Роль сравнительного правоведения при изучении мусульманского права

В современный период прослеживается тенденция обра­щения ученых, практиков и юристов к сравнительному право­ведению.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что получили свое развитие национальные правовые системы, построение новых векторов действия современной политики, а также про­цессом глобализации, который приводит к тому, что в обще­стве очень часто можно столкнуться с конфликтами и кри­зисами в политической и правовой сферах. Не зря Р. Давит, утверждал, что именно сравнительное правоведение и являет­ся тем элементом, который поможет в изучении современного состояния современных правовых систем.

Но, в, то, же время нельзя не согласиться с мнением А. Х. Саидова, который утверждает, что цель современной компа­ративистики - это изучение правовой карты мира, в контексте развивающихся правовых систем, которые в свою очередь от­ражают изменения, происходящие в национальных правовых системах, в условиях постоянно меняющейся жизненной си- туации.

Особую актуальность все выше сказанное приобретает в условиях изучения мусульманского права с целью сохранить ценности традиционных правовых систем. Именно анализ как метод сравнительного правоведения изучает способы выявле­ния общего, особенного и уникального в изучаемых традици­ях, школах и понятиях. Это позволяет корректировать, сопо­ставлять и сравнивать различные школы и культуры.

В современной компаративистики, отсутствует единая правовая концепция, что, прежде всего, обусловлено много­образием концепций и научных школ, которые различаются по своему содержанию. При этом продолжается разработка методологии, с целью дальнейшего сравнительно-правового исследования новых подходов и положений.

В контексте изучаемого вопроса нельзя оставить без вни­мания мнение А. В. Сурилова, выделяющего функцию сравне­ния, которая заключается в сравнении государственно-право­вых институтов к определенному единству, благодаря чему эти институты можно сравнить, ориентируясь на единые каче­ственные и количественные показатели.

Но при этом Бехруз Хашматулла дает существенное до­полнение по поводу того, что использование сравнительно­правового метода предполагает определенные стадии, а имен­но изучение каждого института в отдельности, выявление у них аналогичных признаков и оценка этих признаков.

Заслуживает внимание классификация правовых систем, предложенная К. Осакве, две из которых основаны на тради­ции, а третья - как основная правовая семья. На первом уров­не семьи, согласно классификации, делятся на религиозные и нерелигиозные. На втором, в зависимости от роли права в жизни общества, на западные и незападные. И лишь третий уровень охватывает всю правовую семью. Существенным плю­сом данной классификации является то, что нет однозначного подхода ко всем правовым системам и правовым культурам. Автор положил в основу классификации таких правовых си­стем как мусульманское право, иудейское право, индусское право и католическое право религиозное начало.

Именно благодаря методу сравнительного правоведения и можно раскрыть всю сущность и особенности правовой си­стемы. Особенно это актуально при изучении мусульманского права и всей исламской правовой системы в целом. При из­учении правовой системы, правовой нормы, правовых инсти­тутов следует особое внимание уделить правовым традициям, концепциям, идеологии, менталитету и т.д.

Изучение мусульманского права происходит путем срав­нения восточной и западной цивилизации как в контексте их противоречия, так и в сфере их взаимодействия. Причем надо отметить, что наблюдается тенденция усиления влияния му­сульманского права на правовые системы современности.

Известный ученый Л. Р. Сюкияйнен утверждает, что му­сульманское право развивается и эволюционирует под влия­нием европейских правовых систем. Теоретический аспект этого взаимодействия заключается в верховенстве шариата, а практический аспект выражается в применении положений конституции, которые признают шариат в качестве основного источника законодательства.

В современном обществе исламская правовая культура находится в тесной взаимосвязи с другими правовыми куль­турами. Это можно связать, прежде всего, с тем, что мусуль­манское право - это не просто часть политики и идеологии, а определенная сфера жизни общества, имеющая немаловаж­ную роль в современном обществе.

В последнее время наметилась тенденция взаимного со­трудничества исламской и европейской правовой цивилиза­ций, которые дополняют и перенимают опыт развития своих правовых культур. Мусульманское право - это не только со­вокупность правил, руководствуясь которыми живет значи­тельная часть населения нашей страны, но и основа исламской религии, основная задача которой самосохранение.

Исламская правовая система является функциональной системой, а по отношению к обществу - подсистемой, основ­ной задачей которой является обеспечение стабильности, как среди мусульман, так и в стране в целом. Эта функциональ­ность позволяет выбрать наиболее оптимальные векторы раз­вития этой системы.

В сравнительном правоведении сравнительно-правовой метод является базовым. Проявление этого метода в отноше­нии мусульманского права проявляется в следующих аспек­тах.

При диахронном методе сравнения предметом изучения выступает не само мусульманское право, а процесс его разви­тия. Например, посредством диахронного сравнения можно раскрыть основные этапы и процессы, повлиявшие на форми­рование и развитие мусульманского права при этом раскры­вая его сущность. При синхронном сравнении можно понять причины возникновения источников мусульманского права помимо Корана и ход формирования исламской-правовой доктрины.

Исламские государственно-правовые явления могут сравниваться как на макроуровне, так и на микроуровне. Из­учая исламское право на микроуровне, мы можем сравнить функционирование отдельных ее институтов с аналогичными правовыми институтами других правовых систем. При этом в процессе сравнения можно выявить динамику развития этих институтов.

Сравнение же на макроуровне показывает место мусуль­манского права на правовой карте мира, и проследить про­цесс взаимодействия правовых систем современности.

Изучая источники мусульманского права, мы используем внутренний метод сравнения, показывая как помимо Корана и сунны, начались использоваться и другие источники. А при изучении концепции прав человека в рамках исламского и за­падного правопонимания используется метод внешнего срав­нения.

Не стоит оставлять без внимания метод функционально­го сравнения, предложенный А. Х. Саидовым, благодаря ко­торому мы можем выработать общий подход и возможности данной правовой системы к проблемам связанным с ислам­ской правовой доктриной.

Велико значение нормативного сравнения при анализе исламской правовой системы, где используются юридические термины, понятия и категории данной правовой системы. Также этот метод актуален при анализе норм, которые появи­лись позже на основе других правовых источников.

В условиях развития современных мусульманских стран, особую актуальность приобрел метод проблемного сравне­ния, показывая пути решения проблем в различных странах и возможность применения этого пути решения проблемы в данной национальной правовой системе. Это позволит выра­ботать совместный механизм решения проблем, сотрудниче­ства и взаимодействия.

Таким образом, для сближения современных право­вых систем следует определить единые методы и принципы сравнительно-правового исследования. Это позволит оценить этапы дальнейшего развития современных правовых систем, концепции их взаимодействия, и поиск всех векторов реше­ния возникших в обществе проблем. При этом мы можем определить место исламской правовой системы на правовой карте мира, изучить те факторы, которые повлияли на ее раз­витие, закономерности, идеи, которые оказали немаловажное значение, и будут оказывать на дальнейшее развитие ислам­ских государств.

АШУРБЕКОВА Альбина Ашурбековна
преподаватель кафедры Теории государства и права Северо-Кавказского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Министерства юстиции России)



Рекомендуем почитать мусульманское право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.