В современный период прослеживается тенденция обращения ученых, практиков и юристов к сравнительному правоведению.
Это обусловлено, прежде всего, тем, что получили свое развитие национальные правовые системы, построение новых векторов действия современной политики, а также процессом глобализации, который приводит к тому, что в обществе очень часто можно столкнуться с конфликтами и кризисами в политической и правовой сферах. Не зря Р. Давит, утверждал, что именно сравнительное правоведение и является тем элементом, который поможет в изучении современного состояния современных правовых систем.
Но, в, то, же время нельзя не согласиться с мнением А. Х. Саидова, который утверждает, что цель современной компаративистики - это изучение правовой карты мира, в контексте развивающихся правовых систем, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в национальных правовых системах, в условиях постоянно меняющейся жизненной си- туации.
Особую актуальность все выше сказанное приобретает в условиях изучения мусульманского права с целью сохранить ценности традиционных правовых систем. Именно анализ как метод сравнительного правоведения изучает способы выявления общего, особенного и уникального в изучаемых традициях, школах и понятиях. Это позволяет корректировать, сопоставлять и сравнивать различные школы и культуры.
В современной компаративистики, отсутствует единая правовая концепция, что, прежде всего, обусловлено многообразием концепций и научных школ, которые различаются по своему содержанию. При этом продолжается разработка методологии, с целью дальнейшего сравнительно-правового исследования новых подходов и положений.
В контексте изучаемого вопроса нельзя оставить без внимания мнение А. В. Сурилова, выделяющего функцию сравнения, которая заключается в сравнении государственно-правовых институтов к определенному единству, благодаря чему эти институты можно сравнить, ориентируясь на единые качественные и количественные показатели.
Но при этом Бехруз Хашматулла дает существенное дополнение по поводу того, что использование сравнительноправового метода предполагает определенные стадии, а именно изучение каждого института в отдельности, выявление у них аналогичных признаков и оценка этих признаков.
Заслуживает внимание классификация правовых систем, предложенная К. Осакве, две из которых основаны на традиции, а третья - как основная правовая семья. На первом уровне семьи, согласно классификации, делятся на религиозные и нерелигиозные. На втором, в зависимости от роли права в жизни общества, на западные и незападные. И лишь третий уровень охватывает всю правовую семью. Существенным плюсом данной классификации является то, что нет однозначного подхода ко всем правовым системам и правовым культурам. Автор положил в основу классификации таких правовых систем как мусульманское право, иудейское право, индусское право и католическое право религиозное начало.
Именно благодаря методу сравнительного правоведения и можно раскрыть всю сущность и особенности правовой системы. Особенно это актуально при изучении мусульманского права и всей исламской правовой системы в целом. При изучении правовой системы, правовой нормы, правовых институтов следует особое внимание уделить правовым традициям, концепциям, идеологии, менталитету и т.д.
Изучение мусульманского права происходит путем сравнения восточной и западной цивилизации как в контексте их противоречия, так и в сфере их взаимодействия. Причем надо отметить, что наблюдается тенденция усиления влияния мусульманского права на правовые системы современности.
Известный ученый Л. Р. Сюкияйнен утверждает, что мусульманское право развивается и эволюционирует под влиянием европейских правовых систем. Теоретический аспект этого взаимодействия заключается в верховенстве шариата, а практический аспект выражается в применении положений конституции, которые признают шариат в качестве основного источника законодательства.
В современном обществе исламская правовая культура находится в тесной взаимосвязи с другими правовыми культурами. Это можно связать, прежде всего, с тем, что мусульманское право - это не просто часть политики и идеологии, а определенная сфера жизни общества, имеющая немаловажную роль в современном обществе.
В последнее время наметилась тенденция взаимного сотрудничества исламской и европейской правовой цивилизаций, которые дополняют и перенимают опыт развития своих правовых культур. Мусульманское право - это не только совокупность правил, руководствуясь которыми живет значительная часть населения нашей страны, но и основа исламской религии, основная задача которой самосохранение.
Исламская правовая система является функциональной системой, а по отношению к обществу - подсистемой, основной задачей которой является обеспечение стабильности, как среди мусульман, так и в стране в целом. Эта функциональность позволяет выбрать наиболее оптимальные векторы развития этой системы.
В сравнительном правоведении сравнительно-правовой метод является базовым. Проявление этого метода в отношении мусульманского права проявляется в следующих аспектах.
При диахронном методе сравнения предметом изучения выступает не само мусульманское право, а процесс его развития. Например, посредством диахронного сравнения можно раскрыть основные этапы и процессы, повлиявшие на формирование и развитие мусульманского права при этом раскрывая его сущность. При синхронном сравнении можно понять причины возникновения источников мусульманского права помимо Корана и ход формирования исламской-правовой доктрины.
Исламские государственно-правовые явления могут сравниваться как на макроуровне, так и на микроуровне. Изучая исламское право на микроуровне, мы можем сравнить функционирование отдельных ее институтов с аналогичными правовыми институтами других правовых систем. При этом в процессе сравнения можно выявить динамику развития этих институтов.
Сравнение же на макроуровне показывает место мусульманского права на правовой карте мира, и проследить процесс взаимодействия правовых систем современности.
Изучая источники мусульманского права, мы используем внутренний метод сравнения, показывая как помимо Корана и сунны, начались использоваться и другие источники. А при изучении концепции прав человека в рамках исламского и западного правопонимания используется метод внешнего сравнения.
Не стоит оставлять без внимания метод функционального сравнения, предложенный А. Х. Саидовым, благодаря которому мы можем выработать общий подход и возможности данной правовой системы к проблемам связанным с исламской правовой доктриной.
Велико значение нормативного сравнения при анализе исламской правовой системы, где используются юридические термины, понятия и категории данной правовой системы. Также этот метод актуален при анализе норм, которые появились позже на основе других правовых источников.
В условиях развития современных мусульманских стран, особую актуальность приобрел метод проблемного сравнения, показывая пути решения проблем в различных странах и возможность применения этого пути решения проблемы в данной национальной правовой системе. Это позволит выработать совместный механизм решения проблем, сотрудничества и взаимодействия.
Таким образом, для сближения современных правовых систем следует определить единые методы и принципы сравнительно-правового исследования. Это позволит оценить этапы дальнейшего развития современных правовых систем, концепции их взаимодействия, и поиск всех векторов решения возникших в обществе проблем. При этом мы можем определить место исламской правовой системы на правовой карте мира, изучить те факторы, которые повлияли на ее развитие, закономерности, идеи, которые оказали немаловажное значение, и будут оказывать на дальнейшее развитие исламских государств.
АШУРБЕКОВА Альбина Ашурбековна
преподаватель кафедры Теории государства и права Северо-Кавказского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Министерства юстиции России)