детский дорожно-транспортный травматизм

Проблема детского травматизма

Каждый из живущих на Земле людей, даже по­мимо его воли, становится участником дорожного движе­ния. В любом самом отдаленном уголке Земли существует хоть какие-то дороги и какой-нибудь вид транспортных средств и, как следствие, существует проблема безопасно­сти дорожного движения. Причем, с каждым годом коли­чество транспортных средств увеличивается. Ни для кого не секрет, что и в нашей стране, несмотря на определен­ные экономические трудности, количество транспорта на душу населения постоянно увеличивается. По сравнению с развитыми странами мира, ситуация, складывающаяся на дорогах нашей страны, не выглядит благоприятной. Уже с 2006 года правительство Российской Федерации реализует Целевые программы, направленные на сокра­щение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий. В настоящей статье хотелось бы остано­виться только на одной из составляющей этой проблемы - уменьшению количества числа детей, погибших или по­лучивших телесные повреждения в дорожно-транспорт­ных происшествиях, то есть проблеме детского дорожно­транспортного травматизма.

Известно, что детский травматизм занимает одну из верхних граф в общей статистике детской смертности и сни­жение данных показателей послужило бы не только реали­зацией решений Всемирной организации здравоохранения, но и целям, направленным на демографические проблемы нашей страны. В результате правильного подхода к реше­нию данной проблемы можно воспитать поколения людей, которые будут видеть необходимостью соблюдение всех мер безопасного поведения в дорожной среде. Ведь основным среднестатистическим виновником дорожно-транспортного происшествия является человек в возрасте от 20 до 40 лет.

Федеральная целевая программа «Повышение безопас­ности дорожного движения в 2013-2020 годах» прямо указы­вает на основную цель ее реализации - снижение смертно­сти на дорогах на 8 тысяч человек по сравнению с 2012 годом (показатели 2012 года - 27991 погибших). Если посмотреть на статистические данные по детскому дорожно-транспортному травматизму, то они выглядят таким образом: в 2012 году про­изошло 20879 дорожно-транспортных происшествий, в кото­рых погибло 970 детей, а еще 22016 - получили травмы; в 2016 году эти цифры таковы - 19269 - 710 - 20621; а за прошедший период 2017 года - 4701 - 399 - 11253. Сравнивая представлен­ные данные 2012 и 2016 годов видно снижение, причем эти по­казатели не могут не радовать - уменьшение числа погибших детей на 260 человек, что составляет 73 % от 2012 года. Показа­тели же 2017 года наоборот выглядят удручающе: относитель­но 2016 года рост числа погибших детей составляет 10.8 %.

Прежде чем делать какие бы то ни было выводы, хоте­лось бы напомнить, что несовершеннолетние в статистических данных, также как и взрослые, имеют разделение - пешеходы, пассажиры и «водители». Под последним подразумевается возможность участия несовершеннолетних в ДТП при управ­лении ими велосипедом, мопедом, самокатом и т.п.

В период с начала 2017 года по июнь из 399 погибших в результате ДТП детей 257 находились в транспортных сред­ствах в качестве пассажира, а это по сравнению с аналогичным периодом 2017 года рост на 23,6 %. И это при том, что в послед­ний год особое внимание со стороны правоохранительных ор­ганов и ГИБДД в частности уделяется контролю за перевозка­ми детей в салонах транспортных средств.

Безопасность дорожного движения:проблема детского травматизма

В России с начала года изменялись правила перевозки де­тей в салоне автомобиля. Соответствующие поправки в ПДД внесло правительство. Теперь пассажиров от семи до 12 лет можно будет сажать в салон без специальных автокресел, но только сзади и, разумеется, с использованием ремней безопас­ности. Малыши по-прежнему должны ездить исключительно в удерживающих устройствах, здесь ничего не изменилось.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью рем­ней безопасности, предусмотренных конструкцией транс­портного средства, а на переднем сиденье легкового авто­мобиля - только с использованием детских удерживающих устройств. Использование детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней без­опасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства в соответствии с п. 22.9 ПДД РФ требуется не только в легковых автомобилях, а во всех транспортных средствах, обо­рудованных ремнями безопасности. В соответствии с нацио­нальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транс­портных средствах», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2005 года № 318-ст, детская удерживающая система (удерживающее устройство) - совокупность элементов, состо­ящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулиру­ющих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устрой­ство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящего­ся в удерживающем устройстве, путем ограничения подвиж­ности его тела. Использовании универсального детского удер­живающее устройство марки «ФЭСТ», не может быть принят во внимание, поскольку доказательств того, что применение указанного устройства ограничит подвижность тела ребенка с целью уменьшения опасности ранения в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства не имеется, о чем не раз указывали суды при рассмотрении жалоб по де­лам об административном правонарушении. «Нового закона» по порядку применения данного устройства не применялось, поскольку его эксплуатация изначально сомнительна.

Еще одна важная поправка запрещает оставлять детей до­школьного возраста одних в машине, без присмотра взрослых. О необходимости ввести такую норму говорили несколько лет после целой серии случаев, когда родители запирали де­тей в салоне, чтобы сотрудники ДПС не смогли эвакуировать автомобиль. Ответственности за такое правонарушение пока, правда, не предусмотрено. Но если подойти к этому момен­ту более скрупулезно, нерадивых водителей можно привлечь и по уже существующим статьям, например, «Оставление в опасности».

Штраф за нарушение этих Правил перевозки детей не так уж и мал - 3000 рублей. Тем не менее, водители не торопятся их соблюдать, что и приводит к трагическим последствиям.

Детский дорожно-транспортный травматизм

Здесь хотелось бы отметить, что законодатель опять остался верен только возрастному критерию, при выработке правил перевозки детей до 12 лет. Как нам кажется, было бы точнее применить и некоторые требования к массогабарит­ным показателям детей этой возрастной категории, указать, например рост ребенка, при достижении которого ему разре­шается использовать штатные ремни безопасности. Пусть эти случаи и не слишком часты в жизни, но бывает, что ребенок в 11 лет вырастает до размеров, когда он просто не помещается в специальное удерживающее устройство, без которого ему нельзя находится на переднем пассажирском сиденье автомо­биля. При нахождении такого «ребенка» на переднем сиденье, он упирается головой в крышу автомобиля.

Конечно, проще всего сделать вывод о недостаточной ра­боте инспекторов дорожно-патрульной службы по выявлению нарушений перевозки детей в салонах автомобилей. Однако для решения данной проблемы необходимо применить ком­плексный подход, основой которого нам видятся меры воспи­тательного характера. А для случаев травмирования детей в салоне автомобиля, это в большей мере относится к взрослым - водителю и пассажирам.

Процесс формирования устойчивой потребности в со­блюдении всего аспекта Правил дорожного движения одно­значно займет продолжительный период времени (десятки лет). Поэтому начинать нужно уже сейчас и с раннего детского возраста, с детского сада и школы.

Если в детских садах занятия, скорее всего, должны носить игровые формы, то с первых классов средних образовательных учреждений необходимо введение в обязательном порядке дисциплины (предмета) «Правила дорожного движения» («Безопасность дорожного движения»). Причем данная дис­циплина должна иметь обязательный (не факультативный) для всех учащихся характер и курс рассчитываться на весь срок обучения в школе с обязательной промежуточной и итоговой аттестацией.

На начальном этапе у учащихся формируется бессозна­тельное отношение к вопросам личной безопасности и без­опасности окружающих участников дорожного движения, расширяются знания и практические навыки поведения на дорогах. В рамках проведения занятий необходимо при взаи­модействии с сотрудниками ГИБДД привлекать школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах.

Изучение правил безопасного поведения на дорогах не должно ограничиваться только знаниями Правил дорожного движения. Учащихся также необходимо знакомить с истори­ей возникновения автомобиля и правил дорожного движения. Формировать у детей устойчивые навыки переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями, следить за сво­им поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде, уважительного отношения к «законам дороги».

Большое значение уделить вопросу начальных знаний и первичных навыков оказания первой помощи при ДТП. Ведь комплекс мер по снижению общего дорожно-транспортного травматизма состоит из таких составляющих, как предупреж­дения ДТП вообще, предотвращение травм в ходе происше­ствий и сохранение жизни, если ДТП все же произошло.

Конечно, ни в коем случае нельзя проблему оказания по­мощи пострадавшим в ДТП перекладывать на плечи самих участников дорожного движения. Первостепенное значение здесь имеет оперативность и взаимодействие подразделений ГИБДД и скорой медицинской профессиональной помощи. Известно, что на современном этапе, негативным фактором является несвоевременное прибытие на место дорожно-транс­портного происшествия медицинских работников, как след­ствие неоказание в нужный момент медицинской помощи, что приводит к смертельным последствиям даже при травмах, при которых в обычных условиях люди не погибают.

Подводя итог, можно сделать однозначный вывод: про­блема дорожно-транспортного травматизма и детского до­рожно-транспортного травматизма в частности не может быть решена сиюминутно путем применения только волевого решения органов власти через постоянно ужесточающиеся санкции к нарушителям Правил дорожного движения. Необ­ходимо введение обязательных уроков в школе, направленных на формирование менталитета гражданина России, соблюде­ние норм безопасного поведения на дороге в котором было бы неотъемлемой необходимостью. Так как данный процесс длителен, а цель уменьшения пострадавших в ДТП стоит уже сейчас, сотрудникам дорожно-патрульной службы и других подразделений ГИБДД отводится основная роль. Возможно, кому-то покажется применение обязательных мер привлече­ния к ответственности за нарушение правил перевозки пасса­жиров (в том числе детей) крайними неоправданно суровыми (1 тысяча рублей - за неиспользование ремней безопасности, 3 тысячи рублей - нарушение правил перевозки детей) мерами несопоставимыми с другими нарушениями ПДД (нарушение скоростного режима, правил маневрирования, нарушений расположения транспортных средств на проезжей части и других), которые стоят в прямой причинно-следственной свя­зи с событием ДТП. Но, тем не менее, мы должны согласиться с тем, что, в том числе, и через выполнение необходимых мер обеспечения пассивной безопасности можно добиться поло­жительной динамики по снижению количества погибших и пострадавших на дорогах нашей страны.

Кроме этого, по нашему мнению, сотрудниками ДПС проводится недостаточная работа по выявлению нарушений ПДД пешеходами. Это объясняется нежеланием связываться (из-за незначительной по сумме штрафной санкции) с гражда- нами-нарушителями, которые в основном не имеют при себе документов, удостоверяющих личность.

АНТОНОВ Александр Алексеевич
старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России



Рекомендуем почитать семейное право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.