Самообразование курсантов в образовательных организациях МВД России: обзор педагогических условий

Отметим, что, хотя взаимосвязь образования и самообра­зования в высшей школе существовала всегда, на данном этапе развития информационного социума самообразовательная деятельность курсантов становится важнейшим компонентом системы вузовской подготовки специалистов.

Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день успех в жизни человека во многом зависит от того, насколько он ком­петентен в области своей профессиональной деятельности, предприимчив, может гибко адаптироваться в новых усло­виях, самостоятельно принимать верное решение. Необходи­мым условием для этого является умение удовлетворять по­требность в самоутверждении еще со студенческой скамьи. Самореализоваться человеку дает способность к самообразо­ванию. Заметим, что идея самообразования выступает стерж­невой во многих современных педагогических концепциях.

А. А. Камьянов, считая, что помимо наращивания зна­ний, главная цель самообразования заключается в приобрете­нии более или менее устойчивого образца своей индивидуальности, предлагает обновлять технологическую базу процесса самообразования студентов и внедрять в нее такие формы и методы, которые усиливали бы адаптивно-социальные функ­ции самостоятельной деятельности и максимально развивали их субъектный потенциал. Причем основной акцент, по мне­нию исследователя, должен направиться на формы и методы педагогической поддержки, сущность которой составляет по­мощь воспитуемым в решении их индивидуально-личност­ных проблем как субъектов образовательной или социальной практики. На основе сведений о перспективах карьеры кур­санта, данных социометрии и уровне его обучаемости (учет особенностей индивидуального познавательного стиля кур­сантов, их темперамента, уровня тревожности, личных затруд­нений в самостоятельной жизнедеятельности) педагог должен помогать курсанту выстроить личную программу самообра­зования, адекватную его индивидуальным возможностям и устремлениям.

С точки зрения В. В. Сохранова и С. А. Румянцева, под­готовка курсантов к саморазвитию и самообразованию заклю­чается во внедрении в процесс изучения дисциплин теорети­ческого и практического материала, позволяющего курсантам реализовать условия эффективного саморазвития и самообразования. Согласно исследователям, к условиям эффективного саморазвития и самообразования можно отнести следующие:

  1. Саморазвитие профессионально значимых свойств личности и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации должно составлять основу познава­тельной деятельности курсантов в вузе.
  2. Курсанты должны владеть умениями эффективной са­мостоятельной познавательной деятельности.
  3. Необходима рациональная интенсификация познава­тельной деятельности курсантов.
  4. Преподаватель в процессе общения с курсантами дол­жен проявлять умения максимального и интенсивного ис­пользования профессионально значимых свойств их личности в ходе педагогического сопровождения познавательной дея­тельности будущих специалистов.
  5. Учебная деятельность курсантов должна иметь направ­ленность на саморазвитие памяти в ходе познавательной дея­тельности.
  6. Преподаватель в процессе обучения курсантов должен обращать внимание на развитие их метапамяти в ходе позна­вательной деятельности; организацию специальных тренин­гов и тренировок.
  7. Формировать у курсантов умения проявлять эффектив­ность работы памяти.
  8. Использование в процессе познавательной деятельно­сти курсантами некоторых приемов запоминания, логически вытекающих из условий эффективной работы памяти.
  9. Подготовка курсантов к самостоятельному выполнению условий эффективной работы памяти, реализации условий саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования курсантов.
  10. Обеспечение достижения необходимого уровня разви­тия профессионально значимых свойств личности курсантов для возможности достаточно эффективного самообразования и дальнейшего саморазвития профессионально значимых свойств личности курсантов.
  11. Использование курсантами основ самоконтроля.
  12. Формирование у студентов в процессе учебной дея­тельности основ саморегулирования.
  13. Использование курсантами бланков общего и ежеми­нутного самоконтроля.
  14. Использование средств самоконтроля за повторения­ми изученного материала.
  15. Побуждение курсантов к саморазвитию волевых основ личности.
  16. Систематическое и целенаправленное самовоспита­ние курсантов.
  17. Подготовка курсантов к использованию самоинструк­тажей.
  18. Использование подвижной временной единицы са­мообразования и саморазвития. Чередование разных видов деятельности с целью снижения утомляемости, при исполь­зовании этой временной единицы. Отдых. Циклическая смена сфер деятельности.
  19. Использование курсантами самодиагностики в про­цессе саморазвития и самообразования. Использование занятий и тренировок по саморазвитию профессионально значи­мых свойств личности курсантов и самообразованию с целью повышения эффективности самообразования и саморазвития курсантов. Сопровождение самостоятельных занятий кратко­временными тренировками по целенаправленному самораз­витию профессионально значимых свойств личности курсан­тов.
  1. Педагогически направленное саморазвитие курсанта­ми навыков саморазвития и самообразования перед началом самостоятельного занятия. Развитие и саморазвитие курсанта­ми навыков скорочтения.
  2. Повышение эффективности саморазвития професси­онально значимых свойств личности в ходе самообразования.
  3. Использование курсантами самоучителей, основной целью которых является развитие профессионально значимых свойств личности.
  4. Достаточная успешность в коммуникациях. Коррек­ция неуверенности в себе. Создание среды самообразования и саморазвития, способствующей повышению эффективности деятельности курсантов.
  5. Использование информационных технологий в про­цессе самостоятельной познавательной деятельности курсан­тов.
  6. Генерация достаточной для эффективного саморазви­тия и самообразования мотивации. Использование специаль­ных способов целенаправленного воздействия на собственное состояние. Использование психологических тренингов, ауто­тренингов, аутогенных тренировок, самовнушения, самоубеж­дения, самоприказа.
  7. Объединение способов выполнения условий эффек­тивного саморазвития профессионально значимых свойств личности и самообразования курсантов, способов выполнения ими условий эффективной работы памяти в рамках единого алгоритма.

Авторы предлагают и алгоритм проведения самостоя­тельного занятия, которое, по мнению исследователей, явля­ется единицей познавательной и развивающей деятельности будущих специалистов. Конкретно, детализировано распи­санные В. В. Сохрановым и С. А. Румянцевым условия и ал­горитм самообразования и саморазвития позволяют нам про­дуктивно воспользоваться данным методическим материалом в процессе разработки учебно-методического комплексов, что, по нашему мнению, должно повысить эффективность профес­сиональной подготовки курсантов.

Далее. О необходимости систематического развития преподавателем вуза готовности к самообразованию у буду­щих специалистов говорит и В. И. Казаренков. Согласно его мнению, обучение курсантов основам научной организации умственного труда (планированию, организации и контролю самообразовательной деятельности; работе в библиотеках, в интернет-пространстве) возможно осуществить через раз­личные виды и формы внутрипредметной и межпредметной интеграции процессов образования и самообразования. По данному автору, при интеграции аудиторной и внеаудитор­ной работы расширяются и углубляются содержание, формы, методы учебной деятельности, что стимулирует у студентов потребность заниматься самообразованием вне вуза.

Мы обратили внимание на определенную перекличку рассматриваемой концепции с концепцией А. А. Камьянова, в которой говорится о важности педагогической поддержки. Но А. А. Камьянов основной упор делает на индивидуально­личностное составляющее самообразования. В. И. Казарен- ков же, говоря о педагогическом консультировании, на наш взгляд, размышляет больше в рамках знаниевой парадигмы. При этом он выстраивает определенную последовательность процесса интеграции самообразования и образования по нор­мативным и авторским учебным курсам. Заметим, что здесь прописаны действия для преподавателя (в отличие от упомя­нутого выше алгоритма В. В. Сохранова и С. А. Румянцева).

В. И. Казаренков в своей работе систематизирует и анти­условия для формирования и развития самообразования: социальные (большая занятость преподавателей вузов, в том числе работа по совместительству; перегрузка студентов работой, обеспечивающей минимальный или нормальный прожиточный минимум и т.д.); педагогические (отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности будущих спе­циалистов в вузе; недостаточная взаимосвязь образования и самообразования, аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов); психологические (слабое развитие у студентов ин­тереса к самообразованию, потребности в самообразовании; недостаточная мотивация у педагогов к осуществлению це­ленаправленной подготовки студентов к самообразованию); управленческие (отсутствие качественных стратегий управ­ления самообразовательной деятельностью на всех уровнях управления в вузе).

Итак, в данной статье мы привели основные, на наш взгляд, взаимодополняющие педагогические условия для формирования и развития самообразования курсантов. Их учет при формировании образовательной программы, состав­лении учебно-методических комплексов способно качествен­но решить основные задачи высшего образования.

ГУСЕЙНОВ Амирджан Ахмедович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать педагогика и право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.