Исполнение требований законов во многом зависит от верного понимания их социального смысла и справедливого характера, содержащихся в них предписаний, от твердо усвоенного правила, что любое нарушение правовых требований, так или иначе приводит к неблагоприятным последствиям для виновного, например, к уголовной, административной или другой ответственности.
Довести это до сознания каждого гражданина - одна из важных задач правового воспитания.
Воспитательная работа как средство исправления поведения личности, в наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне закона. Между тем, именно в ней более всего проявляются творческие начала, авторитет и мастерство воспитателей. Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ, к которым относятся: исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.
В педагогическом процессе исправительных учреждений, в центре воспитания должна быть поставлена личность осужденного, как главного объекта и непосредственного субъекта процесса исправления. Для успешного воздействия на личность, необходимо использовать различный педагогический инструментарий. При этом, как отмечает доктор педагогических наук Э. В. Зауторова «воспитательная деятельность должна строиться на основе комплексного подхода, используя при этом разнообразные формы и методы, привлекая к воспитательной работе опытных сотрудников исправительного учреждения и специалистов различного профиля».
Религиозные организации представляют собой одну из форм внешнего воспитательного воздействия на осужденных, отвечающего предъявляемым требованиям. Религия, при правильном использовании ее потенциала, способна изменить модели негативного мышления и обучить более совершенным поведенческим навыкам осужденного. Религия является специфическим «религиозным фактором», действующим внутри общества и придающим им определенную направленность и динамизм, она проявляет себя в истории не только как совокупность различных замкнутых в себе верований, моральных предписаний, абстрактных рассуждений о смысле жизни (экзистенциальные проблемы) или даже привычный и традиционный образ жизни, а активно воздействует на сознание и поведение людей.
На наш взгляд, эффективность религии проявляется в том, что она контролирует человека изнутри, т.е. овладевает его сознанием. Только сознание человека может руководить его действиями. Как правило, в религии закладываются общественно полезные принципы - заповеди, в соответствии с которыми формируются сознание человека, его внутренний мир и культура поведения. Воздействие же веры позволяет добиться более ощутимых результатов, чем воздействие уголовного закона. Поэтому связь уголовного права и религии должна быть наиболее полной, так как эти категории являются неотъемлемыми в области достижения общественно полезных целей.
Учитывая общую тенденцию к обострению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, наблюдаемую во всем мире, потенциальную опасность, таящуюся в религиозном потенциале, игнорировать неразумно. Вера человека в высшие силы так или иначе найдет свое воплощение в его поведении, другое дело будет ли это действие направлено в позитивное русло или приведет к возникновению деструктивных идей, вот в чем вопрос.
Как уже отмечалось выше, наиболее ярко роль религии проявляется в местах лишения свободы, где нередко оказываются люди, не имеющие стойких антисоциальных установок, которые совершили преступление под влиянием различных ситуативных факторов. Да и для других осужденных вопросы переосмысления своей жизни, духовного перерождения остаются весьма актуальными. И здесь религия является хорошим средством духовно-нравственного исправления осужденных.
Стоит в контексте сказанного отметить, что заметно возросла в последние годы социально-политическая активность мусульманского населения как в стране, так и в мире. Это способствовало привлечению внимания к вопросу о его роли и положения в обществе. На сегодняшний день «сфера деятельности исламских организаций охватывает значительное социальное пространство», различные исламские организации берут на себя миссию по просвещению и духовному образованию мусульман, активизировалась деятельность проповедников различных толков и течений, и порой крайне сложно разобраться какой посыл несет в себе та или иная проповедь или учение ислама.
Отдельную проблему представляют проповедники радикального ислама из числа осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В учреждениях УИС, данные лица находят условия, благоприятствующие их деятельности: психологическую подавленность заключенного, сходство диктаторских постулатов псевдорелигиозного экстремизма с идеологией криминального мира, некоторые бытовые выгоды при переходе в ислам или неоязычество, религиозное невежество и необразованность.
Пропагандисты экстремистских течений, оказавшиеся в местах лишения свободы, представляют угрозу потому, что способны эффективно распространять свою идеологию на осужденных-мусульман и активно вовлекать в свои ряды осужденных других вероисповеданий т.к. имеют возможность фактически круглосуточно заниматься «духовным окормлением» нового адепта. Кроме того, действия экстремистки настроенных осужденных, могут быть направлены на поиск, вербовку и использование в противоправных целях сотрудников и работников УИС.
Пропаганда радикального ислама эффективна среди малообразованных слоев населения, в местах с развитой самобытной культурой. Также жертвами пропагандистов становятся люди, не нашедшие себе места в современном обществе, в т.ч. в среде преступного мира. Определенный интерес в этом аспекте представляет работа профессора политологии Лондонского королевского колледжа Петера Ноймана (Peter Neumann), который отметил, что: «Тюрьмы становятся зонами риска радикализации, и это происходит потому, что насилие для гангстерских джихадистов - это больше не средство достижения цели, а сама цель, в которой они ищут смысл». Другими словами, вне исправительных учреждений радикализация была идеологическим процессом, в ходе которого людям помогали преодолевать страх, психологический барьер перед совершением тяжкого уголовного преступления, а в местах лишения свободы такого рода сложностей нет. В тюремной камере готовность к насилию выше чем в гражданском обществе.
Указанные факторы не только дестабилизируют деятельность исправительных учреждений, но и подрывают нормальное функционирование всей УИС. В связи с этим, приоритетным направлением деятельности сотрудников УИС, священнослужителей традиционных религий России, окорм- ляющих осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих взаимодействие с учреждениями и органами УИС, должно стать духовно-нравственное воспитание в местах лишения свободы.
Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого-педагогические средства специально и непосредственно нацелены на нейтрализацию отрицательных последствий деформации лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а неформального процесса исправления осужденных. Воспитательная работа непосредственно направлена на воспитание сознательности, правильных ценностных ориентаций, и тем самым объединяет воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных средств исправления осужденных. Религиозному экстремизму необходимо противопоставить просвещенный традиционный ислам, для которого характерны умеренность, трезвость и толе- рантность. Предотвращение дальнейшего распространения радикального ислама может быть достигнуто только путем грамотного духовно-нравственного воспитания.
АБДУРАЗАКОВ Ахмед Абдурахманович
адъюнкт кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России