К вопросу о противоречиях, возникающих в ходе обучения огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Обучение сотрудников органов внутренних дел стрельбе из боевого оружия на современном этапе раз­вития правоохранительных органов в России включает в себя комплекс взаимосвязанных компонентов, которые определяют систему, содержание и непосредственное функционирование рассматриваемого процесса, направ­ленного на достижение целей и задач такого обучения, конечной целью которого является умение применить бо­евое оружие в ситуации, когда это действительно необхо­димо.

Вместе с тем, ситуаций, в которых сотрудники орга­нов внутренних дел, уверенно выполняющие упражнения учебных стрельб в условиях тира, промахиваются по цели с 5-7 метров при реальном применении огнестрельного оружия масса.

Наметившаяся тенденция повышения качества огневой выучки сотрудников органов внутренних дел диктует необхо­димость умения находить изменения в обучении стрельбе из боевого оружия. Известный автор книг для сотрудников НКВД Н. Н. Ознобишин небезосновательно говорил, что «недоста­точно уметь стрелять из револьвера, необходимо все же ино­гда набивать себе руку, упражняясь в револьверной стрельбе и создавая для этих упражнений все условия, которые могут встретиться в серьезном бою. Такие упражнения не имеют ни­чего общего со стрельбой в тире по обыкновенным мишеням. Для них требуется специальная обстановка».

Несовременность нор­мативного регулирования, средств и методов огневой подготовки приводит к про­тиворечиям между содержанием обучения стрельбе и при­менению боевого оружия в реальных условиях. Так, большая часть упражнений курса стрельб 2012 года для сотрудников органов внутренних дел, хоть и имеет тенденцию скоростного выполнения, но все же практически не предполагает передви­жений в различных направлениях, обстрел разноудаленных и разбросанных по периметру мишеней, их подвижность и т.п. Тогда как ситуации реального применения огнестрельного оружия в большинстве случаев характеризуются передвиже­ниям объекта, по которому ведется стрельба, наличие у него цели нанести вред сотрудникам органов внутренних дел, либо другим окружающим людям.

Не менее важным является и противоречие, возни­кающее между необходимостью приближения обучения огневой подготовке к условиям реального применения огнестрельного оружия и возможностью реализации та­кого приближения. Так, при организации и проведении занятий по огневой подготовке может возникнуть необхо­димость полностью воспроизвести обстановку, моделиру­ющую перестрелку, к примеру, при вооруженном захвате банка. И здесь речь идет не только о технической части создания такой обстановки, но и об обеспечении психо­логического воздействия на обучаемых динамикой боевой обстановки. Действительно, «для формирования опыта работы в реальных условиях необходим организованный процесс обучения, направленный на совершенствование психических процессов и состояния личности сотрудни­ков в соответствии с требованиями к их профессиональной деятельности».

Возвращаясь к технической оснащенности, стоит отме­тить, что зачастую в территориальных органах внутренних дел даже тиры, имеющие одно направление для стрельбы, рассчитанное на смену в пять человек, находятся в достаточно плачевном состоянии. Кроме того, квалификация сотрудника, ответственного за огневую подготовку, чаще всего сводится к умению выполнять несколько стандартных упражнений кур­са стрельб 2012 года. В таких условиях, конечно же, не может вестись речь о попытках моделирования различных ситуаций реального применения огнестрельного оружия.

К следующему противоречию мы относим несоответствие числа обучаемых числу преподавателей. С теоретической точ­ки зрения нормативными документами МВД России предусмо­трено, что занятия по огневой подготовке с курсантами и слуша­телями образовательных учреждений МВД России проводятся в составе учебной группы из расчета не более 15 человек на одного руководителя занятий, кроме того предусмотрено, что численность учебной группы не может превышать 30 человек. Однако на практике при проведении занятий по огневой под­готовке, как в условиях тира, так и на стрельбище, при числен­ности учебной группы в 28-30 человек даже при наличии двух преподавателей фактически нет возможности за отведенное на занятие время уделить должное внимание каждому обучаемо­му. Немало способствует этому и ограниченность количества учебного оружия, число которого также лимитировано норма­тивными актами МВД России. Как итог, на учебную группу при наличии двух преподавателей нередко есть возможность ис­пользования лишь 5-6 единиц учебного оружия, что не может положительно влиять на процесс обучения огневой подготовке.

Рассматривая процесс первоначальной подготовки слу­шателей в центрах первоначальной подготовки и на соответ­ствующих факультетах в вузах МВД России, следует обратить внимание непосредственно на процесс обучения различных категорий личного состава. В настоящее время объемы и со­держание предмета «Огневая подготовка» являются одинако­выми для таких категорий слушателей, как следователи, до­знаватели, участковые уполномоченные, инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудники подразделений обеспече­ния безопасности дорожного движения, оперуполномочен­ные подразделений уголовного розыска и т.д. Противоречие заключается в том, что требования к огневой выучке различ­ных категорий слушателей являются одинаковыми, несмотря на то, что их дальнейшая профессиональная деятельность свя­зана с выполнением разноплановых задач, в том числе касаю­щихся умения применять огнестрельное оружие в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Ситуацион­ный подход в настоящее время используется во многих обла­стях научных знаний. Однако применение его в целях обуче­ния стрельбе из боевого оружия не имеет распространенности, либо отсутствует вовсе. Так, ситуации применения оружия сотрудникам подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения будут иметь существенные отличия от ситуаций применения оружия сотрудниками оперативных подразделений и т.д.

В то же время, учитывая материально-технические воз­можности не только территориальных органов внутренних дел, но и образовательных учреждений МВД России, мы мо­жем столкнуться с уже рассмотренным противоречием, воз­никающим между необходимостью приближения обучения огневой подготовке к реальным условиям применения огне­стрельного оружия и возможностью реализации этой задачи в процессе обучения.

Рассматриваемые нами противоречия не могут иметь ис­черпывающий характер, однако, на наш взгляд, являются ос­новными, наиболее проблемными в процессе обучения огне­вой подготовке сотрудников органов внутренних дел РФ.

Мы можем предложить следующие пути решения обо­значенных проблемных вопросов:

  1. Пересмотр положений курса стрельб 2012 года с уче­том ситуаций, возникающих при применении огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. Полагаем, что упражнения курса стрельб должны включать в себя базовый курс, рассчитанный на овладение первоначальными навыками обращения с оружием и выполнение стандартных упражне­ний, не предполагающих передвижений, подвижности мише­ней и т.п., а также специальный курс, задачи которого должны быть обусловлены, прежде всего, спецификой и особенностя­ми деятельности конкретных подразделений органов внутрен­них дел РФ.
  2. Повышение материально-технической оснащенности органов внутренних дел в части, касающейся процесса огневой подготовки. Сюда следует относить строительство стрельбищ, тиров, отвечающих всем современным требованиям, исполь­зование электронного и интерактивного оборудования.
  3. Пересмотр нормативных документов МВД России в части, касающейся численного распределения обучаемых по учебным группам. Полагаем, что наиболее эффективно про­цесс обучения огневой подготовке будет проходить в учебной группе, не превышающей 20 человек. Кроме того, необходим и пересмотр лимитов обеспечения учебным оружием про­цесса обучения огневой подготовке. Считаем целесообразным установить такой лимит в 10% единиц учебного оружия от штатной численности переменного состава образовательно­го учреждения, либо центра профессиональной подготовки МВД России.
  4. Тенденцией дальнейшего развития процесса обучения огневой подготовке следует признать его деление на базовый и специальный курсы. Базовый курс является общим для всех категорий сотрудников органов внутренних дел. В основу спе­циального курса необходимо заложить ситуативную природу специфики применения огнестрельного оружия различными подразделениями органов внутренних дел РФ.

МАШЛЯКЕВИЧ Вячеслав Андреевич
преподаватель кафедры огневой и технической подготовки Барнаульского юридического института МВД России

НИКИФОРОВ Павел Васильевич
старший преподаватель кафедры огневой и технической подготовки Барнаульского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать педагогика и право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.