансфере).

К сожалению, определение не дает исчерпывающего от­вета на главный вопрос, кто же, собственно говоря, такой фут­больный агент. Кроме того, в определении содержатся несоот­ветствия, к примеру:

Может ли, например, агент:

Оказывать свои услуги на безвозмездной основе?

Оказывать своему клиенту иные услуги, не перечислен­ные в определении, например, маркетинговые, консалтин­говые, рекламные, которые, между словом, давно уже стали классикой агентской деятельности?

Видимо, ФИФА при составлении и подписании Регла­ментов и иных директив, прежде всего, руководствуется духом закона, нежели буквой и современными реалиями. На многое ФИФА закрывает глаза и возводит в ранг условности. На прак­тике Регламент слишком многое выносит за скобки, оставляя на откуп национальному законодательству и регламентам национальных ассоциаций. Ведь, если сделать определение слишком подробным, а, следовательно, императивным, то коллизий с национальными актами стран-участников ФИФА не избежать.

Что касается российской системы регулирования дея­тельности футбольных агентов, то Российский футбольный союз (РФС) постарался дать более конкретное и подробное определение футбольного агента.

Так, в соответствии, с Регламентом РФС по агентской де­ятельности 2008 года, пунктом 1 статьи 2, «Агентом является только физическое лицо, получившее в установленном на­стоящим Регламентом порядке лицензию, которое возмезд­но оказывает футболисту или футбольному клубу услуги пу­тем совершения юридических и/или фактических действий с целью перехода футболиста из одного футбольного клуба в другой, заключения (изменения/расторжения) трудового договора между профессиональным игроком и футбольным клубом, оказания содействия футбольным клубам в переходах футболистов, а также иные услуги (посреднические, представительские, консультационные и др.), связанные с трудовой деятельностью футболистов и трансферной деятельностью футбольных клубов».

Определение, составленное Российским футбольным со­юзом, выглядит более понятным, подробным и конкретизи­рованным на фоне столь общих и пространных дефиниций ФИФА от 2000 и 2008 годов, так как содержит в себе все основ­ные признаки агента и его функции, при этом имея сравни­тельно открытый список услуг, оказываемых посредниками футболистам.

Так, агентом может быть только физическое лицо, име­ющее лицензию. Также, в отличие от регламентов ФИФА, в определении предусмотрено оказание услуг агентом по рас­торжению договора (ведь далеко не секрет, что порой рас­торжение договора представляется намного более сложным делом, нежели его заключение).

В законодательстве Франции, а именно в Статье 15-2 За­кона № 84-610 от 16 июля 1984 года (с изменениями от 6 июля 2000 года) содержится также неплохое определение футболь­ного агента:

«Любое лицо, осуществляющее за вознаграждение систе­матическую или несистематическую деятельность по сведе­нию сторон, заинтересованных в заключении договора, отно­сящегося к сфере осуществления спортивной деятельности на платной (профессиональной) основе, должно иметь лицензию спортивного агента».

Так, Франция - одно из немногих государств, где спортив­ные проблемы и споры решаются на уровне национальных кодексов и законов, а не внутренних документов спортивных федераций.

Следует также обратить внимание, что закон регулирует деятельность не только футбольных агентов, а всех спортивных агентов в целом.

Как видно из определения, французские правоведы и юристы тоже обратили внимание на систематичность оказы­ваемых услуг, а также вознаграждение за их осуществление.

Частота посреднических действий не является существен­ным условием, критерием, так как даже единичный случай предоставления услуг профессиональному спортсмену ставит всю деятельность в рамки обозначенных законом норм.

Более того, в соответствии с французским законодатель­ством, лицензию необходимо получать только тем агентам, которые планируют оказание услуг на платной основе.

Также следует отметить, что французы считают, что иные услуги не должны входить в рамки агентского договора, а его предметом должна быть исключительно сфера професси­онального спорта. Из договора исключаются контракты, не имеющие прямого отношения к спортивной деятельности, например, соглашение по использованию изображения спор­тсмена.

Однако последнее представляется крайне неудобным, так как реалии таковы, что большинство лицензированных спор­тивных агентов заключают договоры с клиентами по поводу коммерческой реализации имиджевых и иных прав. В этой связи представляется гораздо проще заключить один общий договор вместо сотни конкретных.

Так кто же такой футбольный агент? В идеале это человек, помогающий футболисту решать возникающие проблемы.

Проводя анализ правового статуса футбольного агента, иногда неловко проводишь аналогию с голливудскими про­дюсерами, работающими в сфере шоу-бизнеса.

Действительно, в этих двух профессиях много общего. В принципе они отличаются друг от друга не больше, чем фут­болист высшего дивизиона от игрока первой лиги. Публич­ность и большая известность агентов присуще как продюсе­рам, так и спортивным посредникам. Отличается лишь сфера их деятельности.

Стараясь сформулировать одним предложением, цель агента - решить любые спортивные, а иногда и личные про­блемы клиента, чтобы последний в свою очередь мог сосредо­точиться на выполнении своих основных обязанностей. Ведь во многом от качества выполнения футболистами своих профес­сиональных обязанностей зависит и заработок футбольного агента, готового в любой момент предложить своего клиента другому богатому клубу. Вопрос лишь в цене агентских услуг, которая зачастую переваливает за десятки миллионов фунтов от одной трансферной сделки.

РОМАШИН Игорь Владимирович
аспирант кафедры международного частного права Московского государственного университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Начальник юридического отдела АНО «Московский учебный центр ЕЭС»



Рекомендуем почитать спортивное право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.