К вопросу об экстремизме в молодежной среде

В настоящее время экстремизм стал одной из внутренних угроз национальной и психологической безопасности России.

Проявления экстремистских настроений несут многообраз­ный характер - от межэтнической неприязни среди россиян до развития различных агрессивных и хорошо организован­ных группировок. Такие негативные явления отображаются на всех слоях населения, особенно интенсивно их влияние от­ражается на представителях молодого поколения. Один из наиболее важных вопросов сегодняшней социокультурной ре­альности - это неспособность современной молодежи приспо­сабливаться к модифицировавшимся реалиям сегодняшней жизни. Ежегодно в стране растет количество расистских и не­онацистских проявлений, пополняется и обновляется список экстремистских материалов и увеличивается количество экс­тремистских ресурсов в Интернете.

Исторические факторы экстремизма свидетельствуют о возможности его проявления практически в любой части мира, но в наибольшей мере - в зонах концентрации процес­сов незавершенной модернизации и культурной маргинальности. Такая ситуация способствует проявлению национали­стических, религиозных, этнических организаций и структур, устремленные на срыв территориальной целостности любой страны, дестабилизацию внутриполитической и обществен­ной ситуации в стране.

Экстремизм в современном исламе представляет собой одну из форм радикального отрицания существующих, обще­ственных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Религиозный экстремизм проявляется в не­терпимости к представителям других конфессий или в про­тивоборстве внутри одной конфессии. Для терроризма это «стратегия» групп, состоящая в использовании терактов для достижения политических целей. Здесь террористический акт представляет собой не только для насилия, уничтожения, а для нанесения психологического воздействия на общество, чтобы добиться выполнения своих политических требований.

Экстремистские организации есть почти во всех странах, где есть хоть минимальная свобода общественных организа­ций. Появление в России экстремистских групп в какой-то мере результат демократии.

Важнейшим фактором в противодействии экстремизму и терроризму является обеспечение трудовой занятости для насе­ления страны, особенно для молодежи. К сожалению, социально­экономическая ситуация позволяет нам говорить об обратном.

В настоящее время прослеживается устойчивая обще­мировая тенденция роста молодежной безработицы, о чем свидетельствуют статистические данные. По данным Росстата, безработица среди молодежи возрастной группы 15-24 лет в апреле 2015 г. превысила средний уровень по стране в 2,6 раз и составила 15,1 % (при 5,8 по стране, соответственно). Почти каждый третий безработный в нашей стране - молодой чело­век в возрасте до 24 лет, находящейся в начале профессиональ­ного становления после вузовского или школьного обучения. Полагаем, такая значительная тенденция превышения уровня безработицы среди молодежи по сравнению с населением в целом не был таким значительным.

Статистические данные других стран и в мире целом представляют аналогичную ситуацию. Международная орга­низация труда ведет «молодежную» статистику с 1991 года и отмечает, что увеличение «отрыва» молодежной безработицы от общего уровня фиксируется с 2008 года. Особенно отчетливо такая тенденция проявилась в развитых странах и государствах Европейского Союза с 2008 года по 2009 гг. она выросла на 4,6 %, также в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, где рост составил 3,5 %. К настоящему времени в среднем по Евро­пе молодежь до 25 лет составляет среди безработных 23,7 %, что ниже нашего показателя - 28,2 %. Однако, если сравним наши показатели с отдельными европейскими странами, то выявим, есть страны и с более высоким показателем. Мы находимся на одном уровне по уровню молодежной безработицы, как Поль­ша и Болгария - 28,4% и 27,1 %. Вместе с тем в ряде стран - чле­нов ЕС - уровень безработицы среди молодежи намного выше: в Греции - 57,6 %, в Испании - 56,5 %, в Италии - 37,1 %, в Сло­вакии - 35,8%. Значимой причиной разрастания молодежной безработицы является отсутствие баланса между запросами рынка труда и специальностями, по которым вузы готовят вы­пускников. Такие специальности, как экономист, юрист не вос­требованы, так как такие вакансии заполнены обычно взрослым населением. Ежегодно в России около 100 тысяч выпускников не могу трудоустроиться. Полагаем, такая ситуация в аспекте трудовой занятости, может способствовать экстремизму, осо­бенно в молодежной среде, как наиболее активной и динамич­ной социально-возрастной группе.

Нельзя не отметить еще один аспект влияния пропаганды насилия через СМИ на молодежь. Необходимость расчистки информационного пространства общества от различных за­грязнений множеством стереотипов насилия мировое сооб­щество признало. Но было бы ошибочным считать тот факт, что наука приступила к изучению специфики названных за­грязнений и готова рекомендовать надлежащие средства эф­фективного избавления сферы общественного сознания от влияния опасных стереотипов.

Под экстремизмом (от фр. extremisme, от лат.ехетш - крайний) понимают идеологию, позволяющую и пропаган­дирующую крайние, зачастую насильственные меры отстаива­ния своих взглядов, непримиримость и агрессию в отношение инакомыслящих. Под этими насильственными мерами пони­мается применение силы, посягательства на права и свободы человека и гражданина. Полагаем, что экстремист не только убийца, но и идейный преступник, убежденный в своей пра­воте. Для молодых людей такой облик может стать привлека­тельной благодаря возможности самоутвердиться, ощутить собственную значимость. Именно такие личностные мотивы связаны с идейными - вместе и составляют основу экстремист­ского сознания.

Идейные мотивы могут быть социально-политическими, религиозными и националистическо-сепаратистскими. Наци­оналистические и сепаратистские движения сильнее, чем со­циально-политические, потому что связаны с кровными узами и передаются из поколения в поколение.

Экстремизм стремится навязать молодежи нормы пове­дения, базирующиеся на брутальности, вандализме, жесто­кости и агрессивности. Часть молодых людей воспринимает насилие как особую ценность, жизненную стратегию в обще­стве риска, и сама становится субъектом насилия, жертвой преступных сил, встает на путь преступности и экстремизма.

В отечественной юридической литературе терроризм рас­сматривается как крайняя форма проявления экстремизма.

Терроризм имеет политическое обоснование и идеологический стержень. Для достижения поставленных целей экстремистами применяются такие методы, как: ор­ганизация экстремистского сообщества и его деятельности; возбуждение расовой, национальной, религиозной или соци­альной вражды, связанное с насилием или призывами к наси­лию; хулиганство, вандализм, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, нагнетание страха, проведе­ние несанкционированных митингов, организация массовых беспорядков, провоцирование дестабилизации общественно­го порядка; нападение на участников митингов, демонстратив­ное уничтожение в общественных местах портретов и муля­жей руководителей государства, государственной символики; захваты административных зданий; угрозы расправы над по­литическими и государственными деятелями, их ближайши­ми родственниками; нарушение системы государственного управления, провоцирующее подрыв безопасности Россий­ской Федерации.

Ю. А. Зубок и В. И. Чупров, изучая молодёжь, сделали вывод о том, что предпосылкой молодёжного экстремизма яв­ляется экстремальность как сущностное свойство сознания и поведения молодёжи. По их мнению, экстремальность - это различные формы проявления максимализма в сознании и крайности в поведении на групповом и индивидуально - лич­ностном уровня.

Среди основных направлений функционирования систе­мы профилактики экстремизма выделяют:

  • нормативно-правовое обеспечение системы профилак­тики экстремизма в молодежной среде;
  • духовно-нравственное воспитание молодежи и др.

К нормативно-правовому обеспечению можно отнести Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противо­действии экстремистской деятельности» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, где определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Духовно-нравственное воспитание молодежи должно стать фундаментальным компонентом противодействия экс­тремизму и с целью уберечь неокрепшие умы от негативного влияния экстремистской идеологии необходимо создать ин­формационное пространство, в котором станет возможно рас­пространение идей гуманизма, социальной ответственности, солидарности с различными культурами и толерантность по отношению к представителям других конфессий.

В психологических исследованиях верифицируется, вслед за философско-этическим знанием, доверие как ценностное отношение к личности другого, основанное на позитивном прогнозировании его будущих поступков. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред, не пре­даст, не использует в своих корыстных целях полученную ин­формацию, не будет пренебрегать ею. Эти ожидания не всегда в опыте оправдываются, поэтому доверие - это риск.

Выполняя когнитивную, регулирующую, стабилизирую­щую и коммуникативную функции, доверие создает возмож­ность оптимального построения отношений человека в соци­альном бытии.

Эффективное взаимоотношение человека с самим собой и социумом зависит от меры доверия к себе и другому. Взаи­модоверие есть результат гармонизации отношений человека самим собой и миром, это ресурсы толерантности в антиэк­стремистской и антитеррористической борьбе.

Итак, идея и концепция культуры мира для молодого по­коления полагают главным образом ненасильственное начало в жизни планетарного сообщества - толерантность, импера­тив мирного сосуществования, пространство доверия.

Культура мира как концепция и подход к современной мировой ситуации социальных трансформаций, которым подвержено молодое поколение, основывается на позитивном понимании мира, включая формирование всеобщих ценност­ных ориентаций и установок, а также на сочетании ценност­ных установок с учетом разных культурно-исторических иден­тификаций, традиций, типов поведения и образов жизни. Эти позиции определяют отказ от насилия, интенции к пред­упреждению конфликтов, признание прав каждого на свободу убеждений, приверженность принципам демократии, спра­ведливости, терпимости, сотрудничества, культурного разно­образия, к решению проблем на основе диалога, взаимного доверия, взаимопонимания между народами, этническими, религиозными, культурными группами.

МУФТАХОВА Фильза Саубановна
кандидат философских наук, доцент, заместитель декана факультета психологии Башкирского государственного университета



Рекомендуем почитать психология и право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.