20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию 44/25, на основе которой была одобрена Конвенция о правах ребенка и открыта для подписания, ратификации и присоединения.
Конвенция о правах ребенка является единственной среди других основных конвенций о правах человека, которая вступила в силу за очень короткое время, — меньше года после ее принятия — 2 сентября 1990 г. в соответствии со ст. 49 Конвенции после ее ратификации 20-м государством. Сегодня Конвенцию ратифицировали все государства-члены ООН кроме США.
Для контроля за выполнением государствами положений Конвенции был образован Комитет по правам ребенка (КПР) в соответствии со ст. 43 Конвенции о правах ребенка 1989 г. В Комитет входят 18 экспертов, действующих в личном качестве и избираемых тайным голосованием в ходе совещания стран- участниц Конвенции из числа граждан этих стран с учетом принципа справедливого географического распределения и представительства главных правовых систем. Члены Комитета должны обладать высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области, охватываемой Конвенцией. Каждое государство имеет право выдвинуть не более одного кандидата.
Члены Комитета избираются на четырехлетний срок и имеют право быть переизбранными при повторном выдвижении их кандидатур. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комитета государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок. В их число входят председатель, четыре его заместителя и докладчик. От Российской Федерации в качестве эксперта в Комитет избрана О. А. Хазова.
Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляет Секретариат ООН. Генеральный секретарь ООН предоставляет необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с Конвенцией. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство ЭКОСОС.
В функции КПР входит: рассмотрение докладов государств о выполнении Конвенции; рекомендовать Генеральной Ассамблее предложить Генеральному секретарю провести от ее имени исследования по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка; принимать рекомендации общего характера. С частотой примерно раз в год Комитет проводит однодневную общую дискуссию. Она носит открытый характер: приглашаются представители государств, органов и специализированных учреждений ООН, неправительственных организаций, научного и экспертного сообщества, а также дети. Обычно обсуждается какой-либо тематический вопрос, связанный с применением положений Конвенции в определенных обстоятельствах или в отношении определенной категории детей.
Как и другие договорные органы, Комитет по правам ребенка принимает замечания общего порядка, которые толкуют и развивают положения Конвенции. Стоит отметить, что в ноябре 2014 г. КПР совместно с Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин приняли совместную общую рекомендацию/замечание общего порядка о вредных практиках в отношении девочек. Кроме них, у Комитета есть и другая форма работы - решения. Обычно они касаются процедурных вопросов (сроки представления докладов, их формат, порядок заседаний), но ряд решений содержит и предметные рекомендации государствам и органам ООН относительно исполнения отдельных положений Конвенции.
Комитет по правам ребенка с 14 апреля 2014 г. может рассматривать индивидуальные сообщения, рассматривать жалобы государств на невыполнение другими государствами положений Конвенции и проводить расследования в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции, предусматривающим такие полномочия Комитета. Данный инструмент был разработан соответствующей рабочей группой Совета ООН по правам человека в 2010-2011 гг., без голосования одобрен пленумом Совета на его 17-й сессии и принят Генеральной Ассамблеей на ее 66-й сессии 19 декабря 2011 г.. На сегодняшний день Факультативный протокол подписали 50 государств, а ратифицировали 34 государства. Российская Федерация не участвует в этом Факультативном протоколе.
Международные договоры по защите прав детей
Уже в том же году, когда Факультативный протокол вступил в силу, в Комитет поступила первая жалоба против Испании, а 4 июня 2015 г. Комитет вынес первое решение. Данный факт заслуживает подробного рассмотрения и определенных дискуссий в рамках отечественной юридической доктрины. До этого момента только Африканский комитет экспертов по правам и основам благосостояния ребенка мог рассматривать исключительно жалобы на нарушение прав детей.
Истец А. Х. А. (Abdul-Hamid Aziz, гражданин Ганы) был представлен адвокатом Альбером Паресом Касановой из адвокатской конторы «Collectiu Iuris» и ассоциации «Associacio Noves Vies» направил 23 сентября 2014 г. жалобу в Комитет по правам ребенка. В своем заявлении он утверждал, что родился 24 июля 1994 г. и является жертвой нарушения государством- участником его прав по статье 3 (принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка) в сочетании со статьями 18 (2) и 20 (1) и по статьям 8, 20, 27 и 29 Конвенции.
В своем заявлении А. Х. А. изложил факты в следующем виде. После прибытия в Испанию автор был представлен полицией как несопровождаемый несовершеннолетний. 24 октября 2010 г. Главное управление по защите детей и подростков Испании начало разбирательство на предмет признания, что автор оказался покинутым и нуждается в защите со стороны государственных властей. Однако медицинские обследования показали, что ему было по крайней мере 19 лет. Соответственно, 16 ноября 2010 г. автор был информирован Главным управлением, что он не имеет права на государственную защиту, ибо он, как было установлено, является взрослым.
Автор оспорил решение Главного управления в барселонском суде первой инстанции № 18. Он утверждал, что является несовершеннолетним, а датой его рождения является 24 июля 1994 года, как указано в его свидетельстве о рождении и в паспорте, выданном консульством Ганы в Мадриде 21 декабря 2010 г., и что тем самым он имеет право на государственную защиту. 22 июля 2011 года суд отклонил его ходатайство. Автор подал апелляцию на решение суда № 18. 5 октября 2011 г. барселонский Провинциальный суд отклонил апелляцию автора. 5 октября 2012 г. он подал еще и кассационную жалобу в Верховный суд. 17 сентября 2013 г. Верховный суд признал такую жалобу неприемлемой.
Суть жалобы состоит в следующем. Автор утверждает, что государство-участник нарушило его права по статье 3 в сочетании со статьями 18 (2) и 20 (1) и по статьям 8, 20, 27 и 29 Конвенции. Автор утверждал, что власти произвольно отказались признать его несовершеннолетним и проигнорировали дату рождения, указанную у него в паспорте, хотя они никогда не оспаривали действительность этого документа. Медицинские обследования, проведенные властями с целью установить его возраст, и не проводились опытным врачом, и не востребовали соответствующую технологию и тесты для оценки возраста. Кроме того, автор утверждал, что медицинские тесты с целью определить возраст человека должны проводиться только в том случае, когда у человека нет документации, указывающей его/ее дату рождения. Решение властей государства-участника лишило автора его правомочий на государственную защиту в качестве несовершеннолетнего, причинив ему продолжающийся вред.
Рассмотрение Комитетом вопроса о приемлемости. Прежде чем рассматривать любую жалобу, содержащуюся в сообщении, Комитет должен решить в соответствии с правилом 20 его Правил процедуры в рамках Факультативного протокола, касающегося процедуры сообщений, является ли сообщение приемлемым.
Комитет принял к сведению утверждения автора о том, что 16 ноября 2010 г. Главное управление по защите детей и подростков заключило, что он не является несовершеннолетним, и информировало его, что он не имеет права на защиту в качестве ребенка; впоследствии все судебные апелляции против этого решения были отклонены; и 17 сентября 2013 г. Верховный суд признал неприемлемой его кассационную жалобу. Комитет отметил, что все факты, упомянутые в сообщении, включая судебное решение по последней инстанции, произошли до 14 апреля 2014 г. - до даты вступления в силу Факультативного протокола для государства- участника. Соответственно, Комитет заключил, что, согласно статье 7 (g) Факультативного протокола, рассмотрение настоящего сообщения возбраняется ему rationetemporis. Поэтому Комитет постановил: признать сообщение неприемлемым по статье 7 (g) Факультативного протокола; препроводить настоящее решение автору сообщения и в порядке информации государству-участнику.
Таким образом, Комитет по правам ребенка при рассмотрении своей первой жалобы признал ее неприемлемой, что не позволило Комитету начать рассмотрение жалобы по существу. Вместе с тем в данном деле рассматривался вопрос о продолжающемся вреде, который продолжал длится и до момента подачи А. Х. А. жалобы в Комитет, и мог бы стать основой для рассмотрения жалобы. Более того, истцом в процессе рассмотрения был поднят целый ряд интересных вопросов, особенно в контексте развития принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст.3 Конвенции). Будем ожидать дальнейших решений Комитета, которые, должны способствовать повышению эффективности защиты прав детей.
КАБАНОВ Владимир Львович
кандидат педагогических наук, докторант кафедры международного права Российского университета дружбы народов