Объективная интерпретация религиозных норм, как основной фактор воспитания и исправления осужденного

Исполнение требований законов во многом зависит от верного понимания их социального смысла и справедливого характера, содержащихся в них предписаний, от твердо усво­енного правила, что любое нарушение правовых требований, так или иначе приводит к неблагоприятным последствиям для виновного, например, к уголовной, административной или другой ответственности.

Довести это до сознания каждого гражданина - одна из важных задач правового воспитания.

Воспитательная работа как средство исправления поведе­ния личности, в наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне закона. Между тем, именно в ней более всего проявляются творческие начала, авторитет и мастерство воспитателей. Обеспечивая главную цель - ис­правление осужденных, воспитательная работа призвана ре­шать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ, к которым относятся: исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

В педагогическом процессе исправительных учрежде­ний, в центре воспитания должна быть поставлена личность осужденного, как главного объекта и непосредственного субъ­екта процесса исправления. Для успешного воздействия на личность, необходимо использовать различный педагогиче­ский инструментарий. При этом, как отмечает доктор педа­гогических наук Э. В. Зауторова «воспитательная деятельность должна строиться на основе комплексного подхода, используя при этом разнообразные формы и методы, привлекая к вос­питательной работе опытных сотрудников исправительного учреждения и специалистов различного профиля».

Религиозные организации представляют собой одну из форм внешнего воспитательного воздействия на осужденных, отвечающего предъявляемым требованиям. Религия, при пра­вильном использовании ее потенциала, способна изменить модели негативного мышления и обучить более совершенным поведенческим навыкам осужденного. Религия является спец­ифическим «религиозным фактором», действующим внутри общества и придающим им определенную направленность и динамизм, она проявляет себя в истории не только как сово­купность различных замкнутых в себе верований, моральных предписаний, абстрактных рассуждений о смысле жизни (эк­зистенциальные проблемы) или даже привычный и традици­онный образ жизни, а активно воздействует на сознание и по­ведение людей.

На наш взгляд, эффективность религии проявляется в том, что она контролирует человека изнутри, т.е. овладевает его сознанием. Только сознание человека может руководить его действиями. Как правило, в религии закладываются обще­ственно полезные принципы - заповеди, в соответствии с кото­рыми формируются сознание человека, его внутренний мир и культура поведения. Воздействие же веры позволяет добиться более ощутимых результатов, чем воздействие уголовного за­кона. Поэтому связь уголовного права и религии должна быть наиболее полной, так как эти категории являются неотъемле­мыми в области достижения общественно полезных целей.

Учитывая общую тенденцию к обострению межнацио­нальных и межконфессиональных конфликтов, наблюдаемую во всем мире, потенциальную опасность, таящуюся в религи­озном потенциале, игнорировать неразумно. Вера человека в высшие силы так или иначе найдет свое воплощение в его по­ведении, другое дело будет ли это действие направлено в позитивное русло или приведет к возникновению деструктивных идей, вот в чем вопрос.

Как уже отмечалось выше, наиболее ярко роль религии проявляется в местах лишения свободы, где нередко оказыва­ются люди, не имеющие стойких антисоциальных установок, которые совершили преступление под влиянием различных ситуативных факторов. Да и для других осужденных вопросы переосмысления своей жизни, духовного перерождения оста­ются весьма актуальными. И здесь религия является хорошим средством духовно-нравственного исправления осужденных.

Стоит в контексте сказанного отметить, что заметно воз­росла в последние годы социально-политическая активность мусульманского населения как в стране, так и в мире. Это спо­собствовало привлечению внимания к вопросу о его роли и положения в обществе. На сегодняшний день «сфера деятель­ности исламских организаций охватывает значительное со­циальное пространство», различные исламские организации берут на себя миссию по просвещению и духовному образо­ванию мусульман, активизировалась деятельность проповед­ников различных толков и течений, и порой крайне сложно разобраться какой посыл несет в себе та или иная проповедь или учение ислама.

Отдельную проблему представляют проповедники ра­дикального ислама из числа осужденных, отбывающих нака­зание в виде лишения свободы. В учреждениях УИС, данные лица находят условия, благоприятствующие их деятельно­сти: психологическую подавленность заключенного, сходство диктаторских постулатов псевдорелигиозного экстремизма с идеологией криминального мира, некоторые бытовые выгоды при переходе в ислам или неоязычество, религиозное невеже­ство и необразованность.

Пропагандисты экстремистских течений, оказавшиеся в местах лишения свободы, представляют угрозу потому, что способны эффективно распространять свою идеологию на осужденных-мусульман и активно вовлекать в свои ряды осуж­денных других вероисповеданий т.к. имеют возможность фак­тически круглосуточно заниматься «духовным окормлением» нового адепта. Кроме того, действия экстремистки настроен­ных осужденных, могут быть направлены на поиск, вербовку и использование в противоправных целях сотрудников и ра­ботников УИС.

Пропаганда радикального ислама эффективна среди малообразованных слоев населения, в местах с развитой са­мобытной культурой. Также жертвами пропагандистов ста­новятся люди, не нашедшие себе места в современном обще­стве, в т.ч. в среде преступного мира. Определенный интерес в этом аспекте представляет работа профессора политологии Лондонского королевского колледжа Петера Ноймана (Peter Neumann), который отметил, что: «Тюрьмы становятся зонами риска радикализации, и это происходит потому, что насилие для гангстерских джихадистов - это больше не средство дости­жения цели, а сама цель, в которой они ищут смысл». Дру­гими словами, вне исправительных учреждений радикализа­ция была идеологическим процессом, в ходе которого людям помогали преодолевать страх, психологический барьер перед совершением тяжкого уголовного преступления, а в местах лишения свободы такого рода сложностей нет. В тюремной ка­мере готовность к насилию выше чем в гражданском обществе.

Указанные факторы не только дестабилизируют деятель­ность исправительных учреждений, но и подрывают нор­мальное функционирование всей УИС. В связи с этим, при­оритетным направлением деятельности сотрудников УИС, священнослужителей традиционных религий России, окорм- ляющих осужденных и лиц, содержащихся под стражей, со­трудников правоохранительных органов, осуществляющих взаимодействие с учреждениями и органами УИС, должно стать духовно-нравственное воспитание в местах лишения сво­боды.

Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого-педагогические средства специально и непосред­ственно нацелены на нейтрализацию отрицательных послед­ствий деформации лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а неформального процесса исправления осужден­ных. Воспитательная работа непосредственно направлена на воспитание сознательности, правильных ценностных ориен­таций, и тем самым объединяет воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных средств исправления осужденных. Религиозному экстремизму необ­ходимо противопоставить просвещенный традиционный ис­лам, для которого характерны умеренность, трезвость и толе- рантность. Предотвращение дальнейшего распространения радикального ислама может быть достигнуто только путем грамотного духовно-нравственного воспитания.

АБДУРАЗАКОВ Ахмед Абдурахманович
адъюнкт кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России



Рекомендуем почитать педагогика и право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.