Некоторые предложения по совершенствованию международного права об охране человеческой жизни на море

Совершение Великих географических открытий, установ­ление торговых отношений в межконтинентальном измере­нии, колонизация и раздел метрополиями целых континентов и населяющих их народов, перевозка рабов из Африки в Аме­рику и иные процессы, способствовавшие переходу к Новому времени и повлекшие грандиозные изменения для человече­ской цивилизации, в значительной степени произошли бла­годаря мореплаванию.

В этих условиях складывалась одна из старейших отраслей международного права - международное морское право, базирующееся изначально преимущественно на международно-правовых обычаях.

В связи с освоением и интенсивным использованием Мирового океана, который занимает 71% территории нашей планеты и рассматривается в качестве «общей собственности народов», вопрос об обеспечении безопасности человеческой жизни на море занимает важное место в повестке дня мно­гих международных организаций, форумов и объединений, в рамках которых обсуждаются проблемы современных между­народных отношений. Вопрос обеспечения безопасности на море в условиях возрастающего числа угроз (например, пи­ратство, морской терроризм и спасание беженцев, перемеща­ющихся по морю) и научно-технического прогресса (напри­мер, появления спутниковых систем связи и навигации, таких как GPS и ГЛОНАСС), приобрел многоаспектный характер. И среди множества аспектов обеспечения безопасности на море следует выделить ключевой - необходимость охраны челове­ческой жизни на море, что предполагает спасание на море и оказание помощи.

Специальный международно-правовой акт, касающийся данной проблемы, в современной редакции был принят в 1974 г. - это Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, известная как SOLAS (в русскоязычном обо­значении - СОЛАС-74). Наряду с этой основной конвенцией имеются международно-правовые акты, которые также затра­гивают различные аспекты охраны человеческой жизни и иму­щества на море, такие как Конвенция о грузовой марке 1966 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.. Эти аспекты нашли отражение и в единой Конвенции ООН по морскому праву 1982 г..

В связи с непреходящей и постоянно возрастающей ак­туальностью проблемы охраны человеческой жизни и в ус­ловиях роста числа угроз для человеческой жизни на море, наличия аналогичных положений в различных международ­но-правовых актах по охране человеческой жизни на море и совершенствования технических возможностей для этого, а также заинтересованности государств иметь унифицирован­ные международно-правовые правила в этой сфере возникает необходимость всестороннего и комплексного международно­правового исследования базовых и современных установок по охране человеческой жизни на море. Настоящее исследование представляет ряд предложений по совершенствованию меж­дународного морского права в этой части.

Несмотря на обилие научных работ, посвященных непо­средственно охране человеческой жизни на море и смежным вопросам, комплексное видение международно-правовой охраны человеческой жизни на море в свете последних до­стижений и, особенно, компонента реализации в праве реги­ональных организаций и отдельных стран не сложилось, что предлагается восполнить по ряду следующих направлений.

По результатам проведенного нами исследования полага­ем, что международно-правовая охрана человеческой жизни на море исходит из общепризнанного права человека на жизнь и обязанности государств это право защищать. Международ­но-правовая охрана человеческой жизни на море может быть определена как все меры, которые предусмотрены действую­щим международным правом для гарантии безопасности че­ловеческой жизни на море при всех видах использования Ми­рового океана. Такие меры классифицируются по различным видам угроз, против которых они предназначены, например: противопожарная защита, спасание на море и др.

Представляется, что современные источники междуна­родного морского права по вопросу охраны человеческой жизни на море можно разделить на две категории. К первой относятся общие конвенции по морскому праву, которые, среди прочего, регулируют и охрану человеческой жизни на море. Например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. является основным источником современного международно­го морского права, это комплексный международный дого­вор, который разделяет различные зоны морского пространства и определяет другие термины, которые используются в СОЛАС-74 и иных международных нормативных актах об ох­ране жизни на море. В частности, дает определение пиратства, определяет обязанность оказывать помощь и охранять чело­веческую жизнь при любых обстоятельствах, как в открытом море, так и на континентальном шельфе. Вопросам безопас­ности человеческой жизни посвящена, например, статья 146 Конвенции «Охрана человеческой жизни», статья 99 «Обязан­ность оказания помощи», статьи 101-107 о пиратстве, статья 111 «Право преследования по горячим следам» и др. Ко вто­рой категории относятся международные договоры, которые исключительно направлены на охрану человеческой жизни на море, как например, Международная конвенция по охране че­ловеческой жизни на море (СОЛАС-74) и др.

Поскольку при проведении спасательных работ значи­тельная часть проблем связана с вознаграждением за спаса­ние, предлагается разработать подробные инструкции для судов по поводу заключения подобных контрактов (в соответ­ствии с международным правом и правом соответствующих государств), чтобы не порождать излишних задолженностей в сложных ситуациях, требующих спасения. Необходимо обя­зать капитанов судов заключать контракты по установленному образцу и в соответствии с инструкциями.

Международная организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) представляет собой специфическую международную организацию, которая непосредственно осу­ществляет эксплуатацию технических средств (в том числе космических). Финансирование этой организации и распре­деление доходов от ее деятельности осуществляется на ком­мерческой основе, поэтому, помимо Конвенции как у других международных организаций, в основе ее деятельности лежит также Эксплуатационное соглашение о Международной ор­ганизации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Пред­ставляется, такая ситуация может повлечь за собой правовые коллизии в применении Конвенции, так как деятельность коммерческих организаций регламентируется гражданским правом, а государств - международным.

Три имеющиеся системы спутниковой связи - GPS, ГЛО­НАСС и «Галилео» - имеют разное национальное и организа­ционное происхождение, однако наиболее распространенной является американская система GPS. По причине большей распространенности использование GPS в международной практике лидирует, хотя две другие системы тоже интенсивно развиваются и применяются для спасания человеческой жиз­ни на море. В то же время до сих пор нет международной кон­венции ни по одной из этих систем, даже по системе GPS, что затрудняет международно-правовое регулирование, так как имеющиеся конвенции по космосу не всегда могут быть от­несены непосредственно к работе систем GPS, «Галилео» или ГЛОНАСС[6]. Заключение подобной конвенции видится целе­сообразным и своевременным.

Поскольку в международном праве отсутствует четкое разграничение таких понятий, как пиратство, морской разбой, терроризм на море, каждый из этих актов представляет собой угрозу человеческой жизни на море, представляется важной правовая детализация упомянутых выше понятий.

Представляется, что Международный кодекс безопасно­сти рыбаков необходимо совершенствовать по следующим на­правлениям: дополнить главой о современных средствах свя­зи, прежде всего мобильной связи и сети Интернет; учитывая пиратскую опасность в ряде регионов необходимо снабдить рыбацкие суда в этих регионах средствами тайного инфор­мирования о нападении пиратов; в новой редакции Между­народного кодекса безопасности рыбаков учесть требования Конвенции 2009 года по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла.

ФУНЬЯХАНА Йео
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов



Международное право

Рекомендуем почитать международное право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.