По-прежнему актуален для многих многодетных семей жилищный вопрос
Текущая демографическая ситуация в России имеет негативные характеристики как в плане продолжительности жизни и смертности населения, так и по показателям рождаемости, что обуславливает проблему обеспечения прироста населения и его качественного воспроизводства. В этих условиях естественным образом возрастает роль многодетных семей и необходимость их поддержки со стороны государства и общества.
Современная российская многодетная семья испытывает множество проблем, среди них ключевой является материальное благополучие семьи. В условиях перманентного роста цен на продукты и товары первой необходимости, на коммунальные и транспортные услуги именно многодетные семьи в первую очередь оказываются в сложном материальном положении. Ставшая массовым явлением «оптимизация», выражающаяся в повсеместном сокращении работников, в передаче функций уволенных работникам, оставшимся на предприятии (в организации), без увеличения им заработной платы, особенно болезненно переживается многодетными семьями, поскольку, во-первых, приоритетными кандидатурами на увольнение оказываются многодетные матери как наиболее невыгодные работодателю с точки зрения частоты предоставления больничных листов по сравнению с теми матерями, у которых меньше детей и, соответственно, меньшая вероятность оказаться «на больничном», во-вторых, если многодетным матерям посчастливилось не быть сокращенными или уволенными, выполнение дополнительных функций и объема работы не может не сказаться на их самочувствии и возможностях по уходу за детьми в свободное от работы время. В свою очередь, многодетные родители в силу семейной занятости по объективным причинам могут не проявлять активность и инициативность в профессиональном плане, что также негативно воспринимается работодателем и не самым лучшим образом отражается на перспективах карьерного роста. Вместе с тем, заработная плата по основному месту работы традиционно является преимущественным источником дохода многодетной, как, впрочем, и любой другой российской, семьи. Согласно результатам социологического исследования, проведенного в Челябинской области, заработную плату по основному месту работы в качестве основного источника дохода назвали семьи многодетные (77,4 %) и однодетные (98,7 %), полные (86,3 %) и неполные (82,9 %). При этом отцы многодетных семейств чаще, чем в других типах семей, вынужденно занимаются дополнительными заработками, что, в свою очередь, сказывается на реализации семьей воспитательной функции: родители меньше времени уделяют общению с детьми, совместному времяпрепровождению.
Право многодетной семьи на получение социальной и материальной помощи
По-прежнему актуален для многих многодетных семей жилищный вопрос: чем больше семья, тем в большей жилплощади она нуждается. Решение этой проблемы руководители ряда регионов видят в выделении многодетным семьям участков под строительство. Например, в Республике Башкортостан многодетным семьям бесплатно предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Данная мера весьма востребована: так, по информации на 1 января 2018 года в республике проживало 50 285 граждан, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей, из них 49 981 (99,4 % от общего количества) обратились с заявлениями для реализации предоставленного им права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства бесплатно, в том числе 31,3% обратившихся проживало в городских округах. В итоге были поставлены на учет для предоставления земельных участков 46 850 граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, всего многодетным семьям предоставлено 28 474 земельных участка3, то есть была удовлетворена лишь часть заявлений. Предоставляемые земли также не всегда пригодны для строительства. В таком случае у многодетных семей появляется еще больше проблем, в решении которых им необходима квалифицированная юридическая помощь.
Консультации по правовым вопросам бывают необходимы, когда в многодетной семье возникают нравственно-психологические проблемы, связанные со сложными взаимоотношениями, как правило, между супругами, и способствующие разводу. С увеличением количества детей в семье угроза развода снижается, но, тем не менее, не исчезает всецело. Действительность такова, что среди многодетных семей есть определенный процент семей неблагополучных, где родители злоупотребляют алкоголем, зачастую не работают, не уделяют должного внимания детям и не занимаются их воспитанием. Такие семьи становятся объектом особого внимания правоохранительных органов, отделов опеки и попечительства, образовательных учреждений и др. Несомненно, такие многодетные семьи (как дети, так и взрослые) в первую очередь нуждаются в социально-правовой помощи и юридической защите.
Краткий обзор социальных проблем современной многодетной семьи доказывает необходимость оказания ей помощи (материальной, социальной, правовой, психологической и др.) со стороны государства и общества. Но в России сегодня отсутствует единый федеральный закон о государственной поддержке многодетных семей, хотя принятие соответствующего документа ожидается с конца 1990-х. Законопроект, призванный урегулировать взаимодействие в этой сфере, был подготовлен, но так и не был официально утвержден. Одну из причин специалисты в области семейного права видят в том, что положения проекта ФЗ о многодетных семьях содержались во многих других, уже действующих российских нормативных актах, а в качестве другой причины называют отсутствие денег в бюджете на финансирование программ господдержки многодетных семей. До сих пор в семейном праве руководствуются Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (№ 431), датированным 1992 годом. В регионах функционируют свои нормативно-правовые документы, определяющие направления, содержание и размер финансовой и социальной помощи многодетным семьям. Соответственно решение проблем многодетной семьи ставится в зависимость от состоятельности региона.
Рассмотрим на примере г. Магнитогорска Челябинской области, как на практике реализуется право многодетной семьи на получение материальной и социальной помощи.
Специалисты в области семейного права в вопросах оказания помощи многодетным семьям руководствуются Законом Челябинской области от 9 апреля 2010 года № 548-ЗО «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области», в соответствии с которым многодетной признается семья, постоянно проживающая на территории Челябинской области и имеющая на своем содержании трех и более детей (в том числе усыновленных, взятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет. Эффективность оказания социальной помощи многодетной семье во многом зависит от степени взаимодействия структурных элементов социальной службы, но достижение такого взаимодействия временами оказывается проблематичным. Существует противоречие между необходимостью взаимодействия всех элементов структуры социальной службы города с целью достижения эффективности социальной поддержки многодетной семьи и фактической социальной защиты, характеризующейся разобщенностью действий со стороны различных субъектов социальной работы с многодетной семьей. В итоге возможности многодетной семьи воспользоваться своим правом на получение социальной и материальной помощи определяются тем, насколько качественно функционируют нижеследующие структуры:
- первый сектор - государственный: он включает в себя органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия;
- второй сектор - коммерческий (бизнес-сектор): представлен теми неправительственными организациями, целью которых является извлечение прибыли;
- третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим) и др.
Денежная помощь многодетным семьям
В ходе проведенного исследования было проанализировано мнение респондентов о роли государства в поддержке семьи: всем ли семьям и в равной ли степени государство должно помогать. Значимое количество респондентов (41,2 %) придерживается мнения, что государство должно заботиться обо всех семьях, гарантируя им хотя бы минимум материальных и социальных благ. 10,7 % считает, что именно таким семьям, которые сами не могут обеспечить прожиточный минимум, государство должно помогать. К этой группе относятся и многодетные семьи. В качестве примера институтов государственного сектора рассмотрим муниципальные учреждения г. Магнитогорска, подведомственные Управлению социальной защиты населения администрации города. Многодетные семьи обращаются за помощью прежде всего в районные комплексные центры социального обслуживания населения. Семьи, имеющие школьников, получают губернаторские выплаты перед началом учебного года. Семьи, имеющие доход ниже прожиточного минимума, получают детские пособия, им оплачивается содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, проезд детей школьного возраста в общественном транспорте. Кроме того, в таких центрах организовано консультирование многодетных семей по многочисленным вопросам жизнедеятельности семьи.
Второй сектор (коммерческий или бизнес-сектор) может быть представлен публичным акционерным обществом «Магнитогорский металлургический комбинат» (в дальнейшем ПАО «ММК») - градообразующим и социально ориентированным предприятием. Социальная и материальная помощь многодетным семьям, как одно из направлений социальной политики, реализуется в ПАО «ММК» через различные общественные организации и движения. В вопросах социальной поддержки многодетных семей руководство ПАО «ММК» особенно активно взаимодействует с благотворительным фондом «Металлург». Это пример третьего сектора российского общества: негосударственного, неправительственного. Целями деятельности благотворительного фонда в сфере социальной защиты многодетной семьи являются оказание материальной, моральной, медицинской помощи и поддержки многодетным семьям; привлечение внимания общественности к проблемам семей, нуждающихся в повышенной заботе и опеке; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья членов семей, а также пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического климата в многодетной семье. Многодетные семьи предприятий и учреждений-благотворителей фонда состоят здесь на учете. В 2017 году на программу «Поддержка многодетных семей» было выделено 34,08 млн. руб. Специально для этой Программы в фонде был открыт пункт по приемке-передаче детских подержанных вещей, обуви, книг и игрушек. В 2017 году по всем благотворительным программам фондом «Металлург» израсходовано 616,1 млн. руб., в том числе на комплексную программу «XXI век - детям Южного Урала» (все программы по детству и семье реализуются детским отделом фонда) - 147, 84 млн руб. В рамках этой Комплексной программы на программу «Дружная семья» (по многодетным) - 34,08 млн. руб. В 2018 планируется потратить 46,94 млн. руб.
Таким образом, опыт социальной поддержки многодетной семьи на примере типичного российского города подтверждает факт реализации семьей своего права на получение материальной и социальной помощи, однако далеко не все многодетные семьи города и не в достаточной степени могут сегодня реализовать это право. Современная российская многодетная семья, имеющая по сравнению с другими типами семей свои специфические проблемы, является, с одной стороны, объектом внимания со стороны региональных и муниципальных властных структур. С другой стороны, та материальная и социальная помощь, которую получают семьи, отличается в зависимости от региональной социальной политики и далеко не всегда является достаточной. Назрела необходимость на государственном уровне узаконить право многодетной семьи на получение достойной социальной и материальной помощи во всех субъектах Российской Федерации. Государственная социальная политика должна быть направлена на то, чтобы многодетные семьи чувствовали себя защищенными, чтобы граждане, в том числе молодежь, были мотивированы на создание многодетных семей.
МУСТАЕВА Флюра Альтафовна
доктор социологических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы
СИЗОНЕНКО Зарина Лероновна
кандидат социологических наук, доцент Башкирского государственного университета