Государственный контроль и защита материнства и детства: правовые аспекты

Происходящие в последнее время в России социально­экономические изменения заставляют уделить особое вни­мание проблеме защиты материнства и детства.

В части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ про­возглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рож­дение детей являются не только частным делом участников се­мейных правоотношений, но и имеют действенный, реально функционирующий механизм такой защиты.

Охрана материнства и детства является приоритетной проблемой во всех странах мира. От численности рожденного поколения и его здоровья зависят промышленный, военный потенциал государства.

Проблема охраны материнства и детства лежит в области прав человека, что декларировано в следующих международ­ных документах:

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

  • Международный Пакт о гражданских и политических правах;
  • Декларация международной конференции ООН по правам человека (Тегеран, 1966 г.);
  • Материалы международных конференций ООН по про­блемам населения и развития (Бухарест, 1974 г.; Мехико, 1984 г.; Каир, 1994 г.);
  • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискримина­ции в отношении женщин (1979 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (1990 г.);
  • Материалы Всемирной конференции по правам чело­века (Вена);
  • Материалы Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.).

Перечисленные документы ратифицированы Россией. Их основным содержанием являются меры, направленные на ох­рану репродуктивного здоровья человека.

Рассматривая вопрос государственной поддержке мате­ринства и детства, необходимо отметить, что социальная по­литика государства направлена не только улучшение деторож­дения, но и на поддержку наиболее уязвимых в материальном плане категорий граждан. К ним относятся матери-одиночки, которые вынуждены заниматься воспитанием ребенка или не­скольких детей без помощи мужчины. Для того чтобы поддер­жать женщин, введены меры государственной соцподдержки в виде пособий, льгот, создания особых условий труда.

Под социальной помощью понимается комплекс мер, на­правленных на обеспечение нуждающихся материальными и социальными благами.

Статус мамы-одиночки относит его обладательницу к категории федеральных льготников, которые имеют право на особую поддержку государства. Несмотря на юридическое признание за женщиной, воспитывающей ребенка без отца, особого статуса, на деле до сих пор не внедрена практика пре­доставления адресной безусловной помощи таким семьям.

Рассчитывать на помощь государства может лишь та жен­щина, которая официально признана матерью-одиночкой. В качестве подтверждающего документа ей выдается соответ­ствующее удостоверение. Статус матери-одиночки присваива­ется на основании положений законодательства относительно этой категории граждан. Неверно понимая смысл термина «мать-одиночка», зачастую так называют себя разведенные женщины или вдовы. На самом деле совершенно неважно, есть ли рядом с ребенком отец или нет. Даже если мужчина лишен родительских прав, давно живет в другой семье, не вы­плачивает алименты, он продолжает оставаться законным от­цом ребенка. Если в документе о рождении стоит имя отца, женщина не признается официально матерью-одиночкой. Если в соответствующей графе прочерк, особый статус при­сваивается. Документом о рождении официально признается в Российской Федерации свидетельство о рождении. Оно удо­стоверяет личность ребенка и подтверждает его гражданство. Впоследствии на основе свидетельства выдаются все иные до­кументы. Свидетельство о рождении является первым и од­ним из самых важных личных документов, которые получают родители ребенка до момента достижения им возраста 14 лет, когда он сможет получить общегражданский паспорт. В неко­торых случаях свидетельство о рождении может быть выдано ребенку, если на момент регистрации и получения свидетель­ства о рождении он уже является совершеннолетним.

Чтобы оформить свое удостоверение матери-одиночки, женщина должна прежде всего получить свидетельство о рож­дении ребенка, а также заказать в том же ЗАГСе специальную справку по форме № 25. Именно эти документы - основания для признания особого статуса. С ними мама должна прийти в Управление социальной защиты населения по месту паспорт­ной прописки и подать заявление. После рассмотрения дела ей будет присвоен статус «мать-одиночка» и выдано удо­стоверение. С этими документами она получает возможность обращаться за дополнительными пособиями согласно своему положению, пользоваться льготами по месту жительства и официального трудоустройства.

Материальная помощь матерям одиночкам выплачива­ется в размере, установленном федеральным либо региональ­ным законодательством. Соц помощь матерям одиночкам включает не только финансовую поддержку. Сюда входят льготы, послабления трудового и налогового режима, нату­ральная помощь, возможность пользоваться специальными государственными программами для малоимущих граждан. Трудоустроенным женщинам предоставляется набор тру­довых льгот в соответствии с законодательством. Так, мать- одиночку ни один работодатель просто не имеет юридической возможности уволить ни по одной из причин, за исключени­ем ликвидации предприятия. Ей создаются льготные условия труда — только дневной график работы, отсутствие коман­дировок, дополнительный неоплачиваемый отпуск, который можно присоединить к очередному оплачиваемому и др. Вы­платы продолжаются до тех пор, пока есть основания для них. Например, в обычных случаях детское пособие назначается до 14-летния ребенка. Однако если он продолжает учиться, соц­служба продолжит и выплату пособия до тех пор, пока несо­вершеннолетний не завершит обучение.

Вопросы предоставления социальных льгот матерям-оди- ночкам регулируются как федеральным, так и региональным законодательством.

На сегодняшний день в России есть много женщин, кото­рые возложили воспитание детей на свои плечи. Не каждую из них можно назвать матерью-одиночкой. На такой статус в 2016 году имеют право только женщины, которые при реги­страции рождения малыша не указали информацию об отце и его личные данные. Или же сотрудники ЗАГСа внесли со­ответствующую запись на основании слов матери без доку­ментального подтверждения. Еще на статус матери-одиночки может претендовать женщина, которая сама (вне брака) взяла на воспитание ребенка из детского дома. Несмотря на то, что количество мам, занимающихся воспитанием детей самостоя­тельно, растет в геометрической прогрессии, в стране не пред­усмотрены государственные программы, особые финансовые льготы или денежная помощь для такой категории граждан. Пособия матерям-одиночкам выплачиваются на общей осно­ве. Неполные семьи сталкиваются с многочисленными трудно­стями и бюрократическими процедурами. Их можно отнести к наиболее социально незащищенной категории населения.

Финансовая помощь из государственного бюджета в 2016 году рассчитывается и регулируется на основе федерального законодательства, а также региональных актов и нормативов. Однако регионы, имеющие достаточное финансирование местного бюджета, могут самостоятельно начислять сверх- нормированные дотации и выплаты для матерей-одиночек. Огромным преимуществом для матерей-одиночек является возможность использования налогового вычета в двойном объеме.

Сфера социального обеспечения матерей-одиночек в Рос­сии является несовершенной, но правительство и региональ­ные власти совершенствуют эту отрасль, вводят новые правила и порядки, упрощающие жизнь одиноким матерям. Государ­ственная защита направлена на социальную и психологи­ческую поддержку беременных женщин, молодых матерей, многодетных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуа­ции, формирование позитивного образа российской семьи, в т.ч. многодетной.

В Министерстве труда придумывают меры стимулиро­вания рождаемости. Чиновники считают, что наравне с ма­теринским капиталом должна появиться особая поддержка молодых матерей с двумя и более детьми. Женщины, которые до 30 лет родят двоих детей, должны получать от государства дополнительные меры поддержки. Какими они будут, в пра­вительстве пока обсуждают. Чиновники ищут новую меру сти­мулирования рождаемости. Министр труда и социальной за­щиты сообщил, что в правительстве обсуждают возможность дополнительного поощрения женщин, которые до 30 лет успеют родить двоих детей. Как именно можно поддержать молодых мам, чиновники еще сами не решили.

Самая большая проблема сейчас, на мой взгляд, это то, что у нас увеличивается возраст рождения первого ребенка.

Необходимо придумать какие-то дополнительные меры по стимулированию рождаемости, которые позволили бы стиму­лировать рождение двух детей, не просто как материальный капитал, а именно в возрасте, допустим, до 30 лет. Это не озна­чает, что плохо, когда женщина рожает после 30. Но, конечно, с точки зрения здоровья матери и возможностями рождения третьего-четвертого ребенка, лучше, когда женщина рожает двух детей до 30 лет. Лучший способ поддержки - деньги. Чи­новники всех уровней неоднократно заявляли, что поддержка материнства и семьи является национальным приоритетом. В каждом регионе даже имеется Примерный план меропри­ятий по повышению рождаемости на период 2015-2018 годы. Но самый востребованный способ поддержки российских се­мей с детьми - это материнский капитал, а точнее, возмож­ность получить реальные деньги на текущие нужды семьи. Эта программа позволяет за счет государства улучшить жи­лищные условия, дать образование детям, повысить пенсию матери. Она просуществует еще как минимум 2 года - до 31 декабря 2018 года. Будет ли она закрыта потом, или чиновни­ки ее усовершенствуют, пока неясно. Такая финансовая под­держка семей принесла хорошие результаты за пред идущие годы: благодаря ей в России появилось свыше 1,5 млн вторых и последующих детей. В итоге в 35 регионах в первом полуго­дии 2016 года Росстат зафиксировал естественный прирост на­селения. В первом полугодии прошлого года родившихся де­тей было больше умерших граждан в 33 регионах. По данным Минтруда, в 2015 году этот показатель составляет 1,77 ребенка, в то время как в Австрии, Германии, Испании, Италии, Швей­царии - коэффициент не превышает 1,5. Учитывая сложности с трудоустройством молодых матерей, а также невысокий раз­мер ежемесячных пособий по уходу за детьми, не исключено, что женщин, родивших 2 детей в возрасте до 30 лет, тоже бу­дут поощрять материально. Это могут быть дополнительные баллы к пенсии, льготные условия предоставления каких-либо государственных или муниципальных услуг, особые гарантии при трудоустройстве - что угодно.

Нет ни одного закона, который не был бы переписан или дополнен со временем. Рано или поздно изменения касаются всех нормативных правовых актов - и эти изменения могут ва­рьироваться от самых несущественных до почти полной пере­работки закона. А часто - и отмены его, замены новым, если старый пришел уже в полную негодность. Совершенствова­ние законодательства, обновление его вслед за меняющимися реалиями, внедрение современных аспектов, отслеживание соответствия действующих норм изменениям в мире - это работа, которой занимается законодательная ветвь власти - в России она представлена Государственной думой и Советом Федераций РФ. Тысячи людей, работающих в этой ветви госу­дарственной власти, - депутаты, их помощники, консультан­ты, обслуживающий штат - ежедневно занимаются именно совершенствованием законодательства. Они вносят свои (и не только свои) предложения, рассматривают инициативы, разрабатывают законопроекты, рассматривают их на откры­тых (а иногда и закрытых) заседаниях. В итоге мы получаем обновленное законодательство, соответствующее реалиям на­стоящего времени.

КУЗЬМИЧЁВА Елена Викторовна
ассистент кафедры гражданского права и процесса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты

ЛУНЁВА Елена Николаевна
старший преподаватель гражданского права и процесса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технического университета в г. Шахты

 



Рекомендуем почитать права человека

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.