Развитие противодействия насилию проходит по трём направлениям: законодательному, информационно-просветительскому и институциональному.
В Азербайджанской Республике Указом Президента Азербайджана от 14 января 1998 г. создан Государственный Комитет по Проблемам Женщин. Комитетом за период своей деятельности осуществлена целенаправленная работа, направленная на решение существующих проблем. Однако необходимость решения проблем семьи и детей в комплексе с проблемами женщин обусловила создание единого органа государственного управления. В связи с этим Указом Президента Азербайджанской Республики от 6 февраля 2006 г. создан Государственный Комитет по Проблемам Семьи, Женщин и Детей. Созданный Государственный Комитет является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику и регулирование в области работы с проблемами семьи, женщин и детей. Основным направлением деятельности комитета является участие в формировании государственной политики в соответствующей области и обеспечение ее претворения в жизнь; обеспечение развития соответствующей области; осуществление деятельности в других направлениях, определенных законодательством республики.
Насилие в семье: опыт работы закавказских республик (Азербайджан, Грузия)
Развитие противодействия насилию проходит по трём направлениям: законодательному, информационно-просветительскому и институциональному. В 1995 году Азербайджан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В 2006 году в республике был принят Закон «Об обеспечении гендерного равноправия» состоящий из 21 статей. Целью Закона является ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола. Закон предусматривает обеспечения гендерного равенства в политических, экономических, социальных, культурных и других сферах. Кроме того, Закон призван гарантировать равные возможности одинаково для женщин и мужчин в осуществлении всех прав человека. Для реализации Закона государственным органам регулярно приходится пересматривать законодательство, касающееся гендерного равенства, и при необходимости вносить поправки. Дополнительно, распространение информации, касающейся гендерного равенства и образования в этой области были определены в качестве основных мер по закону.
Очередной закон, поддерживающий и не допускающий неравенство и насилия в обществе, это Закон «О предотвращении насилия в семье» который был принят 22 июня 2010 года. Закон намеревается не допустить домашнее насилие, в частности, между близкими родственниками, а также реабилитировать негативные юридические, медицинские и социальные последствия насилия в семье для жертв и обеспечить юридическую и социальную помощь для них. В нем явно не упомянуто, что его главной целью является защита женщин от насилия в семье. Тем не менее, ясно, что в большинстве случаев, именно женщины становятся жертвами насилия в семье. Закон отчетливо выделяет три типа домашнего насилия: «внутреннее физическое насилие», «внутреннее психологическое насилие» и «бытовое сексуальное насилие». В данном документе как отмечает Г. С. Курбанов, предусмотрен комплекс мероприятий, осуществляемых с целью предотвращения бытового (семейного) насилия, совершаемого близкими родственниками, а также бывшими или нынешними сожителями. В соответствии с законом на государство возложена обязанность по устранению негативных социальных последствий бытового насилия, организации защиты пострадавших, оказанию им правовой и иной помощи, а так же устранению обстоятельств, приводящих к бытовому насилию. На основе этого закона в систему защиты прав женщин в Азербайджане введена практика выдачи охранного ордера пострадавшим. Этот правовой документ используется как акт об ограничениях, применяемых в целях предотвращения возможных насильственных действий лица в сфере семейных отношений, а также в целях помощи пострадавшему.
Охранный ордер это краткосрочное защитное предписание, которое может также именоваться «предупреждением о несовершении повторных актов бытового насилия», выносится соответствующим органом исполнительной власти сроком до 30 дней. Этим актом правонарушителю запрещено:
- повторно совершать акт насилия;
- осуществлять поиск пострадавшего лица, если его местонахождение ему неизвестно;
- осуществлять другие действия, доставляющие беспокойство пострадавшему лицу.
Согласно Закону Азербайджанской Республики от 22 июня 2010 г. № 1058-ПВД «О предотвращении бытового насилия» в долгосрочном защитном предписании дополнительно содержатся:
- правила общения человека, совершившего действия, связанные с бытовым насилием, со своими несовершеннолетними детьми;
- правила пользования жильем или совместным имуществом;
- условия оплаты издержек, связанных с оказанием медицинской и правовой помощи пострадавшему лицу, лицом, совершившим акт бытового насилия;
- информация с разъяснением ответственности за невыполнение положений защитного предписания в соответствии с действующим законодательством.
Бытовое насилие
Как видим, азербайджанские законодатели не решились ввести ограничения, связанные с временным изгнанием из дома лица, совершившего бытовое насилие. Также недостатком краткосрочного защитного предписания следует считать указанное в п. 3 бланкетное выражение «другие действия, доставляющие беспокойство пострадавшему лицу». Данный пункт позволит должностному лицу, уполномоченному выносить защитное предписание, произвольно трактовать перечень действий правонарушителя, которые могут нарушить покой жертвы бытового насилия.
В Гражданском процессуальном кодексе Азербайджанской Республики предусмотрена выдача жертвам бытового насилия 30-дневных охранных ордеров, наказание за нарушение охранного ордера грозит штрафом в размере от 500 до 1000 манат (330660 долларов) или тюремным заключением сроком до 1 месяца.
В Грузии Закон «О пресечении насилия в семье, защите и оказании помощи жертвам насилия в семье» был принят в 2006 году. Через год, 30 июля 2007 г.правительством Грузии был утвержден Государственный план действий по проведению мероприятий направленных на борьбу с домашним насилием, защиту и помощь жертв домашнего насилия. Закон впервые ввёл понятие домашнего насилия в законодательство Грузии и создал правовую основу для издания постановлений о мерах защиты и судебных запретов. Предусматривалось также создание временных убежищ для пострадавших в результате домашнего насилия и реабилитационных центров для лиц, склонных к применению насилия.
По инициативе Министерства труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии была создана специальная рабочая группа и весной 2007 года была подготовлена Концепция «Механизмы оказания социальной помощи, подготовка социальных работников». Концепция предусматривала создание службы социальных работников и осуществление необходимых мероприятий для этого. В частности в ней определен статус социальных работников, приведен перечень обязательных правовых мероприятий, необходимых для создания социальной службы, базы данных социальных работников, изучения причин возникновения семейных тяжб и разработки политики по осуществлению реабилитационных мероприятий.
За период практического применения Закона «О пресечении насилия в семье, защите и оказании помощи жертвам насилия в семье» в нем были обнаружены существенные недостатки. По утверждению экспертов, специализирующихся по ведению и рассмотрению дел по домашнему насилию, погрешности, существующие в Законе, мешали выполнению судебных постановлений, что подразумевает надзор за выполнением охранного и задерживающего ордера. Дефиниция членов семьи, обозначенная в Законе не совершенна, что часто мешает правосудию защищать права жертвы. В Законе не были определены имущественные права жертвы, что лишало практического основания постановления суда. Эксперты считали, что таких недочетов множество и без внесения соответствующих изменений и дополнений, просто не возможна имплементация Закона, использование этого нормативного акта, как реального инструмент борьбы с домашним насилием в целом.
Указом Президента Грузии от 26 сентября 2007 г. № 211 в Грузии была создана Межведомственная комиссия по разработке политики гендерного равенства, что являлось одной из задач поставленных в Государственном плане действий по реализации гендерной политики. В соответствии с данным Указом Комиссия была обязана обеспечить «Обсуждение вопросов (треффикинг, домашнее насилие) связанных с гендерной проблематикой, изучение сложившейся ситуации в этих сферах, выработку государственной политики и мониторинг выполнения Государственных планов действий, мероприятий проводимых в государстве в соответствии с этими документами».
В соответствии с принятым Законом «О пресечении насилия в семье, защите и оказании помощи жертвам насилия в семье» в большинстве случаев семейного насилия инструментом для защиты жертвы от насильника является выдача охранного или сдерживающего ордера. В случаях физического насилия речь может идти и об уголовной ответственности насильника. В 2012 году в Грузии, насилие в семье стало уголовно наказуемым преступлением.
На территории республики созданы и функционируют государственные центры для жертв насилия и убежища неправительственных организаций. Ведущее место, среди неправительственных организаций занимает «Национальная сеть против насилия». В этих центрах жертвы домашнего насилия получают медицинскую, юридическую и психологическую помощь. Первоначально женщину помещают в такой центр на три месяца, однако если она за этот период не может урегулировать отношения с семьей и ей некуда идти, этот срок продлевается до восемнадцати месяцев.
При этом на время размещения в приютах пострадавшие включены в различные курсы для их дальнейшего трудоустройства. Но, государство не может дать гарантий трудоустройства пострадавшим от насилия после того, как они покинут приют.
Психологическое насилие в семье
В 2014 году Грузия подписала Стамбульскую конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. В процессе подготовки к ратификации этой конвенции министерством юстиции был разработан пакет законодательных изменений, предусматривавший изменения примерно в 18 законодательных актах. Однако документ Грузией не был ратифицирован в связи с не готовностью местного законодательства в соответствие с требованиями Конвенции.
В Министерстве внутренних дел Грузии, которое было объектом критики в 2014 году, утверждали, что борьба с насилием в семье является на сегодня одним из приоритетных вопросов, как для правительства Грузии, так и для самого ведомства. На веб-странице министерства было опубликована интерактивная карта, показывающая статистику насилия в семьях по регионам, количество выданных полицией сдерживающих ордеров, а также информация с контактными телефонами для жертв или свидетелей домашнего насилия.
Комплексная программа по борьбе с домашним насилием была запущена министерством внутренних дел Грузии в ноябре 2014 года.
В том же году с целью мониторинга и координации действий полиции по вопросу домашнего насилия в министерстве была создана специальная комиссия, а в ряды полицейских были приняты более 480 женщин, которые наряду с мужчинами прошли обучение для совместного реагирования на домашнее насилие.
Решение о найме сотен женщин в ряды полицейских было принято на основе результатов анализа прежней практики, которые указывали на такие проблемы, как отсутствие специальной подготовки в этой сфере сотрудников полиции и низкое доверие к правоохранительным органам.
«Доверие было низким, так как были случаи, когда прибывшие по вызову пострадавшей мужчины-полицейские, сталкиваясь с экономическим или психологическим насилием, или формой насилия, когда женщина не была убита или ранена, «понимали мужчин», так как считали это обычным явлением».
В этой связи, специально подготовленные кадры были распределены в отделения полиции в масштабах всей страны, и сегодня при поступлении вызова о насилии в семье на место происшествия в обязательном порядке прибывают как мужчина, так и женщина.
Привлечение женщин-офицеров полиции служит гарантией того, что офицеры-мужчины не будут недооценивать подобные дела. Такое начинание, наряду с тренингами и мониторингом в последствии оказались результативными и оправдали себя. В результате, были получены рост в показателях, как регистрированных случаев домашнего насилия, так и сдерживающих ордеров и расследованных уголовных дел.
Не менее важную роль предупреждения насилия в семье сыграла информационная кампания, проводимая сотрудниками полиции. Проводимая правоохранительными органами информационная работа принесла свои позитивные плоды и являлась важным компонентом, осуществленным для противодействия насилию в семье.
В 2015 г. был осуществлен ряд изменений в законодательстве для предупреждения и быстрого реагирования на происшествия связанные семейным насилием, в том числе и предоставление бесплатной правовой помощи по делам, связанным с насилием в семье, а с 1 сентября 2017 г. в Грузии вступила в силу Конвенция Совета Европы «О превенции, и пресечении насилия в отношении женщин, и бытового насилия», известная также как Стамбульская конвенция. Документ был принят в 2011 году в Стамбуле и именовался Стамбульской Конвенцией. Грузия ее подписала в 2014 году, однако вопрос ратификации Конвенции стал наиболее актуальным после того, как в ноябре 2016 года «Институт по освещению войны и мира» (IWPR) обнародовал результаты своего расследования, согласно которому в трех грузинских селах — Сарусо, Чатлискуре и Тиви (регион Кахети), сотни девочек, проживающих в аварских общинах, исповедующих ислам, в детстве подвергаются обрезанию.
Факты обрезания были официально подтверждены. Расследовать случившееся органы правопорядка призвал президент страны Георгий Маргвелашвили. Позже Минюст Грузии на основе Стамбульской Конвенции, которую парламент ратифицировал в феврале, разработал пакет законодательных изменений, согласно которому женское обрезание стало уголовно наказуемым преступлением. В частности, в Уголовном кодексе Грузии появились статьи «Насильственная стерилизация» и «Изуродование женских гениталий». В обоих случаях, преступления караются лишением свободы сроком от 2 до 4 лет.
Конвенция о превенции и пресечении насилия в отношении женщин и семейного насилия подразумевает проведение превентивных мер, направленных против семейного насилия, привидение в порядок законодательной базы в этом направлении, а также, подготовку сотрудников силовых ведомств.
Следует отметить, что с целью эффективной имплементации Стамбульской конвенции, исполнительная и законодательная власть Грузии разработала и приняла ряд важных законодательных изменений, касающихся положений закона о пресечении домашнего насилия, защиты и помощи жертв домашнего насилия.
Грузия является участницей международных и региональных договоров в области прав человека, которые все без исключения требуют от правительства защищать, уважать и соблюдать права граждан, находящихся на её территории и в её юрисдикции. Следовательно, согласно положениям международного права Грузия обязана с должной заботой предупреждать и расследовать случаи насилия в семье, привлекать виновных к уголовной ответственности, а также обеспечивать защиту и возмещение вреда, в том числе компенсацию, пострадавшим.
ПАШАЕВ Халик Парвиз-оглы
кандидат философских наук, доцент кафедры права, философии и социологии, экономикоюридического факультета Горно-Алтайского государственного университета