К вопросу об оперативно-розыскной профилактики преступлений органами внутренних дел

Эффективное обеспечение государственной и обществен­ной безопасности неразрывно связано с противодействием преступности и возможно только при комплексном приме­нении государством специальных сил, средств, форм и мето­дов.

Особое место при этом занимает оперативно-розыскная деятельность, которая неразрывно связана с профилактикой преступлений. Этому способствует исторически сложившаяся психологическая и социальная обусловленность применения розыскных приемов и методов обеспечения безопасности лич­ности, общества и государства от преступных посягательств.

В России преступность как социальное явление связано с множеством факторов. Кризисные явления в мировой эко­номике, социально-политическая нестабильность некоторых стран-участников СНГ и Европейского союза, беспрецедент­ный рост активности террористических организаций оказы­вают негативное влияние на ее общее состояние. Ежегодно жертвами преступлений становятся около четырех миллио­нов человек.

Анализ статистики за последние годы, мнений сотрудни­ков правоохранительных органов, оценок специалистов и экс­пертов свидетельствует о продолжающемся росте латентной3 преступности. В отдельных современных научных исследова­ниях справедливо отмечается, что для современной России характерен рост латентной преступности на протяжении не­скольких лет в условиях существующей учетно-регистрацион­ной системы. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает профилактика преступлений.

В этой связи среди общих задач оперативно-розыскной деятельности, перечисленных в ст.2 ФЗ «Об оперативно-ро­зыскной деятельности», выделяется предупреждение пре­ступлений. Не вдаваясь в дискуссию о схожести или различии понятий предупреждение и профилактика, в данной статье профилактика будет рассмотрена нами как составная часть предупреждения.

23 июня 2016 вступил в силу ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» №182-ФЗ. Закон установил правовую и организационную ос­новы системы профилактики, правила ее функционирования, принципы, направления, виды и формы профилактики, а так же права и обязанности уполномоченных субъектов. Профи­лактика правонарушений, согласно вышеупомянутого ФЗ, - это совокупность мер социального, правового, организацион­ного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспита­тельного воздействия на лиц в целях недопущения соверше­ния правонарушений или антиобщественного поведения.

Наибольший интерес с нашей стороны вызывают формы профилактического воздействия. Профилактическое воздей­ствие, согласно ч.1 ст.17 ФЗ «Об основах системы профилакти­ки», может осуществляться в следующих формах:

  • Летентная преступность представляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зафиксированных в уголовной статистике. См.: Малков В. Д. Криминология. Учебник для ВУЗов. М.: Юстицинформ, 2006. С. 46-47.
  • правовое просвещение и правовое информирование;
  • профилактическая беседа;
  • объявление официального предостережения (предо­стережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости про­должения антиобщественного поведения;
  • профилактический учет;
  • внесение представления об устранении причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушения;
  • профилактический надзор;
  • социальная адаптация;
  • ресоциализация;
  • социальная реабилитация;
  • помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

В ч.2 ст. 17 говориться о том, что профилактику право­нарушений в формах профилактического воздействия, пред­усмотренных пунктами 2-6 ч.1 ст. 17, в пределах своей ком­петенции вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел, если такое право им предоставлено законода­тельством Российской Федерации.

Анализируя в данном ракурсе ФЗ «Об ОРД», норматив­ные правовые акты, регламентирующие деятельность опера­тивного сотрудника в качестве органа дознания, и статьи ФЗ «Об основах системы профилактики», которые более детально раскрывают каждую из форм, можно предположить, что опе­ративные сотрудники ОВД вправе осуществлять профилакти­ку практически во всех перечисленных формах, что, несомнен­но, должно положительно сказаться на состоянии борьбы с преступностью.

Открытым остается вопрос, какие именно оперативные подразделения ОВД будут проводить те или иные профи­лактические мероприятия. Среди двенадцати оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-ро­зыскную деятельность системы МВД России, перечисленных в приказе №608 специального подразделения по профилакти­ки преступлений нет. На сегодняшний день, данную функцию выполняют структурные подразделения в системе конкретных оперативных подразделений органов внутренних дел или отдельные оперативные сотрудники на местах. По нашему мнению, перечень таких субъектов необходимо закрепить от­дельным нормативным правовым актом и не ограничиваться отдельными фразами в положении, регламентирующим дея­тельность того или иного субъекта оперативно-розыскной де­ятельности.

Возвращаясь к вопросу несовершенства учетно-регистра­ционной дисциплины, необходимо отметить, что профилак­тика в рассматриваемом аспекте отражается количеством выявленных и раскрытых преступлений. В свою очередь, про­филактические мероприятия не ограничиваются выявлением и раскрытием преступлений. С помощью них можно устано­вить широкий круг вопросов, связанных с пресечением пре­ступлений, розыском лиц, предупреждением преступлений, получением информации для оперативных нужд и т.д.

По нашему мнению необходимо разработать систему уче­та профилактических мероприятий и предусмотреть систему их оценки. Как и любая другая деятельность, профилактика должна оцениваться с точки зрения ее эффективности. Что ка­сается вопросов взаимодействия оперативных подразделений

ОВД с иными подразделениями (службами) системы МВД и иными государственными органами в вопросах профилакти­ки, то такие мероприятия, как правило, проводятся по зара­нее спланированным отдельным планам. Их результативность оценивается с точки зрения достижения поставленных целей, однако не всегда попадает в статистику как положительный аспект работы оперативных подразделений.

Следующий важный вопрос состоит в том, что оператив­но-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно посредством оперативно-розыскных мероприятий. Следова­тельно, оперативно-розыскную профилактику так же необхо­димо выполнять с помощью ОРМ, большая часть которых осу­ществляется негласно для решения как общих, так и частных задач оперативно-розыскной деятельности. Результативных таких ОРМ, направленных на профилактику преступлений так же не отражаются в общей статистике, так как они направ­лены на решение, как правило, частных специфических задач, присущих только оперативно-розыскной деятельности.

Для более эффективного применения мер профилакти­ки, по нашему мнению, требуется внести изменения в нор­мативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности, в том числе ограниченного доступа.

Подводя итог необходимо отметить, что оперативно-ро­зыскная профилактика ОВД занимает важное место в системе профилактики Российской Федерации. Круг задач, которые можно решить с помощью профилактических мероприятий, достаточно объемен, а современной системы учета эффектив­ности такой деятельности до настоящего времени не вырабо­тано. Сложившаяся система учета мер оперативно-розыскной профилактики ОВД не мотивирует сотрудников на их приме­нение и снижает их эффективность.

ЕФИМКИН Максим Сергеевич
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя



Рекомендуем почитать криминалистику

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.