Введение. Понятие «интересы ребенка» характеризуется высокой степенью использования в российском законодательстве. В СК РФ в том или ином контексте данное понятие употребляется около 50 раз.
Что в действительности означает данный термин и почему ему придают такое большое значение? Отсутствие четкого законодательно установленного определения данного понятия и при этом высокая частота его использования привела к возникновению активной дискуссии в науке относительно его содержания. Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных данному вопросу, содержание понятия «интересы ребенка», его семейно-правовая сущность и значимость до сих пор в полной мере не раскрыты. Это, в свою очередь, затрудняет понимание и оценку насколько грамотной является государственная политика, а также используемые родителями меры воспитания по отношению к детям. Стараясь подарить ребенку лучшую из возможных жизней, предварительно нужно разобраться что такое интерес в целом, интересы ребенка в частности, а также наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Целью данной статьи является проведение научно-правового анализа понятия «интересы ребенка», его содержания, а также изучение международного и национального права относительно закрепления данного понятия.
Понятие «интерес». Прежде чем рассматривать понятие «интересы ребенка», необходимо обозначить понятие «интерес» как таковое. Категория «интерес» лежит в основе правового регулирования и определяет его направление. По мнению Р. Е. Гукасяна под интересом понимается «объективно существующая социальная потребность, определяемая положением лица в обществе и независящая от осознания ее носителем». О. Г. Миролюбова определяет интерес не как «потребность» в силу ее существования вне зависимости от осознания субъектом (ребенком в данном случае), а как «стремление к достижению определенного блага» при ценностном отношении к нему. Н. Н. Тарусина справедливо отмечает противоречивость такого подхода, поскольку осознание также подразумевается в ценностном отношении к благу. Как пишет Р. Е. Гукасян: «если исходить из того, что вне сознания интересы существовать не могут, то придется признать, что малолетние, а также лица с нарушенной психикой интересов не имеют.. .». Такое допущение едва ли можно признать истинным.
Стоит различать понятия «интересы в семейном праве» и «интересы ребенка». Первое понятие является значительно более широким и многоаспектным, поскольку включает в себя и интересы отдельных членов семьи, семьи в целом, общества и государства, и, в зависимости от сферы применения, характеризуется различным содержанием.
Понятие «интересы ребенка». По мнению Е. А. Поссе понятием «интересы ребенка» охватываются бытовые условия, в которых живет и развивается ребенок, окружающая его среда, подготовка ребенка к общественно-полезной деятельности, привязанность и заинтересованность лиц, воспитывающих ребенка, и другие. В. Н. Леженин отмечает, что интересам ребенка будет соответствовать воспитательная деятельность родителей, основанная на взаимопонимании ребенка с родителями, а также на должном учете родителями возраста ребенка при выборе методов воздействия на него. А. М. Нечаева отмечает в своих работах, что основу интересов детей составляет их надлежащее воспитание. По мнению Н. С. Малеина в интересах ребенка находится его надлежащее воспитание, которое нельзя смешивать с условиями воспитания.
Ю. Ф. Беспалов под интересом ребенка понимает надлежащее условие воспитания, а также создание системы условий для реализации прав ребенка. Так как ядром каждого интереса являются потребности, Ю. Ф. Беспалов определяет интерес ребенка как его потребность в создании условий для содержания и благополучного развития ребенка, его подготовки к самостоятельной жизни.
Конвенция о правах ребенка
Интересы ребенка могут быть выявлены и выражены, например, путем высказывания своего мнения, отражены в заключении органа опеки и попечительства, определены в решении суда, соглашении родителей и др.
По мнению О. Ю. Ильиной «интересы детей являются мерилом как должного, так и возможного поведения родителей», и выступают как критерий качества осуществления родителями (или лицами, их заменяющих) своих прав и обязанностей. Автор формулирует интересы ребенка как «субъективно обусловленную потребность ребенка в благоприятных условиях существования, находящую объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством». Данное определение представляет интерес, поскольку им охватываются сразу и ребенок, и родители, и государство.
Ю. Г. Долгов полагает, что интересы ребенка не являются продуктом его сознания, а формируются родителями ребенка, которые выявляют интересы ребенка и определяют их содер- жание. Такую позицию считают спорной такие авторы как О. Ю. Ильина, А. М. Нечаева, Н. Н. Тарусина и другие. В связи с этим О. Ю. Ильина, например, целенаправленно определяет осознание ребенком своих интересов как неотъемлемую часть конструкции «интересы ребенка». Таким образом, можно судить о сложном, многостороннем и неочевидном содержании понятия «интересы ребенка», формирующимся из представлений самого ребенка, родителей (лиц, их заменяющих), общества и государства в целом, а также о противоречивости и неоднозначности позиций ученых по этому вопросу. Представляется, что сам ребенок определенно может быть носителем своих интересов, тогда как реализовывать свои интересы он может или самостоятельно или при помощи родителей (лиц, их заменяющих), определенных организаций, общества и государства. В соответствии с нормами СК РФ ребенок имеет право на выражение своего мнения при решении всех затрагивающих его интересы вопросов, с 10 лет давать согласие на совершение некоторых семейно-правовых актов, с 14 лет самостоятельно защищать свои интересы от злоупотребления родителей и иных попечителей. Так, по мере своего развития, ребенок превращается из пассивного обладателя интересов в лицо, которое может самостоятельно их реализовать. В зависимости от возраста ребенка, условий его существования, а также других обстоятельств интересы ребенка могут быть изменчивы, при этом необходимо учитывать факт постоянного развития ребенка. Конвенция о правах ребенка закрепляет понятие «развитие ребенка» в качестве самостоятельного принципа развивающихся способностей ребенка, который тесно связан с принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка.
Соотношение интересов ребенка с иными интересами. Не только само понятие «интересы ребенка» является дискуссионным в доктрине, но также и вопрос соотношения интересов ребенка, иных участников семейных отношений, общества и государства. Законодателю необходимо найти баланс среди обозначенных интересов, принимая во внимание значимость, специфику, объем и форму выражения каждого из них. Немаловажное значение также имеет вопрос соответствия интересов родителей и интересов ребенка, поскольку родителям необходимо самостоятельно принимать решения по вопросам воспитания и образования ребенка, исходя при этом из его интересов. Ребенок, в силу своего возраста и присущих ему особенностей, зачастую не может в полной мере осознавать и выражать свои интересы и потребности, оценивать свои поступки, поэтому значительная роль в этом отводится родителям. Однако, нередки и ситуации, когда под интересами детей выдаются интересы их родителей. Как отмечает М. В. Антокольская, родителям невозможно законодательно предписать, как воспитывать ребенка, что, с одной стороны, говорит о частноправовом характере родительских правоотношений, однако закон может и должен в общей форме запретить злоупотребление этим правом, а также преследовать за его неосуществление, что, в свою очередь, указывает на присутствие публично-правового элемента, призванного защитить интересы несовершеннолетних.
Интересы ребенка в международном и российском праве
В п.1 ст. 63 СК РФ говорится о том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед другими лицами. В ст. 65 Семейного кодекса РФ установлено, что осуществление родительских прав не может противоречить интересам детей, обеспечение которых «должно быть предметом их основной заботы». Таким образом, интересы детей определяются здесь в контексте интересов родителей. При этом родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Таким образом, отсутствие противоречия интересов предполагает, на первый взгляд, их единство. А. Н. Пергамент, исследуя содержание понятия «интересы ребенка», отмечала, что при осуществлении своих прав по воспитанию детей, их родители параллельно удовлетворяют и свои интересы, которые в нормальной ситуации должны совпадать с интересами детей. Несмотря на это интересы родителей, по мнению А. Н. Пергамент, не могут быть поставлены в один ряд с интересами детей, в том числе и потому, что интересы родителей имеют характер долженствования, а интересы детей должны иметь решающее значение.
В. П. Шахматов особо подчеркивал, что так как ребенок является недееспособным и не может самостоятельно защищать свои интересы, которые могут не совпадать с интересами его родителей, в подобных случаях необходимо участие органов опеки и попечительства, призванных обеспечивать интересы ребенка. Наличие противоречия в интересах может быть установлено решением органа опеки и попечительства или суда. В данной связи А. М. Нечаева полагает, что российское законодательство должно располагать адекватными мерами и способами для разрешения конфликта родителей и детей. Как отмечает автор, к сожалению, правило п. 2 ст. 64 СК РФ о назначении ребенку специального представителя при наличии противоречия интересов родителей и ребенка на практике не применяется, поскольку не ясна трактовка такого противоречия (противоречия неизбежны между родителями и детьми, возникают по разнообразным причинам, зависят от ряда факторов), а также четко не определен статус такого представителя и пределы ограничения в данном случае статуса родителей.
Е. М. Ворожейкин выделил 3 критерия, которые необходимо принимать во внимание при оценке конструкции «интересы ребенка». Первый (объективный) критерий заключается в том, что личные интересы ребенка и их реализация не должны носить антисоциального характера. Второй (субъективный) критерий предполагает, что родители и другие попечители ребенка должны учитывать индивидуальные качества ребенка. Третий критерий является общесемейным, что подразумевает учет интересов ребенка и семьи в целом. Анализируя современные представления о толковании конструкции «интересы ребенка», О. Ю. Косова полагает, что описанная теория «3-х критериев» Е. М. Ворожейкина по сегодняшний день сохраняет свою актуальность, поскольку, по мнению ученого, в указанной теории описан оптимальный баланс интересов. О. Ю. Косова утверждает, что современная ситуация, при которой законодатели и правоприменители опираются на идею приоритетности прав ребенка без учета указанного баланса интересов, может оказать пагубное воздействие на семьи и способствовать развитию детского эгоизма. Особенно опасным такой подход кажется автору в совокупности с риском несоразмерной реакцией социальных служб на детские сообщения о «проступках» родителей. М. В. Антокольская также придерживается мнения, что законодательство должно быть ориентировано на достижение интересов родителей и детей, поскольку несоблюдение интересов родителей не представляется гуманным, а также кажется нецелесообразным при воспитании ребенка.
Содержание интересов ребенка. Для того, чтобы разобраться что противоречит интересам ребенка, а что нет, необходимо определить содержание этих интересов, а также круг лиц, ответственных за оценку поведения родителей относительно действий, противоречащих интересам ребенка.
Возможность разного понимания интересов ребенка, с одной стороны, можно рассматривать как предпосылку к необходимости их определения как правовой категории. С другой стороны, именно гибкость восприятия данного понятия позволяет осуществлять индивидуальный подход в каждом конкретном случае к определению интересов ребенка, что может оказаться более полезным для ребенка. Определение интересов ребенка является непростой задачей, поскольку каждый ребенок, члены его семьи, общество и государство зачастую по-разному их представляют. В связи с индивидуальностью интересов ребенка, определение их конкретного и универсального содержания, которое всегда и для всех случаев было бы актуальным, представляется затруднительным. Содержание интересов ребенка зависит от ряда факторов в каждом конкретном случае. Например, оно зависит от возраста ребенка, от состояния его развития, так, в задачи родителей входит верное определение того, что будет находиться в интересах ребенка в каждой конкретной ситуации, а также и с учетом будущего ребенка. Несмотря на это и, в то же время, особенно в силу этого необходимо определить наиболее важные и общие составляющие элементы понятия «интересы ребенка».
По мнению О. Ю. Ильиной на определение интересов ребенка влияет множество объективных (социально-экономические условия, направления государственной политики) и субъективных факторов (например, взгляды родителей, осознание ребенком своих интересов).
Комитет по правам ребенка посчитал целесообразным составление неисчерпывающего и несоподчиненного перечня элементов для рассмотрения при проведении оценки наилучших интересов любым уполномоченным на это лицом. Перечень не является исчерпывающим, поскольку в конкретных обстоятельствах может быть необходимо рассмотрение иных факторов. В каждом конкретном случае необходимо принимать во внимание и взвешивать все указанные в перечне элементы, таким образом он должен служить конкретным руководством, при этом сохраняя гибкость для принятии решений.
Так, в каждой рассматриваемой ситуации при оценке наилучших интересов ребенка Комитет по правам ребенка предлагает учитывать при оценке и определении наилучших интересов ребенка следующие элементы:
«а) Взгляды ребенка - право детей выражать свои взгляды по всем затрагивающим их решениям.
- Индивидуальность ребенка: пол, сексуальная ориентация, национальное происхождение, вероисповедание и убеждения, культурная самобытность, личные качества, физические особенности, развивающиеся способности. В то же время культурная самобытность, например, не может служить оправданием для действий, несовместимым с правами, закрепленными в Конвенции, или противоречащие им, так или иначе не отвечающим наилучшим интересам ребенка.
- Сохранение семейного окружения и поддержание отношений. Стоит всегда принимать во внимание, что семья является наиболее естественной средой для роста и благополучия детей. Термин «семья» в данном случае следует понимать в широком смысле. При разлучении с одним или обоими родителями ребенок имеет право поддерживать с ними на регулярной основе личные отношения и прямые контакты, в случаях, если это не противоречит его наилучшим интересам (пункт 3 статьи 9).
- Попечение, защита и безопасность ребенка. Государства обязаны обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3). Под благополучием детей в широком смысле понимается удовлетворение их основных материальных, физических, образовательных, эмоциональных потребностей и потребности в любви и защите от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления (статья 19), от сексуальных домогательств, давления сверстников, запугивания, унижающего достоинство обращения, а также на защиту от сексуальной, экономической и иных форм эксплуатации, наркотиков, привлечения к труду, вооруженных конфликтов и т.д. (статьи 32-39).
- Уязвимое положение. Под данным критерием имеется в виду, например, инвалидность или принадлежность к тому или иному меньшинству, жертвам злоупотреблений и т.д. Уполномоченным органам и лицам при принятии решений необходимо принимать во внимание различный характер и степень уязвимости каждого ребенка.
- Право ребенка на здоровье.
- Право ребенка на образование, наличие доступа к качественному бесплатному образованию».
Немаловажную роль играет установление баланса между элементами при оценке наилучших интересов ребенка. При принятии решений необходимо взвешенно оценить и сопоставить все соответствующие элементы по мере их значимости в каждой конкретной ситуации. Содержание и значимость каждого элемента будут различными в разных случаях, поэтому крайне необходим индивидуальный и внимательный подход. Принимая решение, нужно помнить, что целью оценки и определения наилучших интересов ребенка является гарантирование полной и эффективной реализации прав, признанных в Конвенции и факультативных протоколах к ней, а также всестороннее развитие ребенка. Так, выделенные Комитетом по правам ребенка элементы представляют собой конкретные права, а не просто какие-то элементы для определения наилучших интересов ребенка.
Закрепление концепции в российском и международном праве. В России прецедентом законодательного закрепления понятия «интересы ребенка» является утративший силу Закон г. Москвы от 04.06.1997 N 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве», который содержал в себе определение понятия «интересы ребенка». В соответствии с ним, под законными интересами ребенка понимается «совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов (потребностей) ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность».
На сегодняшний день в Конституции РФ подчеркивается значимость государственного внимания к вопросам охраны интересов как семьи в целом, так и ребенка в частности. В ст. 7 Конституции РФ закрепляется принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а в ст. 38 говорится: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Семейный кодекс РФ является основным кодифицированным актом, который регламентирует права и интересы ребенка в семье. Ст. 1 СК РФ гласит, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Необходимость учета интересов ребенка в семье, создания условий по их обеспечению отражена в нормах не только Семейного кодекса РФ, но и другого отраслевого законодательства: гражданского, административного, жилищного, трудового, уголовного, гражданско-процессуального и др. Кроме того, согласно ст. 72 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство, а также защита прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
На международном уровне принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка в качестве обязательной нормы был закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившая в силу 2 сентября 1990 г. Статья 3 (1) Конвенции гласит: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Правовой анализ формулировки «первоочередное внимание» показывает, что наилучшие интересы ребенка нельзя рассматривать наравне с любыми другими соображениями, поскольку ребенок обладает особым зависимым положением, особым правовым статусом, неспособностью самостоятельно защитить свои права и привести веские доводы в защиту своих интересов. Помимо статьи 3, ссылки на наилучшие интересы ребенка приводятся также и в других статьях Конвенции (9, 10, 18, 20, 21, 37, 40), а также в Факультативных протоколах к ней, поскольку необходимость обеспечения наилучших интересов ребенка является одной из основных идей Конвенции.
Для целей выработки законодательного определения термина «интересы ребенка» представляет интерес Замечание общего порядка 14 (2013) Комитета ООН по правам ребенка, в котором представлена характеристика триединой концепции наилучшего обеспечения интересов ребенка, состоящей из материального права, основополагающего толковательного правового принципа и правила процедуры. Основная цель данной концепции заключается в обеспечении эффективной реализации всех закрепленных в Конвенции прав ребенка. В той или иной ситуации оценивая наилучшие интересы ребенка, следует, прежде всего, определить соответствующие составные элементы оценки наилучших интересов и определить значимость каждого из них относительно других.
Концепция наилучших интересов ребенка находится в постоянном развитии, является гибкой, адаптивной и подлежит корректировке и определению в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретной ситуации, особенностей положения соответствующего ребенка или детей с учетом их личных обстоятельств и потребностей. Однако, такая широкая трактовка может привести к злоупотреблениям со стороны государственных служб.
Для России Конвенция о правах ребенка вступила в силу с 15 сентября 1990 г., поэтому за все свои действия в отношении детей наша страна несет юридическую ответственность, как и иные государства, присоединившиеся к Конвенции. Ратификация Конвенции влечет необходимость анализа объема и содержания соответствующих норм, поскольку национальное законодательство стран-участниц должно отражать положения Конвенции, в частности, принципы приоритетности интересов детей и их наилучшее обеспечение.
Так, в ст. 1 СК РФ отмечается необходимость обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Данная формулировка представляет особый интерес, так как Семейный Кодекс РФ неточно воспроизводит терминологию Конвенции. В России делается акцент на приоритетном, а не «наилучшем» характере интересов детей, как указано в Конвенции о правах ребенка. В российском законодательстве, регулирующем отношения с участием детей, не употребляется термин «наилучшие интересы ребенка». Таким образом, наблюдается нетождественность терминологии в вопросах, затрагивающих интересы ребенка на международном и национальном уровнях.
Выводы. Таким образом, понятие «интересы ребенка» является сложной правовой конструкцией, требующей более детального законодательного закрепления, поскольку интересы ребенка служат неким критерием качества осуществления родителями родительских прав и обязанностей, деятельности органов опеки и попечительства, судебного рассмотрения семейно-правовых споров, а также эффективного осуществления государственной политики в целом. На международном и национальном уровнях отмечается разность подходов в законодательном закреплении интересов ребенка.
Л. М. Пчелинцева, И. Еланина и другие авторы отмечают, что замена существующего на данный момент в законодательстве недостаточно определенного термина «интересы детей» на более конкретизированную норму об их правах могла бы способствовать установлению более определенного семейно-правового статуса ребенка. Нам представляется, что более рациональной могла бы быть выработка на основе имеющихся международных и национальных норм, а также научных исследований законодательного определения интереса, которое отражало бы его неисчерпывающее, основное и юридически значимое содержание. Такая мера способствовала бы совершенствованию государственной семейной политики, более полноценному обеспечению и защите на разных уровнях прав детей, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка, а также содействовала физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в интересах всего общества.
СТАРОВОЙТОВА Кристина Владимировна
аспирант кафедры правового обеспечения рыночной экономики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации