Возникновение и развитие психологической службы в органах внутренних дел стали одними из составляющих работы по дальнейшему совершенствованию деятельности правоохранительных органов.
Весьма удачным, является наличие двух направлений в работе психологов правоохранительных органов - с одной стороны, углубленная диагностика, проводимая Центрами психологической диагностики (ЦПД) и, с другой стороны, работа психологов на местах, в отдельно взятых подразделениях. Подобное распределение обязанностей позволяет широко и полно охватывать весь спектр «психологических услуг», дополняя и расширяя возможности друг друга.
Среди видов психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел выделяют следующие: профессиональное психологическое обследование кандидатов на службу в органы внутренних дел, социально-психологическая работа и психологическое сопровождение действующих сотрудников, профессионально-психологическая подготовка обучающихся в ВУЗах МВД.
К сожалению, вспоминая слова из бессмертного произведения братьев Вайнеров, мы еще слишком далеки от наступления «эры милосердия». Готовность причинить физический вред противнику вплоть до его уничтожения входит в систему профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений МВД, является одним из важных профессиональных качеств. В экстремальной ситуации раздумье и колебание, занявшее долю секунды, может стать смертельно опасным для самого сотрудника и окружающих. Тем значимей становятся наличие чувства ответственности, высокого самоконтроля, адекватности оценки ситуации и высокой приспособляемости оперативников. Для сотрудников оперативных подразделений важным является наличие специальных экстремальных способностей - особых качеств сотрудника, которые значимы в экстремальных ситуациях и не проявляются в обычных бытовых условиях. К ним относят: а) умственные качества - смелость мысли, самокритичность, прогностичность, взвешенность оценок, способность к внеадаптивному поведению и надситуативному мышлению; б) волевые качества - развитость волевой мотивации «я должен», целеустремленность, смелость, мужество, стойкость, упорство, настойчивость; в) профессионально уравновешенное отношение к опасности и даже «влечение» к ней; г) морально-психологическая устойчивость в условиях экстремальности, психофизиологическая устойчивость. Подобные характерологические особенности присущи только личности, обладающей крепкой, здоровой психикой. Задача психологов на этапе отбора кандидатов на службу заключается в том, чтобы отобрать для работы в оперативных подразделениях, лиц, обладающих перечисленными качествами.
Не менее важной представляется задача по нивелированию отрицательного воздействия стрессогенных факторов на личность сотрудников. Назовем самые распространенные из них: высокие физические и эмоциональные нагрузки, ненормированный рабочий день, «истощение» психики в результате недосыпания, влияние «криминальной среды», наличие властных полномочий, приобретенные в период службы заболевания. Все эти факторы приводят к проявлению у оперативных сотрудников агрессии и аутоагрессии (суицидальных попыток, членовредительства), проявлений профдеформации. Задачу по профилактике и предупреждению подобных состояний приходится решать психологам непосредственно внутри подразделений. Психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей оперативника.
Помимо постоянных физических и психических нагрузок, характерных для всех подразделений органов внутренних дел, оперативники испытывают такую форму воздействия на психику, как внезапные и сильные стрессовые ситуации, несущие угрозу психическому и физическому здоровью. Одним из самых сильных экстремальных воздействий на психику сотрудника является применение им огнестрельного оружия. Напряжение, вызванное этими видами воздействия, не исчезает со временем, оно накапливается и может проявиться в любой момент непредсказуемыми действиями. Нельзя забывать, что сотрудники данных подразделений обладают хорошей физической подготовкой, что повышает риск выброса негативных эмоций для тех, кто подвернется «под горячую руку».
Сотрудники, обличенные властными полномочиями, имеющие доступ к оружию, постоянно подвергающиеся воздействию стрессогенных факторов, должны быть обеспечены полным комплексом психологического сопровождения. К огромному сожалению, число правонарушений, суицидов среди сотрудников органов внутренних дел не уменьшается. Чтобы добиться результатов в этом направлении необходимо каждодневное общение, установление взаимопонимания; необходимо знать, какими личностными особенностями обладает человек, каковы его взгляды на жизнь и интересы, как строятся взаимоотношения в его семье, есть ли у него бытовые проблемы и в какой степени удовлетворяет материальное положение.
Оперативные сотрудники в подавляющем большинстве - профессионалы высокого класса, имеющие значительный запас знаний, умений и навыков, связанных со спецификой службы. Каждая пережитая ими экстремальная ситуация неповторима, а связанный с этим опыт важен и ценен. У каждого человека есть своя граница, переступая которую он и начинает проявлять агрессивное поведение. Это граница - воспитание или морально-психологическая устойчивость. Можно ли их определить по внутренним детерминантам, которые препятствуют проявлению агрессии. Умелое сочетание в процессе воспитательного воздействия мер принуждения и убеждения, забота о досуге и быте, создание здорового морально-психологического климата в служебном коллективе - все это способствует личностному и профессиональному росту, снижает риск профессиональной деформации личности.
Большое значение в сохранении психического здоровья и работоспособности оперативника имеют его выносливость, вытекающая из умения экономно тратить свои силы и рационально распределять их по времени. Одним из важнейших условий поддержания психического здоровья в процессе профессиональной деятельности является умение человека пользоваться приемами психологической саморегуляции, т.е. осуществлять сознательные воздействия на присущие ему психические явления, выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания или изменения характера их протекания.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что какими бы важными не были направления по осуществлению профессионального отбора кандидатов на службу в оперативные подразделения и психологическое сопровождение служебной деятельности оперативников, самым главным является профессионально-психологическая подготовка будущих сотрудников в учебных заведениях системы МВД. Весь комплекс организационных и воспитательных мероприятий в процессе обучения в ВУЗах системы МВД должен быть направлен на формирование социально-значимых ценностных ориентаций оперуполномоченных и необходимых морально-деловых качеств для успешного выполнения ими служебных обязанностей. В интересах этого следует разработать целую систему психологической подготовки будущих оперативников. Важна также информация об уровне познавательных способностей, уровне нервно-психической стойкости, профессиональной направленности, а также профессионально важных качествах, которые можно получить из карты профессионально-психологического отбора и карты психологического сопровождения служебной деятельности. В них заносятся результаты социально-психологического изучения, психодиагностического и психофизиологического обследований во время отбора на обучение в учебное заведение. Индивидуальная беседа также является одним из наиболее важных методов получения информации об индивидуально-психологических качествах личности. При умелом проведении индивидуальной беседы есть возможность оценить не только потребности, мотивы, наклонности, интересы, черты характера, познавательные процессы курсанта, но и выявить глубоко личные переживания, которые могут навредить нормальному прохождению службы, его мыслям о положении дел в коллективе. Результаты беседы помогут составить индивидуальный психологический портрет, на основании которого дальше целесообразно строить индивидуальную работу с курсантами.
Еще одним из действенных методов воспитательной работы является метод наблюдения - это целеустремленное и систематическое отображение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе с целью выявления, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать характер, способности и другие качества курсанта, имеющие значение для успешного прохождения службы. Предметом наблюдения могут быть межличностные контакты курсантов: их количество, длительность, характер, активность, инициатива, доминирование и другие показатели группового взаимодействия. Кроме этого, наблюдение поможет решить вопросы, касающиеся изучения индивидуальных особенностей личности курсантов. Информацию о качествах характера, возможностях и степени нервно-психической стойкости дают действия в сложных и опасных ситуациях, которые требуют выдержки, самообладания и психологической устойчивости. Скорость, точность и качество выполнения разного рода нормативов боевой, специальной и физической подготовки дают возможность оценить уровень сформированности профессиональных навыков и индивидуально-психологических качеств.
Современный оперативник попадает в различные сложные ситуации, связанные с его непосредственной служебной деятельностью. Например, участившиеся случаи с захватом заложников. Глубокая научная проработка показывает, что освобождение заложников силой - обоюдоострое оружие, которым надо пользоваться с предельной осторожностью. Названа и альтернатива таким акциям - переговоры. Учеными многих стран исследовались особенности переговоров с преступниками, их правовые, нравственные, организационные и тактические аспекты, разрабатывались критерии приемлемости условий, технология вынужденного диалога. Наиболее сложный вопрос переговоров с преступниками - оценка предмета переговоров, т.е. тех условий, которые они выдвигают. Ситуация переговоров связана с тем, что нельзя, к сожалению, уклониться от их рассмотрения, поскольку речь идет о жизни, здоровье и свободе людей, захваченных в качестве заложников. Все это требует очень серьезной психологической подготовки будущих сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел в рамках учебных планов и программ в ВУЗах системы МВД.
Другой стороной служебной деятельности оперуполномоченных является оперативно-розыскная деятельность. Это очень сложный и многогранный вид профессиональной деятельности, требующий специальных знаний, умений и навыков. Разведка - одна из древнейших на земле профессий. Например ситуации, когда оперативник внедряется в преступную группу и, выдавая себя за другого, выведывает нужную ему информацию. Фактически он вводит в заблуждение преступников. Но делает это, чтобы обезопасить от них честных людей. В реальной жизни случаются ситуации, когда для того, чтобы защитить невинного человека от беды, необходимо жесткое «хирургическое» вмешательство, обязательно в рамках закона. В этом смысле, оперативная работа схожа с социальной медициной, которая обеспечивает социальное здоровье общества.
Еще одна эффективная форма, используемая в учебном процессе - это ролевые игры и тренинги в период проведения практических занятий и практикумов. Для них необходимо разработать учебные сценарии и тренажеры. В частности для тренинга по «Психологии поведения в экстремальных ситуациях» существует необходимость создания специального полигона (полосы препятствий), продвигаясь по которой курсанты будут попадать в различные экстремальные ситуации, испытывая чувства страха, тревоги, брезгливости и т.д. Подобная «полоса препятствий» была разработана и использовалась в учебном процессе в 70-е годы прошлого столетия в Крымской межрегиональной школе милиции в г. Симферополе на территории сегодняшнего Крымского филиала Краснодарского университета МВД России. К сожалению, в данный момент она разрушена, но при желании и материальной поддержке может быть восстановлена. Такой психологический тренажер в подготовке будущих сотрудников оперативных подразделений просто необходим. Вполне вероятно, что деструктивный компонент активности человека является одним из созидательных факторов деятельности, нормальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к преодолению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна иметь определенный уровень агрессивности. Сотрудники оперативных подразделений в профессиональной деятельности зачастую прибегают к так называемой «правомерной агрессии», которая помогает им проводить оперативно-розыскные мероприятия, задержания, преодолевать другие экстремальные ситуации. Закомплексованность, связанная с авторитарной направленностью воспитания - приводит к пассивности, неспособности на волевой акт, конформности. Сотрудник, обладающий таким набором личностных профессиональных качеств не способен осуществлять деятельность, связанную с решением сложных профессиональных задач. Агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных ситуациях профессиональной деятельности. Агрессивные действия выступают в качестве средства достижения цели. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации, поэтому грань, где кончается «правомерная агрессия» и начинается профессиональная деформация установить достаточно сложно. При подготовке высококвалифицированных кадров для оперативных подразделений, помимо юридической, необходима многоплановая психологическая подготовка курсантов. Для этого следует внести изменения в учебные планы относительно предметов психологической направленности. Так же следует активизировать работу практических психологов ВУЗов и кураторов по созданию психологического портрета каждого курсанта, с целью выявления склонности к агрессивному поведению и возможности корректировки этой склонности до уровня «правомерной агрессии».
Возвращаясь к началу статьи, где упоминалось о широком спектре «психологических услуг» в системе МВД, работа практических психологов сводится в основном к различным видам диагностики. Не отрицая значения этой отрасли психологии, нельзя не сказать о следующем: на мой взгляд, существует слишком большая загруженность психодиагностикой. Диагностируем в период поступления на службу, диагностируем при проведении ежегодного профилактического осмотра, диагностируем при назначении на вышестоящую должность, диагностируем при продлении контракта на службу, диагностирует психолог подразделения, диагностирует ЦПД. Ставим диагноз, а что дальше? Какая помощь будет оказана? И как это отразится на службе, карьере? И в итоге от слова «психолог» у сотрудников начинается «нервный тик» и возникает полное отсутствие желания сотрудничать, так как результата они не видят, а если и видят, то отрицательный - попал на учет, появились проблемы. Психологи не должны создавать сотрудникам проблемы, они должны помогать их решать! Иначе теряется смысл работы практического психолога в подразделении. Действительно, сотрудники знали, на что шли, устраиваясь на службу в органы внутренних дел. Но разве не заслуживают внимания и заботы к себе те, кто отдаёт самое дорогое, что у них есть - здоровье, а порой и жизнь? Психологическая служба, кабинеты психологической разгрузки, профессионально-психологическая подготовка - лишь часть системы психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений и она требует постоянного внимания и совершенствования.
РОМАНОВСКАЯ Ирина Викторовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции