Морально-психологическая подготовка военнослужащих

Чем же непосредственно является результат воспитания?

Так как в ходе воспитания совершается развитие конкретных взаимо­отношений индивидуума с окружающим его обществом, следует отметить, что итогом воспитания является личность. Личность - комплекс общественно важных отличительных черт определен­ного человека. Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в социум.

При воспитании воли и характера военнослужащих необ­ходимо учитывать особенности проводимой работы, которые выражаются следующим образом: развитие многофункцио­нальной прочности нервной системы бойцов, ее адаптация и достижение стабильности к влиянию условий боевой обста­новки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале. При этом эмоци­онально-психологическая устойчивость, умение действовать в условиях угрозы, преодолевать страх и панику достигается в следствии регулярной, научно обоснованного занятия в услови­ях риска и опасности, которые дают возможность достичь адап­тации военных, снятия у них остроты напряженных состояний.

Реализация при заблаговременной и прямой подготовке к ведению военных операций высококлассного психофизио­логического отбора, профессиональной подготовки военных к осуществлению многофункциональных обязательств в тяже­лых обстоятельствах и приведение их сознания и психики в го­товность к перестройке под влиянием экстремальных условий - настройка на боевой порядок ратного труда.

Общая направленность воспитания воли и характера во­еннослужащих предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их военно-психологическими зна­ниями, воспитание психологической готовности к ведению со­временных боевых действий.

Развитие воли и характера военных подразумевает обе­спечение подготовки бойцов к выполнению задач прямого на­значения, решаемых в процессе подготовки и ведения военных операций, в определенных военных небезопасных моментах, призывающих значительного эмоционально-психологического усилия и преодоления отрицательных эмоциональных резуль­татов воздействия военной ситуации. Тут значимым условием выступают характерные черты различных боевых профессий, соответствие которым достигается специальными тренировка­ми и закалкой психофизиологических функций бойцов.

На мой взгляд, основной проблемой тут представляет развитие многофункциональной прочности нервной системы военных, достижение ее стабильности. Это продиктовано тре­бованиями современного боя.

Ярко проявленные особенности содержат воспитание воли и характера у офицерского состава, в особенности командиров подразделений, частей и соединений, при подготовке и ведении военных операций. В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психомоторные навыки управления техникой и оружием, но и, в главную очередь, те психологические процессы, свойства и образования, которые участвуют в принятии решения: понимание, интерес, речевая активность, умение удер­живать в памяти целый ряд трудностей, отражающих динамику боя, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Отличительной характерной чертой данной работы считается то, что необходимо подготавливать не только сознание и нервную систему отдельных бойцов, но и в то же время реализовывать интенсивное влияние на психологию воинского коллектива формировать активное кол­лективное мнение, военное душевное состояние, установки на до­стижение победы и общественно ценностные устои.

Так же могу предположить, что для воспитания воли и характера военнослужащих необходимо предусматривать:

  • предоставление своевременной психологической под­держки, реализация психологической помощи военных, полу­чивших психические травмы, возвращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по снижению боевых, психологических потерь;
  • сохранение значительной психологической активности бойцов, предотвращение негативных психологических послед­ствий из-за потерь, провалов, происшествий, аварий и влияние иных факторов боевой ситуации, требующих восстановления психического баланса, стабильности и ресурса личного состава;
  • оперативное устранение избыточной психологической напряженности и переутомления военнослужащих, форми­рование условий с целью оптимального применения времен­ного развлечения, нервно-эмоциональной и психической раз­грузки, проведения антистрессовых мероприятий;
  • адаптацию военнослужащих к боевой обстановке (пси­хическая, физическая, интеллектуальная и эмоционально-воле­вая способность преодолевать реальные затруднения действий, неадекватность оценки информация об обстановке) снижение быстроты и точности реакций, ухудшение памяти и т. д.

Соглашусь с высказываниями большинство авторов, что эффективные воздействия в военной ситуации зависят от точно­сти, быстроты реакций, координации, устойчивости движений и действий бойцов; от сохранения ими возможности грамотно производить оценку расстояния, времени, размера объектов, скорости движения; от того, как они сохраняют объем и устой­чивость внимания, умение концентрировать его в главной рабо­те; от продуктивности их мышления, памяти и иных психоло­гических состояний, свойств и качеств военнослужащего.

Все без исключения должно быть не только сохранено в военной ситуации, но и мобилизовано и использоваться с максимальной отдачей. Стихией войны считается опасность. Человек не способен принимать угрозу на прямую, и здесь большая роль принадлежит воображению. Под влиянием не­известности, перед лицом неизвестной еще воину опасности воображение рисует, как правило, преувеличенно страшные картины. На его психику действует не столько реальная, сколь­ко мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чувство тревоги, не­уверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику.

Утрата эмоционально-волевой устойчивости перед мнимой угрозой способна послужить причиной реального поражения. Данное психическое состояние главный фактор растерянности, и избежать его возможно только лишь сформировав у военных постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, объ­единяются действия абсолютно всех компонентов, входящих в социально-психологическую составляющую МПО.

Боевая деятельность, осуществляемая в весьма крайних условиях, сопряжена с опасностью для жизни, возможностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических на­грузок. Это всё, безусловно, влияет на психическом состоянии, протекании и проявлении психических процессов, состояний, качеств и свойств личности.

В целом боевая ситуация способен установить два ключевых психических состояния человека. Первое интенсивное волевое психологическое состояние бойцов, сопровождаемое военным ростом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее благополучному выполнению боевых задач. Второе - негативное положение, затрудняющее выполнение бое­вых задач, проявляется в беспокойстве, тревоге, нерешительности, угнетенности, апатии и прочее. Все это ведет к психической напря­женности, переутомлению, страху и панике, утрате возможности действовать в боевой обстановке. С целью ликвидации негативных результатов влияния учебно-боевой и особенно боевой обстанов­ки как в боевой учебе, так и в процессе военных операций должно осуществляться воспитание воли и характера военнослужащих.

Хотелось бы отметить, что воспитание воли и характера военнослужащих является одной из предпосылок готовности и возможности личного состава благополучно выполнять задачи подготовки и ведения военных операций. С целью его реализации немаловажно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ве­дения боевых действий.

Особую роль в структуре воспитания воли и характера во­енных занимают психологические элементы, которые содер­жат в себе непростой комплекс жизненных взглядов, впечатле­ний и переживаний, складывающихся у бойцов в процессе их обыденной деятельности и оказывающих мощное влияние на их моральный дух в боевой обстановке.

По статистике существенные морально-психологические на­грузки выпадают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет трудные зада­чи боевого дежурства. При этом важно выделить, что чем лучше бойцы в психологическом взаимоотношении подготовлены к вы­полнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее пси­хологическое напряжение они испытывают и тем стремительнее их психика приспосабливается к напряженным условиям.

Другими словами, для того чтобы боец решительно и кардинально действовал в военных условиях необходимо по­стоянное и целенаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военных.

Задачи воспитания воли и характера военных возлагаются в общекомандную структуру всех степеней, штабы и структуры идео­логического воспитания и морально-психологической подготовки.

Морально-психологическое состояние как главный итог МПО обусловливается воздействием материально-технических, военно-социальных, природных и индивидуально-групповых условий, что представляет относительно стабильной для кон­кретных обстоятельств характеристикой мобилизованности и подготовленности психики военных и психологии воинских коллективов к решению установленных задач, отражая их мо­рально-психологическую готовность и умение осуществлять данные проблемы. Оно отображает многостороннюю готовность и способность военных и воинских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влиянием военно-политических, социально-психо­логических, материально-технических и природных факторов, функционирующих в данных условиях. Структурно оно содер­жит в себе совокупность мероприятий согласно проведению информационно-воспитательной, военно-социальной, социаль­но-психологической, культурно-досуговой работы и информа­ционно-психологического противоборства с врагом.

Основную мысль на этом завершу. Отмечу, что развитие и формирование всех упомянутых свойств, является не только важнейшей задачей командиров и педагогов, но и абсолютным ансамблем психологических предпосылок производительности подготовки и ведения военных операций, которые «объединя­ются» в концепцию воспитания воли и характера военных, го­товности и возможности солдата получить победу в поединке.

МУРТАЗИН Артур Ильгамович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать психология и право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.