Конституционно-правовое регулирование взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления: проблемы и перспективы развития

Эффективное взаимодействие общественных структур и власти является залогом успешного функционирования Рос­сии в условиях либерализации, повышения демократии, а также открытости органов власти.

Данный вопрос имеет осо­бенную актуальность на уровне местного самоуправления, по­скольку это наиболее приближенный к населению уровень публичной власти, а в рамках муниципалитетов решаются повседневные проблемы граждан. Отмечается, что местное самоуправление представляет собой связующее звено между государством и гражданским обществом. В свою очередь, важнейшим условием эффективного развития местного са­моуправления является его взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества. Нельзя не отметить тесную связь местного самоуправления и гражданского обще­ства, что влечет за собой необходимость совершенствования правовых механизмов взаимодействия между их институтами и элементами.

Ранее мы уже отмечали, что большое значение приобре­тает развитие взаимодействия местного самоуправления как уровня публичной власти и общественных объединений как одного из базовых элементов гражданского общества. Объ­единения граждан являются важнейшим элементом гражданского общества, формой вовлечения населения страны в актив­ную политическую, экономическую и социально-культурную деятельность, а также выступают связующим элементом между государством и личностью. Общественные объедине­ния, как правило, осуществляют свою деятельность в социаль­но значимых сферах и, по сути, решают в своей повседневной работе задачи, которые взаимосвязаны с предметом деятель­ности муниципальных органов власти - вопросами местного значения.

Нельзя не отметить тот факт, что правовое регулирование вопросов взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений является в настоящее время раз­розненным и хаотичным, отсутствует системность и иерархич­ность в регулировании механизма такого взаимодействия. На наш взгляд, это связано с отсутствием на уровне Конституции Российской Федерации нормы права, наделяющей объеди­нения граждан правом участвовать в осуществлении местно­го самоуправления посредством правового взаимодействия с органами муниципальной власти в рамках решения вопросов местного значения.

Анализируя текст действующей отечественной Консти­туции, уже в первой статье можно найти одну из правовых основ функционирования в России местного самоуправления и общественных объединений, а также их взаимодействия - указание на демократический характер нашего государства. И местное самоуправление как уровень публичной власти, и общественные объединения как институт гражданского обще­ства представляют собой проявления демократических начал в обществе и государстве.

В части 2 статьи 3 Конституции РФ указано, что народ осу­ществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Содержание данной конституционной нормы позволяет сде­лать вывод о возможности народа участвовать в осуществле­нии местного самоуправления путем прямого волеизъявле­ния или посредством народного представительства.

Статья 12 Основного закона РФ закрепляет в отечествен­ном законодательстве принцип местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий и независи­мость от органов государственной власти. Указанная норма имеет существенное значение для всего правового регулирова­ния местного самоуправления.

Более детальному регулированию вопросов местного самоуправления посвящена также глава 8 Конституции Рос­сийской Федерации. Статья 130 закрепляет, что местное само­управление в Российской Федерации обеспечивает самосто­ятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявле­ния, через выборные и другие органы местного самоуправле­ния.

Однако отсутствие конкретного нормативного указания в Конституции РФ на допустимость участия местных обще­ственных объединений в осуществлении местного самоуправ­ления и взаимодействия с органами местного самоуправления создает правовую неопределенность в регулировании данных вопросов, а также замедляет развитие федерального и регио­нального законодательства в части закрепления конкретных форм и механизмов взаимодействия между органами муни­ципальной власти и общественными объединениями.

Данный пробел в праве может быть решен путем внесе­ния соответствующих дополнений в часть 2 статьи 130 Консти­туции РФ и изложения ее в следующей редакции: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референ­дума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Мест­ные общественные объединения вправе участвовать в осущест­влении местного самоуправления путем взаимодействия с органами местного самоуправления в рамках установленных законом форм».

Восполнение обозначенного конституционного пробела будет способствовать формированию и закреплению в норма­тивных правовых актах разного уровня эффективного и каче­ственного механизма взаимодействия органов местного само­управления и общественных объединений.

В свою очередь в литературе неоднократно подчеркива­лась недостаточная регламентация в Конституции РФ вопро­сов взаимодействия органов власти и институтов граждан­ского общества. Например, В. В. Гриб в одной из своих работ предлагал в перспективе при принятии новой Конституции Российской Федерации включить в нее статью «Взаимодей­ствие государства и гражданского общества», регулирующую основные формы и механизмы взаимодействия органов госу­дарственной власти и институтов гражданского общества. Ю. С. Яичникова отмечала целесообразность дополнения отече­ственного Основного закона нормой о возможности контроля населения за деятельностью муниципальных органов власти. Д.С. Михеев предлагал закрепить в Конституции Российской Федерации принцип гласности местного самоуправления, а также возможность населения муниципального образования по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Анализ положений Конституции РФ, а также правовой литературы свидетельствует о безусловной актуальности ис­следования конституционно-правовых аспектов взаимодей­ствия институтов гражданского общества и органов власти. Однако не все институты гражданского общества являются эф­фективными в процессе участия в решении вопросов местного значения и отражении интересов местного населения. Особую роль здесь должны играть именно общественные объедине­ния как один из самых распространенных и базовых инсти­тутов муниципального гражданского общества. Прочное вза­имодействие общественных объединений и органов местного самоуправления невозможно без качественного правового регулирования. Полагаем, что основой такого регулирования должна стать норма права, закрепленная в Конституции РФ и предоставляющая общественным объединениям право уча­ствовать в осуществлении местного самоуправления посред­ством законодательно закрепленных форм.

Подводя итог настоящему исследованию, отметим, что отечественная Конституция в целом заложила основы для последующего развития законодательства о местном само­управлении, общественных объединениях, а также закрепила основные постулаты, на которых базируется механизм взаимо­действия общественных объединений и органов местного са­моуправления. Однако для конкретизации конституционных положений автором предложены коррективы содержания Конституции, направленные на устранение двусмысленности и неопределенности в регулировании взаимодействия мест­ных общественных объединений с органами муниципальной власти.

Обозначенные дополнения Основного закона Российской Федерации послужат мощным толчком в совершенствовании федерального, регионального и муниципального правового регулирования рассматриваемых отношений, что, в конечном счете, отразится на развитии отечественного гражданского об­щества и повышении уровня демократии в процессе осущест­вления публичной власти.

ГОРНЕВ Роман Вадимович
аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, начальник юридического отдела ООО «Марийская Теплосетевая Компания», член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»



Рекомендуем почитать конституционное право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.