Обучение сотрудников органов внутренних дел стрельбе из боевого оружия на современном этапе развития правоохранительных органов в России включает в себя комплекс взаимосвязанных компонентов, которые определяют систему, содержание и непосредственное функционирование рассматриваемого процесса, направленного на достижение целей и задач такого обучения, конечной целью которого является умение применить боевое оружие в ситуации, когда это действительно необходимо.
Вместе с тем, ситуаций, в которых сотрудники органов внутренних дел, уверенно выполняющие упражнения учебных стрельб в условиях тира, промахиваются по цели с 5-7 метров при реальном применении огнестрельного оружия масса.
Наметившаяся тенденция повышения качества огневой выучки сотрудников органов внутренних дел диктует необходимость умения находить изменения в обучении стрельбе из боевого оружия. Известный автор книг для сотрудников НКВД Н. Н. Ознобишин небезосновательно говорил, что «недостаточно уметь стрелять из револьвера, необходимо все же иногда набивать себе руку, упражняясь в револьверной стрельбе и создавая для этих упражнений все условия, которые могут встретиться в серьезном бою. Такие упражнения не имеют ничего общего со стрельбой в тире по обыкновенным мишеням. Для них требуется специальная обстановка».
Несовременность нормативного регулирования, средств и методов огневой подготовки приводит к противоречиям между содержанием обучения стрельбе и применению боевого оружия в реальных условиях. Так, большая часть упражнений курса стрельб 2012 года для сотрудников органов внутренних дел, хоть и имеет тенденцию скоростного выполнения, но все же практически не предполагает передвижений в различных направлениях, обстрел разноудаленных и разбросанных по периметру мишеней, их подвижность и т.п. Тогда как ситуации реального применения огнестрельного оружия в большинстве случаев характеризуются передвижениям объекта, по которому ведется стрельба, наличие у него цели нанести вред сотрудникам органов внутренних дел, либо другим окружающим людям.
Не менее важным является и противоречие, возникающее между необходимостью приближения обучения огневой подготовке к условиям реального применения огнестрельного оружия и возможностью реализации такого приближения. Так, при организации и проведении занятий по огневой подготовке может возникнуть необходимость полностью воспроизвести обстановку, моделирующую перестрелку, к примеру, при вооруженном захвате банка. И здесь речь идет не только о технической части создания такой обстановки, но и об обеспечении психологического воздействия на обучаемых динамикой боевой обстановки. Действительно, «для формирования опыта работы в реальных условиях необходим организованный процесс обучения, направленный на совершенствование психических процессов и состояния личности сотрудников в соответствии с требованиями к их профессиональной деятельности».
Возвращаясь к технической оснащенности, стоит отметить, что зачастую в территориальных органах внутренних дел даже тиры, имеющие одно направление для стрельбы, рассчитанное на смену в пять человек, находятся в достаточно плачевном состоянии. Кроме того, квалификация сотрудника, ответственного за огневую подготовку, чаще всего сводится к умению выполнять несколько стандартных упражнений курса стрельб 2012 года. В таких условиях, конечно же, не может вестись речь о попытках моделирования различных ситуаций реального применения огнестрельного оружия.
К следующему противоречию мы относим несоответствие числа обучаемых числу преподавателей. С теоретической точки зрения нормативными документами МВД России предусмотрено, что занятия по огневой подготовке с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России проводятся в составе учебной группы из расчета не более 15 человек на одного руководителя занятий, кроме того предусмотрено, что численность учебной группы не может превышать 30 человек. Однако на практике при проведении занятий по огневой подготовке, как в условиях тира, так и на стрельбище, при численности учебной группы в 28-30 человек даже при наличии двух преподавателей фактически нет возможности за отведенное на занятие время уделить должное внимание каждому обучаемому. Немало способствует этому и ограниченность количества учебного оружия, число которого также лимитировано нормативными актами МВД России. Как итог, на учебную группу при наличии двух преподавателей нередко есть возможность использования лишь 5-6 единиц учебного оружия, что не может положительно влиять на процесс обучения огневой подготовке.
Рассматривая процесс первоначальной подготовки слушателей в центрах первоначальной подготовки и на соответствующих факультетах в вузах МВД России, следует обратить внимание непосредственно на процесс обучения различных категорий личного состава. В настоящее время объемы и содержание предмета «Огневая подготовка» являются одинаковыми для таких категорий слушателей, как следователи, дознаватели, участковые уполномоченные, инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудники подразделений обеспечения безопасности дорожного движения, оперуполномоченные подразделений уголовного розыска и т.д. Противоречие заключается в том, что требования к огневой выучке различных категорий слушателей являются одинаковыми, несмотря на то, что их дальнейшая профессиональная деятельность связана с выполнением разноплановых задач, в том числе касающихся умения применять огнестрельное оружие в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Ситуационный подход в настоящее время используется во многих областях научных знаний. Однако применение его в целях обучения стрельбе из боевого оружия не имеет распространенности, либо отсутствует вовсе. Так, ситуации применения оружия сотрудникам подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения будут иметь существенные отличия от ситуаций применения оружия сотрудниками оперативных подразделений и т.д.
В то же время, учитывая материально-технические возможности не только территориальных органов внутренних дел, но и образовательных учреждений МВД России, мы можем столкнуться с уже рассмотренным противоречием, возникающим между необходимостью приближения обучения огневой подготовке к реальным условиям применения огнестрельного оружия и возможностью реализации этой задачи в процессе обучения.
Рассматриваемые нами противоречия не могут иметь исчерпывающий характер, однако, на наш взгляд, являются основными, наиболее проблемными в процессе обучения огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел РФ.
Мы можем предложить следующие пути решения обозначенных проблемных вопросов:
- Пересмотр положений курса стрельб 2012 года с учетом ситуаций, возникающих при применении огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. Полагаем, что упражнения курса стрельб должны включать в себя базовый курс, рассчитанный на овладение первоначальными навыками обращения с оружием и выполнение стандартных упражнений, не предполагающих передвижений, подвижности мишеней и т.п., а также специальный курс, задачи которого должны быть обусловлены, прежде всего, спецификой и особенностями деятельности конкретных подразделений органов внутренних дел РФ.
- Повышение материально-технической оснащенности органов внутренних дел в части, касающейся процесса огневой подготовки. Сюда следует относить строительство стрельбищ, тиров, отвечающих всем современным требованиям, использование электронного и интерактивного оборудования.
- Пересмотр нормативных документов МВД России в части, касающейся численного распределения обучаемых по учебным группам. Полагаем, что наиболее эффективно процесс обучения огневой подготовке будет проходить в учебной группе, не превышающей 20 человек. Кроме того, необходим и пересмотр лимитов обеспечения учебным оружием процесса обучения огневой подготовке. Считаем целесообразным установить такой лимит в 10% единиц учебного оружия от штатной численности переменного состава образовательного учреждения, либо центра профессиональной подготовки МВД России.
- Тенденцией дальнейшего развития процесса обучения огневой подготовке следует признать его деление на базовый и специальный курсы. Базовый курс является общим для всех категорий сотрудников органов внутренних дел. В основу специального курса необходимо заложить ситуативную природу специфики применения огнестрельного оружия различными подразделениями органов внутренних дел РФ.
МАШЛЯКЕВИЧ Вячеслав Андреевич
преподаватель кафедры огневой и технической подготовки Барнаульского юридического института МВД России
НИКИФОРОВ Павел Васильевич
старший преподаватель кафедры огневой и технической подготовки Барнаульского юридического института МВД России