Чем же непосредственно является результат воспитания?
Так как в ходе воспитания совершается развитие конкретных взаимоотношений индивидуума с окружающим его обществом, следует отметить, что итогом воспитания является личность. Личность - комплекс общественно важных отличительных черт определенного человека. Смысл воспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в социум.
При воспитании воли и характера военнослужащих необходимо учитывать особенности проводимой работы, которые выражаются следующим образом: развитие многофункциональной прочности нервной системы бойцов, ее адаптация и достижение стабильности к влиянию условий боевой обстановки обеспечивается на заблаговременно сформированном личностно-профессиональном потенциале. При этом эмоционально-психологическая устойчивость, умение действовать в условиях угрозы, преодолевать страх и панику достигается в следствии регулярной, научно обоснованного занятия в условиях риска и опасности, которые дают возможность достичь адаптации военных, снятия у них остроты напряженных состояний.
Реализация при заблаговременной и прямой подготовке к ведению военных операций высококлассного психофизиологического отбора, профессиональной подготовки военных к осуществлению многофункциональных обязательств в тяжелых обстоятельствах и приведение их сознания и психики в готовность к перестройке под влиянием экстремальных условий - настройка на боевой порядок ратного труда.
Общая направленность воспитания воли и характера военнослужащих предполагает подготовку военнослужащих к войне в целом, вооружение их военно-психологическими знаниями, воспитание психологической готовности к ведению современных боевых действий.
Развитие воли и характера военных подразумевает обеспечение подготовки бойцов к выполнению задач прямого назначения, решаемых в процессе подготовки и ведения военных операций, в определенных военных небезопасных моментах, призывающих значительного эмоционально-психологического усилия и преодоления отрицательных эмоциональных результатов воздействия военной ситуации. Тут значимым условием выступают характерные черты различных боевых профессий, соответствие которым достигается специальными тренировками и закалкой психофизиологических функций бойцов.
На мой взгляд, основной проблемой тут представляет развитие многофункциональной прочности нервной системы военных, достижение ее стабильности. Это продиктовано требованиями современного боя.
Ярко проявленные особенности содержат воспитание воли и характера у офицерского состава, в особенности командиров подразделений, частей и соединений, при подготовке и ведении военных операций. В поле тренировки и закалки у офицеров должны находиться не только психомоторные навыки управления техникой и оружием, но и, в главную очередь, те психологические процессы, свойства и образования, которые участвуют в принятии решения: понимание, интерес, речевая активность, умение удерживать в памяти целый ряд трудностей, отражающих динамику боя, предвидеть, прогнозировать ее развитие и др. Отличительной характерной чертой данной работы считается то, что необходимо подготавливать не только сознание и нервную систему отдельных бойцов, но и в то же время реализовывать интенсивное влияние на психологию воинского коллектива формировать активное коллективное мнение, военное душевное состояние, установки на достижение победы и общественно ценностные устои.
Так же могу предположить, что для воспитания воли и характера военнослужащих необходимо предусматривать:
- предоставление своевременной психологической поддержки, реализация психологической помощи военных, получивших психические травмы, возвращение их в строй, а также проведение профилактических мероприятий по снижению боевых, психологических потерь;
- сохранение значительной психологической активности бойцов, предотвращение негативных психологических последствий из-за потерь, провалов, происшествий, аварий и влияние иных факторов боевой ситуации, требующих восстановления психического баланса, стабильности и ресурса личного состава;
- оперативное устранение избыточной психологической напряженности и переутомления военнослужащих, формирование условий с целью оптимального применения временного развлечения, нервно-эмоциональной и психической разгрузки, проведения антистрессовых мероприятий;
- адаптацию военнослужащих к боевой обстановке (психическая, физическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая способность преодолевать реальные затруднения действий, неадекватность оценки информация об обстановке) снижение быстроты и точности реакций, ухудшение памяти и т. д.
Соглашусь с высказываниями большинство авторов, что эффективные воздействия в военной ситуации зависят от точности, быстроты реакций, координации, устойчивости движений и действий бойцов; от сохранения ими возможности грамотно производить оценку расстояния, времени, размера объектов, скорости движения; от того, как они сохраняют объем и устойчивость внимания, умение концентрировать его в главной работе; от продуктивности их мышления, памяти и иных психологических состояний, свойств и качеств военнослужащего.
Все без исключения должно быть не только сохранено в военной ситуации, но и мобилизовано и использоваться с максимальной отдачей. Стихией войны считается опасность. Человек не способен принимать угрозу на прямую, и здесь большая роль принадлежит воображению. Под влиянием неизвестности, перед лицом неизвестной еще воину опасности воображение рисует, как правило, преувеличенно страшные картины. На его психику действует не столько реальная, сколько мнимые опасность и раздражители, которые иногда могут действовать намного сильнее реальных. Чувство тревоги, неуверенности, неизвестности может вызвать нежелательные психические реакции, неуверенность в себе, панику.
Утрата эмоционально-волевой устойчивости перед мнимой угрозой способна послужить причиной реального поражения. Данное психическое состояние главный фактор растерянности, и избежать его возможно только лишь сформировав у военных постоянную внутреннюю психологическую готовность к боевым действиям. При решении этой задачи, как и многих других, объединяются действия абсолютно всех компонентов, входящих в социально-психологическую составляющую МПО.
Боевая деятельность, осуществляемая в весьма крайних условиях, сопряжена с опасностью для жизни, возможностью ранения, контузии, увечья. В боевой обстановке нарушены ритм питания, сна, отдыха, физических и нервно-психических нагрузок. Это всё, безусловно, влияет на психическом состоянии, протекании и проявлении психических процессов, состояний, качеств и свойств личности.
В целом боевая ситуация способен установить два ключевых психических состояния человека. Первое интенсивное волевое психологическое состояние бойцов, сопровождаемое военным ростом, собранностью, мобилизацией физических и психических сил, способствующее благополучному выполнению боевых задач. Второе - негативное положение, затрудняющее выполнение боевых задач, проявляется в беспокойстве, тревоге, нерешительности, угнетенности, апатии и прочее. Все это ведет к психической напряженности, переутомлению, страху и панике, утрате возможности действовать в боевой обстановке. С целью ликвидации негативных результатов влияния учебно-боевой и особенно боевой обстановки как в боевой учебе, так и в процессе военных операций должно осуществляться воспитание воли и характера военнослужащих.
Хотелось бы отметить, что воспитание воли и характера военнослужащих является одной из предпосылок готовности и возможности личного состава благополучно выполнять задачи подготовки и ведения военных операций. С целью его реализации немаловажно иметь системное представление о сущности, содержании и организации МПО подготовки и ведения боевых действий.
Особую роль в структуре воспитания воли и характера военных занимают психологические элементы, которые содержат в себе непростой комплекс жизненных взглядов, впечатлений и переживаний, складывающихся у бойцов в процессе их обыденной деятельности и оказывающих мощное влияние на их моральный дух в боевой обстановке.
По статистике существенные морально-психологические нагрузки выпадают на долю воинов-ракетчиков, моряков, летчиков и всех тех, кто уже в мирных условиях выполняет трудные задачи боевого дежурства. При этом важно выделить, что чем лучше бойцы в психологическом взаимоотношении подготовлены к выполнению той или иной учебно-боевой задачи, тем меньшее психологическое напряжение они испытывают и тем стремительнее их психика приспосабливается к напряженным условиям.
Другими словами, для того чтобы боец решительно и кардинально действовал в военных условиях необходимо постоянное и целенаправленное воздействие на все структурные компоненты морально-психологического состояния военных.
Задачи воспитания воли и характера военных возлагаются в общекомандную структуру всех степеней, штабы и структуры идеологического воспитания и морально-психологической подготовки.
Морально-психологическое состояние как главный итог МПО обусловливается воздействием материально-технических, военно-социальных, природных и индивидуально-групповых условий, что представляет относительно стабильной для конкретных обстоятельств характеристикой мобилизованности и подготовленности психики военных и психологии воинских коллективов к решению установленных задач, отражая их морально-психологическую готовность и умение осуществлять данные проблемы. Оно отображает многостороннюю готовность и способность военных и воинских формирований к решению всех задач при подготовке и ведении боевых действий, которые обусловлены влиянием военно-политических, социально-психологических, материально-технических и природных факторов, функционирующих в данных условиях. Структурно оно содержит в себе совокупность мероприятий согласно проведению информационно-воспитательной, военно-социальной, социально-психологической, культурно-досуговой работы и информационно-психологического противоборства с врагом.
Основную мысль на этом завершу. Отмечу, что развитие и формирование всех упомянутых свойств, является не только важнейшей задачей командиров и педагогов, но и абсолютным ансамблем психологических предпосылок производительности подготовки и ведения военных операций, которые «объединяются» в концепцию воспитания воли и характера военных, готовности и возможности солдата получить победу в поединке.
МУРТАЗИН Артур Ильгамович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России