В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество нормативных актов, цель которых - социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, сложившаяся практика применения указанных норм свидетельствует о том, что отдельные вопросы правового регулирования защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют внесения изменений и правой корректировки.
Так, в соответствии с нормативными актами, в целях защиты прав и законных интересов детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях, орган опеки и попечительства осуществляет надзор в отношении опекунов. По результатам надзора составляется акт проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований по осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. В данном акте, в числе прочих сведений, отражаются сведения о состоянии здоровья ребенка. Необходимо обратить внимание, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предусмотрена возможность одновременного предоставления сведений о состоянии здоровья несовершеннолетних подопечных, в том числе, о выявленных у них заболеваниях, диагнозах в органы опеки и попечительства, т.к. указанная информация является врачебной тайной, разглашение которой возможно с письменного согласия гражданина или его законного представителя.
В связи с указанным, необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», дополнив п. 4 ст. 13 абзацем следующего содержания: «- по запросу органа опеки и попечительства в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов (попечителей)».
Рассмотрим следующую ситуацию.
В ч. 4 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон № 159) закреплены обстоятельства, при наличии которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - дети- сироты), в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц.
К таким обстоятельствам, в частности, относится проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении. Таким образом, ЖК РФ предусматривает возможность принудительного обмена только для жилых помещений, занимаемых гражданами по договору социального найма.
Получается, что в Законе № 159-ФЗ отсутствует основание для признания факта невозможности проживания в жилом помещении, принадлежащем гражданам на праве собственности в аналогичной ситуации, когда там проживает либо является собственником (сособственником) лицо, лишенное родительских прав в отношении ребенка-сироты.
Правовая регламентация вопросов защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Кроме того, действующая норма, предусматривающая для установления факта невозможности проживания, обязательное наличие решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ, что на практике вызывает затруднения в ее применении. Суды, как правило, выносят решения об отказе в принудительном обмене жилого помещения по иску детей-сирот, и устанавливается невозможность проживания в таком жилом помещении. Таким образом, чтобы детям- сиротам установить факт невозможности проживания в данной ситуации им в обязательном порядке надо обращаться в суд, что вызывает существенные затруднения (финансовые, документальные и пр.) и на практике является нецелесообразным.
Рассмотрим следующий вопрос, возникающий при применении норм, регламентирующих защиту прав и интересов детей-сирот.
Перечисленным в п. 1 ст. 8 Закона № 159 категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Необходимо обратить внимание, что данная норма предусматривает возможность предоставления жилого помещения органом исполнительной власти, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ для предоставления жилого помещения, дети-сироты должны быть включены в список детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, достигшие возраста 14 лет, и определяется место жительства указанных лиц. На момент включения в список (с 14 лет) ребенок-сирота может быть зарегистрирован по месту жительства опекуна, в учреждении для детей-сирот, либо по старому месту своего жительства и, соответственно, место жительство ребенка-сироты определяется на момент включения его в список. Зачастую складывается ситуация, когда на момент предоставления жилого помещения место жительства меняется и затруднительно определить населенный пункт для предоставления жилого помещения. Возникает ситуация, при которой суды при вынесении решения о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и рассмотрении вопроса о месте жительства руководствуются в качестве доказательной базы местом его регистрации, которое, как правило, не является актуальной. Часто ребенок-сирота имеет регистрацию по месту жительства ранее занимаемого жилого помещения, в отношении которого установлен факт невозможности проживания, однако сняться с регистрационного учета он не может до момента предоставления жилого помещения.
Суды же не рассматривают в качестве доказательства фактического проживания ребенка-сироты по другому месту жительства после 18 лет ввиду отсутствия правовых оснований. В связи с чем, судами часто выносятся решения о предоставлении жилого помещения по месту регистрации ребенка-сироты. В сложившейся ситуации целесообразно дополнить п. 1 ст. 8 Закона № 159 абзацем следующего содержания «место предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется по месту их жительства на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения».
Необходимо обратить внимание на следующий вопрос.
В соответствии с ч. 4 ст.155.1 Семейного кодекса РФ по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна (попечителя) этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей
Таким образом, обязанности опекуна (попечителя) за детьми-сиротами до 18 лет, обучающимися в профессиональных образовательных организациях, возлагаются на органы опеки и попечительства, что отрицательно сказывается на осуществлении деятельности из-за трудностей при исполнении.
Сегодня не редкими являются случаи заключения соглашений между органом опеки и попечительства и профессиональной образовательной организацией об оказания содействия в работе с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей. Однако работа социальной службы учебных заведений не всегда достаточно скоординирована, ослаблен контроль за детьми-сирота- ми. В подобной ситуации в работе с указанными детьми возникают следующие трудности: непосещение занятий; нарушение правил проживания в общежитии и устава учебного заведения; совершение административных правонарушений и уголовных преступлений. Оперативно отреагировать на данные нарушения органы опеки и попечительства, к сожалению, не имеют возможности.
Важно обратить внимание и на положение, в соответствии с которым личные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны храниться органом опеки и попечительства по месту обучения детей, что в свою очередь затрудняет работу образовательных организаций.
Таким образом, возложение обязанностей опекуна (попечителя) детей-сирот на образовательные организации, реализующие образовательные программы, позволит оперативно контролировать обучение этих детей, а также своевременно решать вопросы защиты их прав и законных интересов. На основании вышеизложенного, необходимо внести изменения в ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации в части возложения функций опекунов (попечителей) также на профессиональные образовательные организации, в которых обучаются дети-сироты.
Внесение указанных дополнений и изменений в действующее законодательство позволит устранить существующие пробелы и будет способствовать соблюдению прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
БШЛЬГИСОВА Кристина Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента
КУЗНЕЦОВА Злата Вячеславовна
бакалавр Южного института менеджмента