Порядок, запреты и условия применения огнестрельного оружия федеральными органами исполнительной власти

Сегодня нормативные правовые акты, регулирующие порядок применения оружия, являются неотъемлемой ча­стью национальных законодательств развитых государств.

В Российской Федерации единого правового акта, регламенти­рующего порядок применения огнестрельного оружия нет. О применении оружия говорится в ряде российских законах и подзаконных нормативных правовых актах: в федеральных законах «О полиции», «О государственной границе Россий­ской Федерации», «О ведомственной охране», «О федеральной службе безопасности», «О войсках национальной гвардии Рос­сийской Федерации», «О федеральной фельдъегерской связи», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказа­ния в виде лишения свободы», «О государственной охране», «О судебных приставах», «О таможенном регулировании в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Феде­рации», «О следственном комитете Российской Федерации», «Об оружии», «О недрах», «О безопасности объектов топлив­но-энергетического комплекса», «О гидрометеорологической службе», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; в инструкции по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного огнестрельного стрелко­вого оружия в органах прокуратуры Российской Федерации, в уставе военной полиции вооруженных сил Российской Фе­дерации, в Постановлении Правительства «Об утверждении порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации в подводной среде» и этот список далеко не исчерпан.

Порядок, запреты и условия применения огнестрельного оружия федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами с особыми уставными задачами, имеющими на вооружении боевое и служебное оружие: сравнительно-правовой анализ

В обществе регулярно вспыхивают дискуссии о степени допустимости применения огнестрельного оружия для за­щиты жизни, здоровья, имущества и законных прав граждан. Одни призывают ужесточить действующее законодательство и разрешить применять оружие только в случаях угрожающих жизни и здоровью граждан, другие - наоборот, призывают увеличить «радиус возможностей» применения огнестрельно­го оружия, дабы обеспечить защиту своих конституционных прав в полном объеме. Эти дискуссии являются отражением ситуации не только в стране, но и ситуации в мире, где также сформировались две полярные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Учитывая значительный общественный интерес, мы провели анализ правовых норм, регламентирующих приме­нение оружия, сотрудниками федеральными органами испол­нительной власти, должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставны­ми задачами, чтобы выяснить какую позицию занял россий­ский законодатель в данном вопросе.

В соответствии со ст. 5 федерального закона «Об оружии» боевое оружие стоит на вооружении следующих федераль­ных органов исполнительной власти: Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службы внеш­ней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Службы специальных объектов при Президенте РФ, Федерального агентства специального строительства, Феде­ральной службы войск национальной гвардии, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы судеб­ных приставов, Федеральной таможенной службы, Генераль­ной прокуратуры Российской Федерации, Следственного ко­митета Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 федерального закона «Об оружии» служебное оружие предназначено для использования долж­ностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, к которым относятся:

  • частные охранные организации;
  • организации ведомственной охраны;
  • стратегические предприятия, осуществляющие экс­плуатацию магистральных нефтепроводов и газопроводов;
  • банки, выполняющие особо значимые для государства функции;
  • Главный центр специальной связи федерального орга­на исполнительной власти;
  • организации, которые осуществляют функции охраны, контроля и регулирования использования объектов животно­го мира и среды их обитания;
  • организации специально уполномоченного федераль­ного органа исполнительной власти в области гидрометеоро­логии и смежных с ней областях, осуществляющих деятель­ность на труднодоступных станциях;
  • государственные учреждения, которые осуществляют государственный лесной контроль и надзор;
  • организации, проводящие полевые работы по регио­нальному геологическому изучению недр и геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, в районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях, а также в иных малонаселенных и труднодоступных местностях.

Соответственно огнестрельное оружие вправе применять сотрудники федеральных органов исполнительной власти, должностные лица государственных органов и работники юридических лиц с особыми уставными задачами, которым оно выдается и которые наделены правом использовать его для пресечения противоправных деяний. Проанализировав указанные нормы, можно отметить, что при применении ог­нестрельного оружия всем сотрудникам необходимо:

  • предупредить о намерении применить оружие и предоставить время для выполнения требований, а в исклю­чительных случаях, когда промедление с применением огне­стрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо сотрудника или может по­влечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреж­дения;
  • стремиться в зависимости от характера и степени опас­ности преступления, степени опасности лиц, его совершив­ших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы лю­бой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
  • обеспечить лицам, получившим телесные поврежде­ния в результате применения огнестрельного оружия, первую помощь;
  • доложить по подчиненности о каждом случае приме­нения огнестрельного оружия;
  • уведомить прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения огнестрельного оружия.

Во всех нормативных правовых актах, регулирующих применение оружия, имеют место нормы, устанавливающие запрет на его применение. Положения законов ограничива­ют применение огнестрельного оружия сотрудниками ис­черпывающим перечнем случаев. Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отноше­нии женщин, лиц с явными признаками инвалидности и не­совершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев, когда перечисленные лица оказывают вооруженное или групповое сопротивление либо совершают вооруженное или групповое нападение, угрожающее жизни или здоровью граждан или сотрудника. Исключение состав­ляют сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации и сотрудники федеральной службы безопасности, которым разрешено применять оружие при значительном скоплении людей, в целях предотвращения (пресечения) тер­рористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, поме­щения, сооружения органов государственной власти.

Основания применения оружия - это определенные ус­ловия, при возникновении которых, возникает право на при­менение сотрудником огнестрельного оружия. В условиях применения оружия, перечисленных в законах, имеет место быть либо состояние необходимой обороны, либо крайней не­обходимости, либо ситуация задержания лица, совершившего преступление. Случаи применения оружия напрямую зависят от специальных функций и задач, выполняемых тем или иным федеральным органом исполнительной власти, юридическим лицом с особыми уставными задачами. Так, сотрудники Гене­ральной прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации имеют право применять оружие только при от­ражении нападения на них, либо при защите членов семьи и личного имущества от преступных посягательств и только в состоянии необходимой обороны или крайней необходимо­сти. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинять вред третьим лицам.

Все остальные сотрудники имеют право применять ору­жие в случаях: для защиты другого лица либо себя от пося­гательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспорт­ными средствами, средствами связи, боевой техникой и др.; для отражения группового или вооруженного нападения на объекты, здания, помещения, сооружения, транспортные средства и иные объекты; для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помо­щи. Так же всем сотрудникам, за исключением судебных при­ставов и сотрудников органов федеральной фельдъегерской связи, разрешено применять оружие для остановки автомо­бильных и железнодорожных транспортных средств, водных и воздушных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью граждан или долж­ностных лиц или не подчиняются их неоднократным требова­ниям остановиться после предупредительных выстрелов; для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью граждан или сотрудников.

Сотрудники войск национальной гвардии, министер­ства внутренних дел, министерства обороны, сотрудники федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны, федеральной службы исполнения наказаний, име­ют право применять огнестрельное оружие так же в случа­ях: для освобождения заложников, пресечения террористи­ческих и иных преступных посягательств; для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыть­ся либо оказывающих вооруженное сопротивление; для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобож­дения указанных лиц.

Самым большим объемом полномочий по применению огнестрельного оружия обладают сотрудники войск нацио­нальной гвардии и сотрудники федеральной службы безопас­ности. Им, помимо перечисленных выше случаев применения оружия, разрешено так же использовать оружие для раз­рушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадле­жащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения органи­заций независимо от форм собственности. Сотрудники войск национальной гвардии, министерства обороны имеют право применять оружие во всех случаях, когда разрешено приме­нение боевой и специальной техники, а также имеет право применять оружие без предупреждения при отражении на­падения с использованием оружия, боевой и специальной тех­ники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

Все нормы и положения о применении огнестрельного оружия сотрудниками, основаны на следующих руководящих принципах:

  • определения предупреждения, которое в определен­ных случаях подаются перед выстрелом из огнестрельного оружия;
  • запрещения применения огнестрельного оружия и бо­еприпасов, которые наносят чрезвычайно серьезные ранения или служат источником неоправданного риска;
  • отчетности во всех случаях, когда сотрудники применя­ют огнестрельное оружие при исполнении служебных обязан­ностей;
  • контроля хранения и выдачи огнестрельного оружия, включая процедуры, обеспечивающие подотчетность сотруд­ников за выданное им огнестрельное оружие и боеприпасы;
  • обеспечения применения огнестрельного оружия лишь в определенных обстоятельствах и таким образом, что­бы максимально уменьшить возможность причинения чрез­мерного ущерба;
  • определения обстоятельств, на основании которых со­трудники уполномочены иметь при себе огнестрельное ору­жие;
  • определения видов огнестрельного оружия и боепри­пасов, которые разрешены для использования сотрудниками.

Таким образом, мы видим, что законодатель довольно строго и четко определяет порядок применения оружия, дает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых запре­щено применять оружие и конкретно определяет условия и пределы применения оружия, которые обусловлены выпол­няемыми сотрудниками задачами и функциями. В заключе­нии хотелось бы отметить, что применение огнестрельного оружия сотрудниками, за которыми данное право закрепле­но нормативными правовыми актами, регламентируется не только специальными ведомственными законами, устанавли­вающими основания, порядок и условия применения оружия, но и нормами уголовного законодательства, закрепляющими обстоятельства, исключающие преступность данного деяния. Соблюдение всех условий имеет важное значение не только для достижения оптимального результата при пресечении преступных деяний, но и для правовой оценки действий со­трудников.

ГОРЯЧЕВА Наталья Юрьевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать правоохранительные органы

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.