Некоторые вопросы рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребенка в особом производстве

Особое производство является одним из основных видов гражданского судопроизводства.

Особое производство - это «вид гражданского судопроизводства, целью которого явля­ются подтверждение в бесспорном одностороннем порядке обстоятельств, которые имеют юридическую значимость, бес­спорных прав и защиту интересов заявителя, связанного с реа­лизацией принадлежащих ему бесспорных прав».

Характерными чертами особого производства являются: 1) отсутствие спора о субъективном праве; 2) главными уча­ствующими лицами являются заявитель и заинтересованные лица; 3) заявитель обращается в суд путем подачи заявления; 4) дела рассматриваются по общим правилам искового произ­водства, но с определенными изъятиями.

Особое производство является обобщенным и включает в себя в настоящее время одиннадцать различных самостоя­тельных категорий судопроизводства, перечень которых не является исчерпывающим (статья 262 Гражданского процес­суального кодекса РФ). Категории дел особого производства востребованы практикой. Это относится, прежде всего, к такой категории дел особого производства, как дела об усыновлении (удочерении) детей.

Усыновление (удочерение) - это очень сложный, долгий и ответственный для всех участников процесс. Как отмечают А. В. Михневич и Г. О. Беланова, процедура усыновления вклю­чает следующие шаги: «во-первых, лицо, желающее усыно­вить ребенка, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.... Во-вторых, приняв заяв­ление, орган опеки и попечительства обязан обследовать ус­ловия жизни заявителя и в течение пяти рабочих дней со дня проведения такого обследования готовит заключение о воз­можности граждан быть усыновителями. В-третьих, лицо, желающее усыновить ребенка, предоставляет сведения о себе региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родите­лей. Оператор банка данных документирует предоставленную информацию, составляя анкету гражданина... В-четвёртых, на основании этой анкеты оператор банка данных о детях, остав­шихся без попечения родителей, подбирает детей. В-пятых, согласно п. 12 Правил передачи детей на усыновление канди­дат в усыновители обязан лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, изучить документы ребенка и пись­менно подтвердить факт ознакомления с медицинским заклю­чением о состоянии здоровья ребенка. При положительном результате встречи с ребенком гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об усыновлении».

Судебная стадия процедуры усыновления также состоит из нескольких этапов: 1) подача заявления; 2) подготовка дела об усыновлении (удочерении) ребенка к судебному разбира­тельству; 3) рассмотрение заявления; 4) вынесение решения суда об усыновлении или об отказе в усыновлении. В дальней­шем, после вступления решения в законную силу, для защиты прав усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка должен проверять условия его жизни и воспитания. Данные исследования прово­дятся ежегодно в течение первых трех лет, что не всегда соблю­дается, особенно в отношении детей, усыновленных иностран­ными гражданами. Так, О. В. Кузнецова отмечает, что при усыновлении иностранными гражданами российских детей, не осуществляется контроль за условиями жизни и воспита­ния детей, усыновленных «независимыми» усыновителями».

Надо отметить, что российским законодательством по вопросам усыновления предусматривается возможность усы­новления ребенка - гражданина Российской Федерации ино­странными гражданами и лицами без гражданства (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ). Для усыновления ребенка иностранными граждана­ми и лицами без гражданства устанавливается два предвари­тельных условия: «1) невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно про­живающих на территории России, либо на усыновление род­ственниками этого ребенка; 2) истечение шести месяцев со дня поступления сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Если ребенка хотят усыновить российские граждане, по­стоянно проживающие за рубежом, то усыновление также невозможно до истечения шести месяцев со дня поступле­ния сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Однако хотя в послед­ние годы ужесточились требования, предъявляемые к лицам, которые хотят усыновить ребенка, органами опеки и попечи­тельства не всегда предпринимают все необходимые меры, а судом тщательно выявляются и проверяются все обстоятель­ства, имеющие значение для дела. Так, Кемеровский област­ной суд приостановил производство по делу об усыновлении ребенка гражданами Италии, т.к. на момент рассмотрения дела в областном суде не истек 6-месячный срок со дня выне­сения решения суда о лишении его родителей родительских прав.

Следует отметить, что на практике встречаются случаи незаконного усыновления детей, в частности:

  1. При рассмотрении указанных дел не представлялись необходимые документы согласно ст. 271 ГПК РФ.
  2. Заявители или их представители предоставляли недо­стоверную информацию об усыновлении или сообщали за­ведомо ложные сведения об обстоятельствах, относящихся к личности усыновителя, игнорировали этническое происхож­дение ребенка или согласие родителей, опекунов, приемных родителей ребенка на его усыновление.
  3. Органы опеки разрешали усыновления братьев и сестер разными семьями.
  4. Зачастую должностные лица органов опеки давали по­ложительные заключения о возможности передачи ребенка в семью иностранных граждан без достаточных оснований или вопреки ограничениям, закрепленным в законе, в частности, если есть возможность передачи их на воспитание в семьи рос­сийских граждан или на усыновление родственникам детей. Притом компетентные органы сознательно нарушали закон, мотивируя это тем, что «в любой семье ребенку будет лучше, чем в социальном учреждении», или отсутствием перспектив на усыновление детей российскими гражданами.

Как было отмечено выше, незаконными являются такие действия, как разрешение на усыновление ребенка иностран­ными гражданами или лицами без гражданства, если есть возможность передачи их на воспитание в семьи российских граждан или на усыновление родственникам детей. В частно­сти, органы опеки и попечительства не всегда принимают ис­черпывающие по для выявления всех родственников ребенка и устройства его в семью родственников, в связи с чем суды вы­нуждены отказывать в удовлетворении заявления об усынов­лении. Приведем пример. Иркутским областным судом при рассмотрении дела об усыновлении ребенка гражданами Ита­лии, было установлено, что после возбуждения гражданского дела об усыновлении в отношении усыновляемого ребенка установлено отцовство гражданином Российской Федерации и ребенок был передан на воспитание в семью своего биологи­ческого отца. После принятия отказа заявителей от заявления суд прекратил производство по делу.

Вследствие этого представляется необходимым устано­вить на законодательном уровне конкретный перечень необхо­димых мер, предпринимаемых органами опеки и попечитель­ства для устройства детей на воспитание в семьи российских граждан.

Согласно ст. 273 ГПК РФ дела об усыновлении ребенка должны рассматриваться с обязательным участием усынови­телей (усыновителя), представителя органа опеки и попечи­тельства, прокурора, а также ребенка, достигшего возраста 14-ти лет. При этом суды, как правило, учитывают, что для усыновления ребенка, достигшего десятилетнего возраста, требуется его согласие. К примеру, Владимирский областной суд, рассматривая дело об усыновлении гражданами Италии двоих детей - брата и сестры - старше 10-ти лет, учел согласие девочки на ее удочерение при условии, что ее удочерят вместе с братом, т.к. она не желает с ним разлучаться. Однако мальчик был не согласен с усыновлением. В связи с данными об­стоятельствами суд принял отказ усыновителей от заявленных требований, и прекратил производство по делу.

Как представляется, прежде всего, решая вопрос о допустимо­сти усыновления, в каждом конкретном случае необходимы про­верка и учет нравственных и иных личных качеств усыновителя, со­стояния его здоровья и здоровья членов его семьи, проживающих с ним, взаимоотношения в семье, а также отношения, сложившиеся между данными лицами и ребенком. Вследствие этого считаем, что суд должен отказать в усыновлении, если, к примеру, будет установ­лено наличие ряда заболеваний (туберкулеза, хронических инфек­ционных заболеваний, психических заболеваний) или судимости у лиц, в одной семье с которыми будет проживать ребенок.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Несмотря на существенные изменения и дополнения, внесенные в российское законодательство, регламентирующее процедуру усыновления (удочерения), оно по-прежнему нуж­дается в совершенствовании.

В связи с развивающимся в России процессом активного за­конотворчества в сфере усыновления иностранными гражданами детей - граждан Российской Федерации необходим комплексный научный анализ причин, сущности и последствий некоторых аспектов происходящих явлений. Необходимо также усилить го­сударственный контроль за соблюдением прав и законных интере­сов детей при усыновлении их иностранными гражданами.

ГАДЖИАЛИЕВА Наида Шамильевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Юридического института Дагестанского государственного университета

ДЖАНКУРОВ Шамиль Магомедович
магистрант кафедры гражданского процесса Юридического института Дагестанского государственного университет



Рекомендуем почитать криминалистику

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.