Проблемные аспекты использования современных технических средств обучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов

Профессиональная подготовка сотрудников органов вну­тренних дел Российской Федерации к применению мер сило­вого пресечения правонарушений осуществляется во время первоначальной подготовки в центрах профессиональной подготовки, в процессе обучения в образовательных учреж­дениях среднего и высшего профессионального образования МВД России, а также в процессе служебной деятельности со­трудники обязаны проходить обучение в рамках профессио­нальной служебной и физической подготовке.

Важнейшую роль в огневой подготовки сотрудников пра­воохранительных органов, безусловно, играют учебные заведе­ния МВД России. Дисциплина «Огневая подготовка» призвана сформировать технику меткого выстрела, выработать навыки безопасного обращения с оружием. Однако существующая си­стема подготовки курсантов и слушателей в вузах МВД РФ не в полной мере учитывает этот факт и, более того, не адекватно реагирует на события, происходящие в изменении объема и сложности выполнения служебно-боевых задач.

Проблемные аспекты использования современных технических средств обучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов в системе образовательных учреждений МВД России

Более того программы по огневой подготовки не меня­лись в течение нескольких лет. Сложившиеся стереотипы преподавания огневой подготовки преодолеваются с трудом. Новые информационные технологии, компьютерная техни­ка, электронные стрелковые тренажеры в образовательный процесс внедряются медленно. В связи с этим, процесс со­вершенствования огневой подготовки курсантов на основе со­временных технических средств обучения в вузах МВД России приобретает актуальное значение.

Анализируя научную и учебно-методической литера­туру по проблеме, можно сказать, что актуальность совер­шенствования огневой подготовки курсантов определяется требованиями служебной деятельности сотрудников правоох­ранительных органов в современных условиях, изменениями в технических средствах обучения в вузах МВД России.

Основываясь на исследования данной проблемы Витоль- никовым В.Н. выделим факторы, затрудняющие успешность огневой подготовки курсантов в вузе МВД России.

К субъективным факторам (зависящим от мотивации и уровня подготовки преподавателей и курсантов), снижающим эффективность огневой подготовки в вузе, отнесены:

  • недооценка курсантами теоретических вопросов, опре­деляющих осознанное применение оружия и понимание ус­ловий его эффективности в различных условиях - это вопросы баллистики и правил стрельбы при преобладании интереса к устройству оружия;
  • недооценка курсантами роли тренажеров в процессе формирования первичных навыков и тренировки мышечной памяти в процессе огневой подготовки, особенно на первом году обучения;
  • рассогласование мнений преподавателей и курсантов по целому ряду вопросов огневой подготовки, что может при­водить к снижению мотивации курсантов, взаимному непони­манию между обучающими и обучаемыми;
  • недооценка преподавателями вопросов методического характера при совершенствовании процесса огневой подго­товки при преобладании критики, относящейся к его матери­альному обеспечению.

К объективным факторам, снижающим эффективность огневой подготовки курсантов, отнесены:

  • уровень материально-технического обеспечения про­цесса, несоответствующий современным требованиям к огне­вой подготовке будущих сотрудников ОВД (в частности, несо­ответствие боевых и учебных видов вооружений, отсутствие учебных образцов оружия, в том числе зарубежного, которое используется преступниками; малое количество современных электронных стрелковых тренажеров, видеотехники и др.);
  • недостатки программного и учебно-методического обеспечения, которое необходимо совершенствовать в соот­ветствии с внедрением в учебный процесс современных техни­ческих средств обучения.

Более подробно следует остановиться на современных материально-технической базе применения которой способ­ствует существенному улучшению показателя стрельбы у об­учающихся в системе вузов МВД России:

  1. Интерактивный лазерные тиры («Рубин»);
  2. Лазерные интерактивные комплексы («Блик»);
  3. Лазерные стрелковые комплексы («Рубин»);
  4. Стрелковые тренажеры («СКАТТ»);
  5. Лазерный имитатор стрельбы и поражения («Нора-А»);
  6. Светоотражающие мишени;

В учебном процессе при использовании данных тренаже­ров и интерактивных тиров позволит каждому обучающемуся в ходе занятия:

  • улучшить навыки в обращении с оружием;
  • провести тренировку в прицеливании и правильном спуске курка на тренажере;
  • изучить новые приемы стрельбы и элементы передви­жения при интуитивной стрельбе;
  • неоднократно отработать упражнения стрельб на ин­терактивном тренажере в полном соответствии с требования­ми курса стрельб.

И самое главное данные тренажеры создают приближен­ную обстановку к современным условиям, что является ос­новным условием в подготовки обучающихся в системе вузов МВД России, потому что мало того, что обучающиеся умеют правильно стрелять в соответствии с нормативами обучения, необходимо еще и практическое применение.

Следует также отметить, что, несмотря на эффективность использования тренажеров, и интерактивных тиров, их ши­рокое распространение весьма затруднительно, прежде всего, это связано с их дороговизной и относительно сложностью в их управлении. Поэтому их применение находится на началь­ных этапах внедрения.

Однако их применение будет расширяться, поэтому тре­буется дополнительная методическая подготовка преподава­телей курса «огневая подготовка», также практическая реали­зация их навыков на данных тренажерах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоя­щее время существует достаточно широкий диапазон различ­ных стрелковых тренажеров. В своей совокупности они позво­ляют проводить занятия с сотрудниками внутренних дел по огневой подготовке с применением методики моделирования ситуаций, соответствующих реальной обстановке. Кроме того, применение указанных устройств позволяет повысить, с одной стороны, безопасность при проведении занятий, а с другой - наглядность и активность обучаемых.

Задачи преподавателя огневой подготовки подготовить слушателя к той стороне его будущей служебной деятель­ности, которая называется применение оружия. За этими, внешне простыми словами, кроется значительная смысловая нагрузка: применить оружие - это означает в первую очередь стрелять в человека. Стрелять придется не в тире, а практиче­ски в любых условиях: в населенных пунктах, при скоплении людей, после физической нагрузки, в различных условиях освещения, при отсутствии времени на подготовку выстрела и, самое трудное, в условиях активного огневого противодей­ствия противника. Созданный комплекс огневой подготовки помогает смоделировать в процессе занятий по огневой под­готовке некоторые нестандартные ситуации, возникающие в ходе практического применения оружия. Применяя при вы­полнении упражнений подсветку целей мигающим светом или проблесковыми маячками, используя громкоговорящую установку с записями шума боя, звуков автомобильных двига­телей, полицейской сирены, повседневного городского шума, создаются дополнительные нагрузки на психику сотрудников органов внутренних дел.

Подводя итог необходимо сказать, что огневая подготовка является очень важной составной частью профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, в свя­зи с этим требуется ее совершенствования на этапе обучения в высшем учебном заведении. Совершенствование процесса огневой подготовки обучающихся вузов МВД России предпо­лагает построение процесса обучения на основе современных технических средств обучения с учетом новых видов техники и вооружения, используемых в практике работы правоохрани­тельных органов РФ.


ЗАЙЦЕВ Николай Владимирович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать правоохранительные органы

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.