Отметим, что, хотя взаимосвязь образования и самообразования в высшей школе существовала всегда, на данном этапе развития информационного социума самообразовательная деятельность курсантов становится важнейшим компонентом системы вузовской подготовки специалистов.
Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день успех в жизни человека во многом зависит от того, насколько он компетентен в области своей профессиональной деятельности, предприимчив, может гибко адаптироваться в новых условиях, самостоятельно принимать верное решение. Необходимым условием для этого является умение удовлетворять потребность в самоутверждении еще со студенческой скамьи. Самореализоваться человеку дает способность к самообразованию. Заметим, что идея самообразования выступает стержневой во многих современных педагогических концепциях.
А. А. Камьянов, считая, что помимо наращивания знаний, главная цель самообразования заключается в приобретении более или менее устойчивого образца своей индивидуальности, предлагает обновлять технологическую базу процесса самообразования студентов и внедрять в нее такие формы и методы, которые усиливали бы адаптивно-социальные функции самостоятельной деятельности и максимально развивали их субъектный потенциал. Причем основной акцент, по мнению исследователя, должен направиться на формы и методы педагогической поддержки, сущность которой составляет помощь воспитуемым в решении их индивидуально-личностных проблем как субъектов образовательной или социальной практики. На основе сведений о перспективах карьеры курсанта, данных социометрии и уровне его обучаемости (учет особенностей индивидуального познавательного стиля курсантов, их темперамента, уровня тревожности, личных затруднений в самостоятельной жизнедеятельности) педагог должен помогать курсанту выстроить личную программу самообразования, адекватную его индивидуальным возможностям и устремлениям.
С точки зрения В. В. Сохранова и С. А. Румянцева, подготовка курсантов к саморазвитию и самообразованию заключается во внедрении в процесс изучения дисциплин теоретического и практического материала, позволяющего курсантам реализовать условия эффективного саморазвития и самообразования. Согласно исследователям, к условиям эффективного саморазвития и самообразования можно отнести следующие:
- Саморазвитие профессионально значимых свойств личности и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации должно составлять основу познавательной деятельности курсантов в вузе.
- Курсанты должны владеть умениями эффективной самостоятельной познавательной деятельности.
- Необходима рациональная интенсификация познавательной деятельности курсантов.
- Преподаватель в процессе общения с курсантами должен проявлять умения максимального и интенсивного использования профессионально значимых свойств их личности в ходе педагогического сопровождения познавательной деятельности будущих специалистов.
- Учебная деятельность курсантов должна иметь направленность на саморазвитие памяти в ходе познавательной деятельности.
- Преподаватель в процессе обучения курсантов должен обращать внимание на развитие их метапамяти в ходе познавательной деятельности; организацию специальных тренингов и тренировок.
- Формировать у курсантов умения проявлять эффективность работы памяти.
- Использование в процессе познавательной деятельности курсантами некоторых приемов запоминания, логически вытекающих из условий эффективной работы памяти.
- Подготовка курсантов к самостоятельному выполнению условий эффективной работы памяти, реализации условий саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования курсантов.
- Обеспечение достижения необходимого уровня развития профессионально значимых свойств личности курсантов для возможности достаточно эффективного самообразования и дальнейшего саморазвития профессионально значимых свойств личности курсантов.
- Использование курсантами основ самоконтроля.
- Формирование у студентов в процессе учебной деятельности основ саморегулирования.
- Использование курсантами бланков общего и ежеминутного самоконтроля.
- Использование средств самоконтроля за повторениями изученного материала.
- Побуждение курсантов к саморазвитию волевых основ личности.
- Систематическое и целенаправленное самовоспитание курсантов.
- Подготовка курсантов к использованию самоинструктажей.
- Использование подвижной временной единицы самообразования и саморазвития. Чередование разных видов деятельности с целью снижения утомляемости, при использовании этой временной единицы. Отдых. Циклическая смена сфер деятельности.
- Использование курсантами самодиагностики в процессе саморазвития и самообразования. Использование занятий и тренировок по саморазвитию профессионально значимых свойств личности курсантов и самообразованию с целью повышения эффективности самообразования и саморазвития курсантов. Сопровождение самостоятельных занятий кратковременными тренировками по целенаправленному саморазвитию профессионально значимых свойств личности курсантов.
- Педагогически направленное саморазвитие курсантами навыков саморазвития и самообразования перед началом самостоятельного занятия. Развитие и саморазвитие курсантами навыков скорочтения.
- Повышение эффективности саморазвития профессионально значимых свойств личности в ходе самообразования.
- Использование курсантами самоучителей, основной целью которых является развитие профессионально значимых свойств личности.
- Достаточная успешность в коммуникациях. Коррекция неуверенности в себе. Создание среды самообразования и саморазвития, способствующей повышению эффективности деятельности курсантов.
- Использование информационных технологий в процессе самостоятельной познавательной деятельности курсантов.
- Генерация достаточной для эффективного саморазвития и самообразования мотивации. Использование специальных способов целенаправленного воздействия на собственное состояние. Использование психологических тренингов, аутотренингов, аутогенных тренировок, самовнушения, самоубеждения, самоприказа.
- Объединение способов выполнения условий эффективного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования курсантов, способов выполнения ими условий эффективной работы памяти в рамках единого алгоритма.
Авторы предлагают и алгоритм проведения самостоятельного занятия, которое, по мнению исследователей, является единицей познавательной и развивающей деятельности будущих специалистов. Конкретно, детализировано расписанные В. В. Сохрановым и С. А. Румянцевым условия и алгоритм самообразования и саморазвития позволяют нам продуктивно воспользоваться данным методическим материалом в процессе разработки учебно-методического комплексов, что, по нашему мнению, должно повысить эффективность профессиональной подготовки курсантов.
Далее. О необходимости систематического развития преподавателем вуза готовности к самообразованию у будущих специалистов говорит и В. И. Казаренков. Согласно его мнению, обучение курсантов основам научной организации умственного труда (планированию, организации и контролю самообразовательной деятельности; работе в библиотеках, в интернет-пространстве) возможно осуществить через различные виды и формы внутрипредметной и межпредметной интеграции процессов образования и самообразования. По данному автору, при интеграции аудиторной и внеаудиторной работы расширяются и углубляются содержание, формы, методы учебной деятельности, что стимулирует у студентов потребность заниматься самообразованием вне вуза.
Мы обратили внимание на определенную перекличку рассматриваемой концепции с концепцией А. А. Камьянова, в которой говорится о важности педагогической поддержки. Но А. А. Камьянов основной упор делает на индивидуальноличностное составляющее самообразования. В. И. Казарен- ков же, говоря о педагогическом консультировании, на наш взгляд, размышляет больше в рамках знаниевой парадигмы. При этом он выстраивает определенную последовательность процесса интеграции самообразования и образования по нормативным и авторским учебным курсам. Заметим, что здесь прописаны действия для преподавателя (в отличие от упомянутого выше алгоритма В. В. Сохранова и С. А. Румянцева).
В. И. Казаренков в своей работе систематизирует и антиусловия для формирования и развития самообразования: социальные (большая занятость преподавателей вузов, в том числе работа по совместительству; перегрузка студентов работой, обеспечивающей минимальный или нормальный прожиточный минимум и т.д.); педагогические (отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности будущих специалистов в вузе; недостаточная взаимосвязь образования и самообразования, аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов); психологические (слабое развитие у студентов интереса к самообразованию, потребности в самообразовании; недостаточная мотивация у педагогов к осуществлению целенаправленной подготовки студентов к самообразованию); управленческие (отсутствие качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью на всех уровнях управления в вузе).
Итак, в данной статье мы привели основные, на наш взгляд, взаимодополняющие педагогические условия для формирования и развития самообразования курсантов. Их учет при формировании образовательной программы, составлении учебно-методических комплексов способно качественно решить основные задачи высшего образования.
ГУСЕЙНОВ Амирджан Ахмедович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России