Эффективное обеспечение государственной и общественной безопасности неразрывно связано с противодействием преступности и возможно только при комплексном применении государством специальных сил, средств, форм и методов.
Особое место при этом занимает оперативно-розыскная деятельность, которая неразрывно связана с профилактикой преступлений. Этому способствует исторически сложившаяся психологическая и социальная обусловленность применения розыскных приемов и методов обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных посягательств.
В России преступность как социальное явление связано с множеством факторов. Кризисные явления в мировой экономике, социально-политическая нестабильность некоторых стран-участников СНГ и Европейского союза, беспрецедентный рост активности террористических организаций оказывают негативное влияние на ее общее состояние. Ежегодно жертвами преступлений становятся около четырех миллионов человек.
Анализ статистики за последние годы, мнений сотрудников правоохранительных органов, оценок специалистов и экспертов свидетельствует о продолжающемся росте латентной3 преступности. В отдельных современных научных исследованиях справедливо отмечается, что для современной России характерен рост латентной преступности на протяжении нескольких лет в условиях существующей учетно-регистрационной системы. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает профилактика преступлений.
В этой связи среди общих задач оперативно-розыскной деятельности, перечисленных в ст.2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», выделяется предупреждение преступлений. Не вдаваясь в дискуссию о схожести или различии понятий предупреждение и профилактика, в данной статье профилактика будет рассмотрена нами как составная часть предупреждения.
23 июня 2016 вступил в силу ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» №182-ФЗ. Закон установил правовую и организационную основы системы профилактики, правила ее функционирования, принципы, направления, виды и формы профилактики, а так же права и обязанности уполномоченных субъектов. Профилактика правонарушений, согласно вышеупомянутого ФЗ, - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Наибольший интерес с нашей стороны вызывают формы профилактического воздействия. Профилактическое воздействие, согласно ч.1 ст.17 ФЗ «Об основах системы профилактики», может осуществляться в следующих формах:
- Летентная преступность представляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зафиксированных в уголовной статистике. См.: Малков В. Д. Криминология. Учебник для ВУЗов. М.: Юстицинформ, 2006. С. 46-47.
- правовое просвещение и правовое информирование;
- профилактическая беседа;
- объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;
- профилактический учет;
- внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
- профилактический надзор;
- социальная адаптация;
- ресоциализация;
- социальная реабилитация;
- помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.
В ч.2 ст. 17 говориться о том, что профилактику правонарушений в формах профилактического воздействия, предусмотренных пунктами 2-6 ч.1 ст. 17, в пределах своей компетенции вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел, если такое право им предоставлено законодательством Российской Федерации.
Анализируя в данном ракурсе ФЗ «Об ОРД», нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность оперативного сотрудника в качестве органа дознания, и статьи ФЗ «Об основах системы профилактики», которые более детально раскрывают каждую из форм, можно предположить, что оперативные сотрудники ОВД вправе осуществлять профилактику практически во всех перечисленных формах, что, несомненно, должно положительно сказаться на состоянии борьбы с преступностью.
Открытым остается вопрос, какие именно оперативные подразделения ОВД будут проводить те или иные профилактические мероприятия. Среди двенадцати оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность системы МВД России, перечисленных в приказе №608 специального подразделения по профилактики преступлений нет. На сегодняшний день, данную функцию выполняют структурные подразделения в системе конкретных оперативных подразделений органов внутренних дел или отдельные оперативные сотрудники на местах. По нашему мнению, перечень таких субъектов необходимо закрепить отдельным нормативным правовым актом и не ограничиваться отдельными фразами в положении, регламентирующим деятельность того или иного субъекта оперативно-розыскной деятельности.
Возвращаясь к вопросу несовершенства учетно-регистрационной дисциплины, необходимо отметить, что профилактика в рассматриваемом аспекте отражается количеством выявленных и раскрытых преступлений. В свою очередь, профилактические мероприятия не ограничиваются выявлением и раскрытием преступлений. С помощью них можно установить широкий круг вопросов, связанных с пресечением преступлений, розыском лиц, предупреждением преступлений, получением информации для оперативных нужд и т.д.
По нашему мнению необходимо разработать систему учета профилактических мероприятий и предусмотреть систему их оценки. Как и любая другая деятельность, профилактика должна оцениваться с точки зрения ее эффективности. Что касается вопросов взаимодействия оперативных подразделений
ОВД с иными подразделениями (службами) системы МВД и иными государственными органами в вопросах профилактики, то такие мероприятия, как правило, проводятся по заранее спланированным отдельным планам. Их результативность оценивается с точки зрения достижения поставленных целей, однако не всегда попадает в статистику как положительный аспект работы оперативных подразделений.
Следующий важный вопрос состоит в том, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно посредством оперативно-розыскных мероприятий. Следовательно, оперативно-розыскную профилактику так же необходимо выполнять с помощью ОРМ, большая часть которых осуществляется негласно для решения как общих, так и частных задач оперативно-розыскной деятельности. Результативных таких ОРМ, направленных на профилактику преступлений так же не отражаются в общей статистике, так как они направлены на решение, как правило, частных специфических задач, присущих только оперативно-розыскной деятельности.
Для более эффективного применения мер профилактики, по нашему мнению, требуется внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности, в том числе ограниченного доступа.
Подводя итог необходимо отметить, что оперативно-розыскная профилактика ОВД занимает важное место в системе профилактики Российской Федерации. Круг задач, которые можно решить с помощью профилактических мероприятий, достаточно объемен, а современной системы учета эффективности такой деятельности до настоящего времени не выработано. Сложившаяся система учета мер оперативно-розыскной профилактики ОВД не мотивирует сотрудников на их применение и снижает их эффективность.
ЕФИМКИН Максим Сергеевич
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя