Эффективное взаимодействие общественных структур и власти является залогом успешного функционирования России в условиях либерализации, повышения демократии, а также открытости органов власти.
Данный вопрос имеет особенную актуальность на уровне местного самоуправления, поскольку это наиболее приближенный к населению уровень публичной власти, а в рамках муниципалитетов решаются повседневные проблемы граждан. Отмечается, что местное самоуправление представляет собой связующее звено между государством и гражданским обществом. В свою очередь, важнейшим условием эффективного развития местного самоуправления является его взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества. Нельзя не отметить тесную связь местного самоуправления и гражданского общества, что влечет за собой необходимость совершенствования правовых механизмов взаимодействия между их институтами и элементами.
Ранее мы уже отмечали, что большое значение приобретает развитие взаимодействия местного самоуправления как уровня публичной власти и общественных объединений как одного из базовых элементов гражданского общества. Объединения граждан являются важнейшим элементом гражданского общества, формой вовлечения населения страны в активную политическую, экономическую и социально-культурную деятельность, а также выступают связующим элементом между государством и личностью. Общественные объединения, как правило, осуществляют свою деятельность в социально значимых сферах и, по сути, решают в своей повседневной работе задачи, которые взаимосвязаны с предметом деятельности муниципальных органов власти - вопросами местного значения.
Нельзя не отметить тот факт, что правовое регулирование вопросов взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений является в настоящее время разрозненным и хаотичным, отсутствует системность и иерархичность в регулировании механизма такого взаимодействия. На наш взгляд, это связано с отсутствием на уровне Конституции Российской Федерации нормы права, наделяющей объединения граждан правом участвовать в осуществлении местного самоуправления посредством правового взаимодействия с органами муниципальной власти в рамках решения вопросов местного значения.
Анализируя текст действующей отечественной Конституции, уже в первой статье можно найти одну из правовых основ функционирования в России местного самоуправления и общественных объединений, а также их взаимодействия - указание на демократический характер нашего государства. И местное самоуправление как уровень публичной власти, и общественные объединения как институт гражданского общества представляют собой проявления демократических начал в обществе и государстве.
В части 2 статьи 3 Конституции РФ указано, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Содержание данной конституционной нормы позволяет сделать вывод о возможности народа участвовать в осуществлении местного самоуправления путем прямого волеизъявления или посредством народного представительства.
Статья 12 Основного закона РФ закрепляет в отечественном законодательстве принцип местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий и независимость от органов государственной власти. Указанная норма имеет существенное значение для всего правового регулирования местного самоуправления.
Более детальному регулированию вопросов местного самоуправления посвящена также глава 8 Конституции Российской Федерации. Статья 130 закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Однако отсутствие конкретного нормативного указания в Конституции РФ на допустимость участия местных общественных объединений в осуществлении местного самоуправления и взаимодействия с органами местного самоуправления создает правовую неопределенность в регулировании данных вопросов, а также замедляет развитие федерального и регионального законодательства в части закрепления конкретных форм и механизмов взаимодействия между органами муниципальной власти и общественными объединениями.
Данный пробел в праве может быть решен путем внесения соответствующих дополнений в часть 2 статьи 130 Конституции РФ и изложения ее в следующей редакции: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местные общественные объединения вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления путем взаимодействия с органами местного самоуправления в рамках установленных законом форм».
Восполнение обозначенного конституционного пробела будет способствовать формированию и закреплению в нормативных правовых актах разного уровня эффективного и качественного механизма взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений.
В свою очередь в литературе неоднократно подчеркивалась недостаточная регламентация в Конституции РФ вопросов взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества. Например, В. В. Гриб в одной из своих работ предлагал в перспективе при принятии новой Конституции Российской Федерации включить в нее статью «Взаимодействие государства и гражданского общества», регулирующую основные формы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества. Ю. С. Яичникова отмечала целесообразность дополнения отечественного Основного закона нормой о возможности контроля населения за деятельностью муниципальных органов власти. Д.С. Михеев предлагал закрепить в Конституции Российской Федерации принцип гласности местного самоуправления, а также возможность населения муниципального образования по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Анализ положений Конституции РФ, а также правовой литературы свидетельствует о безусловной актуальности исследования конституционно-правовых аспектов взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти. Однако не все институты гражданского общества являются эффективными в процессе участия в решении вопросов местного значения и отражении интересов местного населения. Особую роль здесь должны играть именно общественные объединения как один из самых распространенных и базовых институтов муниципального гражданского общества. Прочное взаимодействие общественных объединений и органов местного самоуправления невозможно без качественного правового регулирования. Полагаем, что основой такого регулирования должна стать норма права, закрепленная в Конституции РФ и предоставляющая общественным объединениям право участвовать в осуществлении местного самоуправления посредством законодательно закрепленных форм.
Подводя итог настоящему исследованию, отметим, что отечественная Конституция в целом заложила основы для последующего развития законодательства о местном самоуправлении, общественных объединениях, а также закрепила основные постулаты, на которых базируется механизм взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления. Однако для конкретизации конституционных положений автором предложены коррективы содержания Конституции, направленные на устранение двусмысленности и неопределенности в регулировании взаимодействия местных общественных объединений с органами муниципальной власти.
Обозначенные дополнения Основного закона Российской Федерации послужат мощным толчком в совершенствовании федерального, регионального и муниципального правового регулирования рассматриваемых отношений, что, в конечном счете, отразится на развитии отечественного гражданского общества и повышении уровня демократии в процессе осуществления публичной власти.
ГОРНЕВ Роман Вадимович
аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, начальник юридического отдела ООО «Марийская Теплосетевая Компания», член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»