К вопросу реализации прав студентов

«Студенты (курсанты) - лица осваивающие образователь­ные программы среднего профессионального образования, про­граммы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры».

Кроме того, студенты представляют собой опре­деленную социально-демографическую группу населения. Как со­циально-демографическая группа, студенты - это часть молодежи, которая в силу освоения и реализации объективных возрастноо­риентированных программ проходит процесс образовательной социализации. Нижняя возрастная граница студенчества, как правило, связано с получения среднего образования, а верхняя с завершением профессиональной подготовки.

Студенчество наделяется определенным социальным ста­тусом, который подчеркивается особыми характеристиками: возраст, трудовая деятельность, семейное положение, уровень образования и др.

Соответствующие характеристики ложатся в основу за­крепления тех или иных прав, которые фиксируют социаль­но-правовой статус. Внутреннее содержание процесса социа­лизации, на этом этапе представляет собой набор основных необходимых элементов обучения, каждый из которых имеет определенное социальное и правовое наполнение. Каждый из этих элементов является важным и определяющим полноту и качество конечного результата. И конечно важнейшим показа­телем этого является удовлетворенность студентами результа­тами реализации ими своих прав.

В России в настоящее время насчитывается более 5 миллио­нов студентов, из них около 2,5 млн. составляют студенты очной формы обучения. Высокие показатели количества студентов, по мнению ведущего научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлии Флоринской, объ­ясняются тем, что за последние 10 лет «бум высшего образова­ния» заметно усилился. Так, если в 2004 году около трех четвер­тей выпускников школ собирались получать его после школы, то сейчас собираются 91%. Цифры выросли даже среди троеч­ников: в 2004 году только 40% старшеклассников в малых горо­дах, успевающих в основном на «3», собирались получать высшее образование, сейчас — уже 71%. Отсюда не менее 85% будущих выпускников все равно намерены попасть в вуз — получение об­разования, по сути, становится самоцелью.

Права студентов являются частным проявлением прав чело­века и связаны с реализацией сущностный возможностей людей в соответствующем возрасте и в определенной сфере обществен­ных отношений. Образовательный процесс вполне конкретно определяет содержание и формы отношений. А те в свою оче­редь позволяют судить о том, какой у кого статус и роли.

Говоря о студенческой молодежи, отметим, что она явля­ется важным стратегическим ресурсом страны, поскольку ей присущи мобильность, инициативность, способность генери­ровать и воспринимать инновации. Очевидно, обеспечение конкурентоспособности нашей страны в мире, повышение ка­чества жизни российских граждан возможно только при эф­фективном задействовании потенциала развития, носителем которого является студенчество.

Учащиеся средне-специальных и высших учебных заведе­ний, будучи составной частью молодежи, представляет собой особую социальную группу, которая характеризуется специфи­ческими условиями жизни, учебы, досуга, поведением, систе­мой жизненных ценностей. Для ее представителей подготовка к будущей профессиональной деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Как социальная группа, сту­денчество является объединением молодых людей с определен­ными социально значимыми устремлениями и задачами.

Студенчество, имея особое социальное положение в об­ществе, находится на пути получения определенного соци­ально-профессионального статуса. Данное переходное поло­жение можно охарактеризовать как ограниченное в реальных возможностях. Это ограничение объективно обусловлено за­кономерными процессами социализации.

Перечисленные факторы обусловливают необходимость рассмотрения студенчества как одного из важных объектов системы социальной защиты и поддержки. В этой связи не­обходимо на государственном уровне оказывать действенную социальную поддержку студентов и создавать условия для их самореализации, чтобы они могли активнее проявлять себя и включаться в общественные процессы.

Кроме того социальная поддержка особенно важна в ус­ловиях экономического кризиса, который сильно влияет на основную часть студентов. Они испытывают наиболее остро материальные проблемы и особенно те, кто приехал учиться в крупные города из сел и малых городов, где уровень жизни населения ниже, другими словами, они находятся в условиях социальных рисков.

По мнению исследователей, система социальной под­держки, направленная на управление социальными рисками, должна состоять в компенсации ущерба, наносимого социаль­ными рисками, и по возможности снижать и предупреждать их действия. Социальный риск определяется исследователя­ми и как признаваемое обществом предполагаемое/вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (постоянно или временно), либо ограничению спроса на труд и, соответственно, полной или частичной утрате заработка/дохода, являющегося источ­ником средств к существованию.

Между тем не следует сводить проблемы студенчества только к финансово-материальным. Студенческая жизнь свя­зана с проживанием в городских поселениях, имеющих, как правило, развитую и разветвленную инфраструктуру, где до­статочно много соблазнов и активно функционирует сфера досуга, что может способствовать проявлению асоциальных форм жизнедеятельности у лиц с малым жизненным опытом и неустоявшейся системой высокоморальных ценностей.

Социальные риски в студенческой среде возрастают и с миграционный аспектом - возникают проблемы адаптации на новом месте пребывания по месту учебы.

Также, не следует забывать о том, что молодые люди на этом этапе своего становления по вполне объективным осно­ваниям являются объектами педагогического процесса. Одна­ко полнота, своевременность и эффективность воспитательно­го воздействия сейчас вызывает множество вопросов.

Как отмечает в своей работе М. В. Мирзоян «к социаль­ным рискам современного студенчества, требующим учета в организуемой в вузе системе социальной поддержки, на осно­ве проведенного анализа теоретических и эмпирических мате­риалов следует отнести:

  • социально-экономические риски:
  • недостаточность финансовых средств для обучения и оп­тимального жизнеобеспечения в период учебы в вузе;
  • отсутствие гарантий трудоустройства по завершении обучения в вузе;
  • проблемы вторичной занятости студентов во время об­учения в вузе для собственной материальной поддержки;
  • социокультурные риски:
  • адаптация студентов к вузовкой среде, к процессу обу­чения в вузе;
  • адаптация студентов к жизни в городе (касается той ча­сти студентов, которая переезжает на время обучения из сель­ской местности в город);
  • адаптация студентов к новым условиям проживания (не в семье, а в общежитии или на квартире; при отсутствии роди­телей, их семейного контроля);
  • риски, связанные с состоянием здоровья:
  • увеличение нагрузок вследствие напряженности обуче­ния и воздействия социокультурных рисков;
  • опасность злоупотребления алкоголем, наркотиками, другими психоактивными веществами;
  • индивидуальные риски (риски, характерные для опре­деленных категорий студенчества; например: студенты-инва­лиды, сироты, мигранты, студенческие семьи с детьми и др.)».

На сегодняшний день, на социально-правовую защищен­ность могут рассчитывать, в первую очередь следующие кате­гории студентов: студенты-сироты, или оставшиеся без попе­чения родителей, студенты-инвалиды, студенты из неполных семей, семьи в которых оба супруга студенты и у которых имеется доход ниже прожиточного минимума, студенты из многодетных семей, студенты, имеющие родителей инвали­дов или родителей пенсионеров.

За процессом реализации прав студентов стоят субъекты и объекты социальной поддержки. Здесь необходимо придер­живаться как минимум двух основополагающих принципа - во- первых, ответственность государства и общественных структур за реализацию прав студентов, а, во-вторых, ответственность самих студентов за всю полноту реализуемых ими прав.

Система социальной защиты и поддержки студентов в современном вузе может рассматриваться как комплекс ор­ганизованных мер, реализуемых в образовательной, воспита­тельной, социальной деятельности вуза, которые направлены на предупреждение, минимизацию и/или компенсацию со­циальных рисков студентов.

В последние годы большое внимание стали уделять во­просам правового регулирование системы социальной защиты студенческой молодежи. Начинает складываться определенная нормативно-правовая база социальной защиты и поддержки данной категории населения. В первую очередь правовой ос­новой социальной защиты и поддержки студенчества являют­ся федеральные законы, нормативные акты, подкрепленные Конституцией Российской Федерации. Но наиболее важным составляющим правовой системы, должны выступать локаль­ные правовые акты, регламентирующие взаимоотношения на уровне муниципального управления и конкретного учебного заведения. Устав и всевозможные положения учебных заведе­ний должны содержать в себе пункты, в которых закреплены основные положения и гарантии реализации прав студентов.

РАХМАТУЛЛИНА Зиля Борисовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Башкирского государственного университета

АМИНЕВ Мазит Мидхатович
кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы Башкирского государственного университета



Рекомендуем почитать права человека

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.