Актуальные вопросы развития огневой подготовки в органах внутренних дел

Происходящие последние десять лет в обществе преоб­разования, несомненно снизили рост преступности по сравне­нию с прошедшими десятилетиями.

Однако, криминальная обстановка в стране остается сложной. Деятельность полиции направлена на защиту граждан от преступных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений, охраны и укре­пления общественного правопорядка. В данных условиях практика применения стрелкового оружия сотрудниками по­лиции становится едва ли не повседневным делом. В условиях современных реалий сотрудникам органов внутренних дел вы­полняя свои служебные обязанности приходится сталкиваться с вооруженными и подготовленными преступниками, что со­ответственно все чаще приводит к экстремальным ситуациям и вооруженной борьбе с правонарушителями.

По статистическим данным применения оружия сотруд­никами полиции огневой поединок в гражданских условиях длится в среднем 2,8 сек; его участниками расходуется в среднем до поражения одной из сторон 2-3 патрона; среднее расстояние между противниками составляет 2 метра; а 75% схваток проис­ходит на расстоянии менее 7 метров. Большинство скоротечных огневых контактов происходит при слабом освещении и сопут­ствующих стрессовых и отвлекающих факторов. В основном к тяжким последствиям приводят: психологическая неготов­ность сотрудников правоохранительных органов к применению табельного оружия, даже при наличии законных оснований, предусмотренных Законом РФ «О полиции»; тактическая не­грамотность действий во время задержания правонарушите­лей; грубейшее нарушение мер безопасности при обращении с оружием. Основной задачей дисциплины «Огневая подготовка» является формирование у курсантов и слушателей психологи­ческой и тактической готовности к эффективному применению табельного оружия в ситуациях, когда возникают к этому осно­вания, предусмотренные указанным выше Законом. Стрельба из пистолета для большинства людей далеко не обыденное явле­ние, с которым они сталкиваются в повседневной жизни.

Кроме того, как утверждает Чак Тейлор - непререкаемый авторитет и эксперт с мировым именем: «Пистолет - очень специфическое оружие, предназначенное для выполнения очень специальных задач, не питайте на его счёт особых иллюзий. Вооружённый но­жом преступник преодолевает дистанцию в 7 метров за 1,5 се­кунды! Даже, если вы успеете извлечь пистолет, - успеете сделать один выстрел». Из чего следует сделать следующий вывод: необ­ходимо поддержание хорошей физической формы, регулярные тренировки в тире и на стрельбище, тренировки по самообороне и тактике, выбор надёжного оружия и боеприпасов, выбор хо­рошего снаряжения. У начинающих, первое занятие с оружием вызывает чувство боязни, тревоги и страха, которые затормажи­вают всю их функциональную деятельность и вызывают состоя­ние излишней напряженности психики и всех систем организма стрелка. Однако в процессе регулярных тренировочных занятий и приобретения достаточно прочных навыков обращения с ору­жием эти отрицательные моменты постепенно сглаживаются и большинство обучаемых показывают хорошие результаты при выполнении стрелковых упражнений, предусмотренных настав­лением по организации огневой подготовке - 2012 г. (НООП- 2012). Следует отметить, что судить о готовности будущего со­трудника к действиям в условиях реального огневого контакта с преступником только по результатам выполнения упражнений, предусмотренных Курсом стрельб, невозможно, поскольку боль­шинство упражнений выполняются по неподвижным целям из статичного положения.

В реальных же условиях стрельба чаще всего ведется на сверхкоротких и коротких дистанциях (84,4% всех случаев), в движении (30%) и по перемещающейся цели (97%), на опережение, без тщательного прицеливания (68%), в ограни­ченное время (83%) и в условиях ограниченной видимости (82%). Кроме того, табельная кобура пистолета ПМ, выдаваемая для но­шения сотрудникам органов МВД и рекомендованная охранным структурам и службам безопасности коммерческих структур и банков, является классическим примером армейской (военной) кобуры для ношения поверх форменной одежды, с защитным клапаном, протиркой и запасным магазином. Выстрелу на по­ражение при использовании этой кобуры предшествует выпол­нение 8-9 предварительных манипуляций с оружием и элемен­тами снаряжения. Как выражаются американские полицейские, будучи в Москве по обмену опытом: «Российского полицейского можно убить 8 раз до того момента, как он сможет выстрелить сам». Не поспоришь. Подтверждений тому сотни. Оперативная или тактическая кобура сокращает количество манипуляций с системой «оружие-снаряжение» до четырех: - захват оружия в кобуре с одновременным освобождением от элементов запира­ния; - извлечение оружия из кобуры с одновременным отключе­нием предохранителя; - вынос на линию огня с одновременным досыланием патрона в патронник; - наведение на цель - выстрел. Примерно по такой схеме производится первый выстрел в дис­циплинах IPSC и IDPA.

Сотрудник полиции должен быть посто­янно психологически готов к действиям в случае возникновения критической ситуации, предусматривающей применение и ис­пользование оружия. Оказавшись в экстремальной ситуации, он, в первую очередь, должен научиться быстро оценивать обста­новку и принимать наиболее правильное решение. Кроме того, ему необходимо постоянно контролировать развитие событий, предвидя возможные изменения, а также управлять своим пове­дением. Также сотрудник полиции должен знать и владеть тем снаряжением, с которым он выходит на службу. Это достигается многократными тренировками «в холостую», т. е. без патронов. Сотрудник полиции должен постоянно отрабатывать быстрое извлечение оружия из применяемой кобуры, досылание патро­на в патронник и прицеливание. Грамотная оценка сложившей­ся обстановки при применении оружия в ходе задержания или других случаях, предусмотренных законом и принятие наиболее верного решения - это сложная умственная и психологическая деятельность, во многом зависящая от личностных особенно­стей сотрудника, так и от его практических умений обращения с оружием. Поэтому в процессе обучения в рамках огневой под­готовки, необходимо включать в стрелковые упражнения раз­личные элементы и создавать такие ситуации, которые были бы максимально приближены или даже имитировали возможные экстремальные ситуации в которых может оказаться сотрудник в процессе выполнения возложенных на него служебных обязан­ностей. А также, вводимые ситуации должны способствовать формированию у обучаемых смелости, решительности и уверен­ности в своих действиях при применении оружия.

МУЗАФИН Руслан Раянович
старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать правоохранительные органы

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.