«Студенты (курсанты) - лица осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры».
Кроме того, студенты представляют собой определенную социально-демографическую группу населения. Как социально-демографическая группа, студенты - это часть молодежи, которая в силу освоения и реализации объективных возрастноориентированных программ проходит процесс образовательной социализации. Нижняя возрастная граница студенчества, как правило, связано с получения среднего образования, а верхняя с завершением профессиональной подготовки.
Студенчество наделяется определенным социальным статусом, который подчеркивается особыми характеристиками: возраст, трудовая деятельность, семейное положение, уровень образования и др.
Соответствующие характеристики ложатся в основу закрепления тех или иных прав, которые фиксируют социально-правовой статус. Внутреннее содержание процесса социализации, на этом этапе представляет собой набор основных необходимых элементов обучения, каждый из которых имеет определенное социальное и правовое наполнение. Каждый из этих элементов является важным и определяющим полноту и качество конечного результата. И конечно важнейшим показателем этого является удовлетворенность студентами результатами реализации ими своих прав.
В России в настоящее время насчитывается более 5 миллионов студентов, из них около 2,5 млн. составляют студенты очной формы обучения. Высокие показатели количества студентов, по мнению ведущего научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлии Флоринской, объясняются тем, что за последние 10 лет «бум высшего образования» заметно усилился. Так, если в 2004 году около трех четвертей выпускников школ собирались получать его после школы, то сейчас собираются 91%. Цифры выросли даже среди троечников: в 2004 году только 40% старшеклассников в малых городах, успевающих в основном на «3», собирались получать высшее образование, сейчас — уже 71%. Отсюда не менее 85% будущих выпускников все равно намерены попасть в вуз — получение образования, по сути, становится самоцелью.
Права студентов являются частным проявлением прав человека и связаны с реализацией сущностный возможностей людей в соответствующем возрасте и в определенной сфере общественных отношений. Образовательный процесс вполне конкретно определяет содержание и формы отношений. А те в свою очередь позволяют судить о том, какой у кого статус и роли.
Говоря о студенческой молодежи, отметим, что она является важным стратегическим ресурсом страны, поскольку ей присущи мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать инновации. Очевидно, обеспечение конкурентоспособности нашей страны в мире, повышение качества жизни российских граждан возможно только при эффективном задействовании потенциала развития, носителем которого является студенчество.
Учащиеся средне-специальных и высших учебных заведений, будучи составной частью молодежи, представляет собой особую социальную группу, которая характеризуется специфическими условиями жизни, учебы, досуга, поведением, системой жизненных ценностей. Для ее представителей подготовка к будущей профессиональной деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.
Студенчество, имея особое социальное положение в обществе, находится на пути получения определенного социально-профессионального статуса. Данное переходное положение можно охарактеризовать как ограниченное в реальных возможностях. Это ограничение объективно обусловлено закономерными процессами социализации.
Перечисленные факторы обусловливают необходимость рассмотрения студенчества как одного из важных объектов системы социальной защиты и поддержки. В этой связи необходимо на государственном уровне оказывать действенную социальную поддержку студентов и создавать условия для их самореализации, чтобы они могли активнее проявлять себя и включаться в общественные процессы.
Кроме того социальная поддержка особенно важна в условиях экономического кризиса, который сильно влияет на основную часть студентов. Они испытывают наиболее остро материальные проблемы и особенно те, кто приехал учиться в крупные города из сел и малых городов, где уровень жизни населения ниже, другими словами, они находятся в условиях социальных рисков.
По мнению исследователей, система социальной поддержки, направленная на управление социальными рисками, должна состоять в компенсации ущерба, наносимого социальными рисками, и по возможности снижать и предупреждать их действия. Социальный риск определяется исследователями и как признаваемое обществом предполагаемое/вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (постоянно или временно), либо ограничению спроса на труд и, соответственно, полной или частичной утрате заработка/дохода, являющегося источником средств к существованию.
Между тем не следует сводить проблемы студенчества только к финансово-материальным. Студенческая жизнь связана с проживанием в городских поселениях, имеющих, как правило, развитую и разветвленную инфраструктуру, где достаточно много соблазнов и активно функционирует сфера досуга, что может способствовать проявлению асоциальных форм жизнедеятельности у лиц с малым жизненным опытом и неустоявшейся системой высокоморальных ценностей.
Социальные риски в студенческой среде возрастают и с миграционный аспектом - возникают проблемы адаптации на новом месте пребывания по месту учебы.
Также, не следует забывать о том, что молодые люди на этом этапе своего становления по вполне объективным основаниям являются объектами педагогического процесса. Однако полнота, своевременность и эффективность воспитательного воздействия сейчас вызывает множество вопросов.
Как отмечает в своей работе М. В. Мирзоян «к социальным рискам современного студенчества, требующим учета в организуемой в вузе системе социальной поддержки, на основе проведенного анализа теоретических и эмпирических материалов следует отнести:
- социально-экономические риски:
- недостаточность финансовых средств для обучения и оптимального жизнеобеспечения в период учебы в вузе;
- отсутствие гарантий трудоустройства по завершении обучения в вузе;
- проблемы вторичной занятости студентов во время обучения в вузе для собственной материальной поддержки;
- социокультурные риски:
- адаптация студентов к вузовкой среде, к процессу обучения в вузе;
- адаптация студентов к жизни в городе (касается той части студентов, которая переезжает на время обучения из сельской местности в город);
- адаптация студентов к новым условиям проживания (не в семье, а в общежитии или на квартире; при отсутствии родителей, их семейного контроля);
- риски, связанные с состоянием здоровья:
- увеличение нагрузок вследствие напряженности обучения и воздействия социокультурных рисков;
- опасность злоупотребления алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами;
- индивидуальные риски (риски, характерные для определенных категорий студенчества; например: студенты-инвалиды, сироты, мигранты, студенческие семьи с детьми и др.)».
На сегодняшний день, на социально-правовую защищенность могут рассчитывать, в первую очередь следующие категории студентов: студенты-сироты, или оставшиеся без попечения родителей, студенты-инвалиды, студенты из неполных семей, семьи в которых оба супруга студенты и у которых имеется доход ниже прожиточного минимума, студенты из многодетных семей, студенты, имеющие родителей инвалидов или родителей пенсионеров.
За процессом реализации прав студентов стоят субъекты и объекты социальной поддержки. Здесь необходимо придерживаться как минимум двух основополагающих принципа - во- первых, ответственность государства и общественных структур за реализацию прав студентов, а, во-вторых, ответственность самих студентов за всю полноту реализуемых ими прав.
Система социальной защиты и поддержки студентов в современном вузе может рассматриваться как комплекс организованных мер, реализуемых в образовательной, воспитательной, социальной деятельности вуза, которые направлены на предупреждение, минимизацию и/или компенсацию социальных рисков студентов.
В последние годы большое внимание стали уделять вопросам правового регулирование системы социальной защиты студенческой молодежи. Начинает складываться определенная нормативно-правовая база социальной защиты и поддержки данной категории населения. В первую очередь правовой основой социальной защиты и поддержки студенчества являются федеральные законы, нормативные акты, подкрепленные Конституцией Российской Федерации. Но наиболее важным составляющим правовой системы, должны выступать локальные правовые акты, регламентирующие взаимоотношения на уровне муниципального управления и конкретного учебного заведения. Устав и всевозможные положения учебных заведений должны содержать в себе пункты, в которых закреплены основные положения и гарантии реализации прав студентов.
РАХМАТУЛЛИНА Зиля Борисовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Башкирского государственного университета
АМИНЕВ Мазит Мидхатович
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Башкирского государственного университета