Реализация Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является важнейшей составной частью государственной политики в отношении соотечественников и миграционной политики Российской Федерации в целом.
Данный тезис находит свое выражение в положениях Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, где среди основных задач выделяется создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан, а также содействие их адаптации и интеграции.
В соответствии с российским законодательством соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
На эту категорию лиц и направлены основные системные усилия государства по адаптации и интеграции в принимающее сообщество, включающие получение возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения. И это не случайно, так как воспитанные в традициях российской культуры и владеющие русским языком соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и интеграции в принимающее сообщество.
Итоги, проблемы и перспективы реализации государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на примере Саратовской области)
Кроме того, реализация Государственной программы переселения соотечественников уже давно и прочно заняла свое место в системе мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации в России и ее регионах.
Все вышесказанное прямо применимо к Саратовской области, где Государственная программа переселения реализуется с июня 2010 года и в настоящее время в регионе действует уже третья ее модель.
Основной целью региональной программы является не только стимулирование процесса добровольного переселения в Саратовскую область соотечественников на основе создания на территории области необходимых условий для их проживания и трудоустройства с целью улучшения демографической ситуации, но и обеспечение возрастающих потребностей экономики региона в притоке квалифицированных кадров. Постановка данной цели предполагает увеличение миграционного притока населения; сокращение дефицита трудовых ресурсов; увеличение доли молодежи среди прибывающих соотечественников; закрепление переселенцев в Саратовской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции; организация информационного сопровождения процесса переселения соотечественников.
Следует отметить, что на текущий момент намеченные цели нашим регионом достигнуты. Так, с 2010 года в область въехало более 13 тысяч участников программы и членов их семей. Это - молодые (средний возраст 32 года) экономически активные люди, с высшим и средним специальным или техническим образованием (более 80%), опытом работы, уважающие нашу культуру и традиции. 89% из них - русские, украинцы, белорусы; 5% - татары; 6% - армяне, казахи, корейцы, узбеки и другие.
В связи с высокой эффективностью реализации Государственной программы, область первой из регионов России инициировала разработку и принятие новой программы переселения, которая была одобрена Правительством России и утверждена на областном уровне 26 июля 2013 г.
Считаем, что миграционная привлекательность нашего региона для соотечественников объясняется рядом факторов:
Во-первых, территорией вселения соотечественников является вся Саратовская область.
Во-вторых, участники Государственной программы имеют возможность выбрать для трудоустройства все вакансии (более 20 тыс.), имеющиеся в банке данных территорий вселения, на момент их прибытия в регион.
В-третьих, немаловажен тот факт, что в последние годы в Саратовской области отмечается самая низкая в ПФО стоимость минимального набора потребительской корзины. Так, например, в начале текущего года стоимость минимального набора продуктов в Саратовской области составляла 2997 руб., в Приволжском федеральном округе - 3420 руб., в целом по Российской Федерации - 3827 руб.
Кроме того, привлекательность региона характеризуется и большим количеством ВУЗов, находящихся в областном центре и широко привлекающих иностранных студентов. Так, по данным УФМС России по Саратовской области на миграционный учет по состоянию на 01.01.2016 г. было поставлено более 6500 иностранных граждан, прибывших с целью учебы.
В действующей сегодня редакции региональной программы переселения соотечественников, рассчитанной на 2016-2020 гг. заявлена достаточно высокая планка: принимать ежегодно до 2500 соотечественников и тем самым компенсировать года естественной убыли населения области.
Реализация соответствующей программы Саратовской области в 2013-2015 годах показала, что достижение этих показателей вполне реально.
В 2013-2015 гг. в УФМС России по Саратовской области поступило более 6000 заявлений от соотечественников (на 13,5 тысяч человек, включая членов семьи). Пик заявлений об участии в Программе пришелся на конец 2014 г. в связи с массовым прибытием на территорию региона граждан Украины, в связи с политической обстановкой в экстренном порядке покинувших территорию Украины, получивших временное убежище и размещенных в 58 пунктах временного размещения.
В этот же период в область прибыли 8000 соотечественников, из них, почти 5000 в 2015 году. Таким образом, область продолжает занимать лидирующее место по количеству прибывших соотечественников среди регионов Приволжского федерального округа, участвующих в реализации программы.
Анализ статистических данных, проведенный авторами, показывает, что наибольшее количество участников программы въехало в Саратовскую область из Украины (45%), Казахстана (25%), Узбекистана (23%) и других стран (7%).
Среди прибывших соотечественников 67% находится в трудоспособном возрасте, при этом 64% из них трудоустроено. 27% составляют несовершеннолетние дети, 6% лица пенсионного возраста. Таким образом, средний возраст соотечественников составил - 30 лет.
В собственном жилье обустроились всего 12%, остальные снимают жилье - 80% или проживают в общежитии - 8%. 63% среди соотечественников имеют среднее профессиональное (специальное) и высшее образование.
При этом, только в период 2013-2015 г.г. за счет федерального бюджета соотечественникам было выплачено более 85 млн. руб., включая на выплату единовременного пособия на обустройство, компенсацию транспортных расходов и расходов на уплату государственной пошлины.
Говоря о безусловных положительных результатах реализации Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, следует отметить и возможные негативные риски для принимающего сообщества. Прежде всего, это обособление переселенцев и создание замкнутых этносоциальных групп (землячеств). Данный риск связан с навязыванием своего мировоззрения (устоев, нравов, обычаев.). Это чревато, как минимум, оказанием давления на местное население и, как максимум, ростом преступности в данной местности. Проблема обусловлена тем фактом, что для переселенцев в Саратовскую область территорией расселения определена вся Саратовская область. Переселенцы сами определяют и выбирают место расселения. С одной стороны, это является стимулирующим фактором повышения численности переселившихся в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом. С другой стороны, чрезмерное сокращение дефицита трудовых ресурсов в отдельных местностях Саратовской области приводит к росту безработицы среди местных жителей. Это также довольно часто сопровождается проблемой предоставления переселенцам лучших условий и социальных гарантий по сравнению с коренными жителями региона. Еще одним риском, связанным с реализацией данной программы является рост конкуренции на рынке труда и, как следствие - вытеснение с рынка труда местного населения. Итог тот же - рост уровня безработных граждан среди местного населения и формирование негативного отношения к мигрантам.
В этой связи нельзя недооценивать эффективность конструктивного взаимодействия государственных органов, реализующих программу переселения соотечественников с институтами гражданского общества и средствами массовой информации по разъяснению целей и задач программы среди местного населения для формирования толерантного отношения к соотечественникам.
Для эффективной реализации программы, на наш взгляд, следует внести изменение в следующую редакцию программы относительно разумного распределения въезжающих по территории Саратовской области, с определением приоритетов расселения в места с реализацией инновационных проектов и реальным дефицитом трудовых ресурсов. Кроме того, с позиции авторов, важно обеспечить на местах механизм создания одинаковых условий и требований для въезжающих и местных жителей, как при оказании содействия в прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, в том числе в другой местности Саратовской области, так и при трудоустройстве. Полагаем, что реализация предложенных мероприятий повысит эффективность реализации Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на территории Саратовской области.
ГУРЬЕВ Вячеслав Владимирович
кандидат экономических наук, первый заместитель директора Поволжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове
ЗЕЛЕПУКИН Алексей Анатольевич
кандидат юридических наук, заместитель директора Поволжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове