Государственная программа оказания содействию добровольному переселению соотечественников проживающих за рубежом

Реализация Государственной программы оказания содей­ствия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является важ­нейшей составной частью государственной политики в отно­шении соотечественников и миграционной политики Россий­ской Федерации в целом.

Данный тезис находит свое выражение в положениях Концепции государственной миграционной политики Рос­сийской Федерации, где среди основных задач выделяется создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественни­ков, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных кате­горий иностранных граждан, а также содействие их адаптации и интеграции.

В соответствии с российским законодательством соотече­ственниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относя­щиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие граж­данство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Рос­сийской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

На эту категорию лиц и направлены основные систем­ные усилия государства по адаптации и интеграции в при­нимающее сообщество, включающие получение возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего прожи­вания, работы, обучения с учетом социально-экономиче­ского положения субъектов Российской Федерации, объ­емов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения. И это не случайно, так как воспитанные в традициях российской культуры и вла­деющие русским языком соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и интеграции в принимающее сообщество.

Итоги, проблемы и перспективы реализации государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на примере Саратовской области)

Кроме того, реализация Государственной программы пе­реселения соотечественников уже давно и прочно заняла свое место в системе мер, направленных на стабилизацию демогра­фической ситуации в России и ее регионах.

Все вышесказанное прямо применимо к Саратовской об­ласти, где Государственная программа переселения реализу­ется с июня 2010 года и в настоящее время в регионе действует уже третья ее модель.

Основной целью региональной программы является не только стимулирование процесса добровольного переселения в Саратовскую область соотечественников на основе создания на территории области необходимых условий для их прожи­вания и трудоустройства с целью улучшения демографиче­ской ситуации, но и обеспечение возрастающих потребностей экономики региона в притоке квалифицированных кадров. Постановка данной цели предполагает увеличение миграци­онного притока населения; сокращение дефицита трудовых ресурсов; увеличение доли молодежи среди прибывающих соотечественников; закрепление переселенцев в Саратовской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции; организация информационного сопровождения процесса переселения соотечественников.

Следует отметить, что на текущий момент намеченные цели нашим регионом достигнуты. Так, с 2010 года в область въехало более 13 тысяч участников программы и членов их се­мей. Это - молодые (средний возраст 32 года) экономически активные люди, с высшим и средним специальным или тех­ническим образованием (более 80%), опытом работы, уважа­ющие нашу культуру и традиции. 89% из них - русские, укра­инцы, белорусы; 5% - татары; 6% - армяне, казахи, корейцы, узбеки и другие.

В связи с высокой эффективностью реализации Госу­дарственной программы, область первой из регионов России инициировала разработку и принятие новой программы пе­реселения, которая была одобрена Правительством России и утверждена на областном уровне 26 июля 2013 г.

Считаем, что миграционная привлекательность нашего региона для соотечественников объясняется рядом факторов:

Во-первых, территорией вселения соотечественников яв­ляется вся Саратовская область.

Во-вторых, участники Государственной программы име­ют возможность выбрать для трудоустройства все вакансии (более 20 тыс.), имеющиеся в банке данных территорий вселе­ния, на момент их прибытия в регион.

В-третьих, немаловажен тот факт, что в последние годы в Саратовской области отмечается самая низкая в ПФО стои­мость минимального набора потребительской корзины. Так, например, в начале текущего года стоимость минимального набора продуктов в Саратовской области составляла 2997 руб., в Приволжском федеральном округе - 3420 руб., в целом по Российской Федерации - 3827 руб.

Кроме того, привлекательность региона характеризуется и большим количеством ВУЗов, находящихся в областном цен­тре и широко привлекающих иностранных студентов. Так, по данным УФМС России по Саратовской области на миграцион­ный учет по состоянию на 01.01.2016 г. было поставлено более 6500 иностранных граждан, прибывших с целью учебы.

В действующей сегодня редакции региональной про­граммы переселения соотечественников, рассчитанной на 2016-2020 гг. заявлена достаточно высокая планка: принимать ежегодно до 2500 соотечественников и тем самым компенсиро­вать года естественной убыли населения области.

Реализация соответствующей программы Саратовской области в 2013-2015 годах показала, что достижение этих по­казателей вполне реально.

В 2013-2015 гг. в УФМС России по Саратовской области поступило более 6000 заявлений от соотечественников (на 13,5 тысяч человек, включая членов семьи). Пик заявлений об уча­стии в Программе пришелся на конец 2014 г. в связи с массо­вым прибытием на территорию региона граждан Украины, в связи с политической обстановкой в экстренном порядке по­кинувших территорию Украины, получивших временное убе­жище и размещенных в 58 пунктах временного размещения.

В этот же период в область прибыли 8000 соотечествен­ников, из них, почти 5000 в 2015 году. Таким образом, область продолжает занимать лидирующее место по количеству при­бывших соотечественников среди регионов Приволжского фе­дерального округа, участвующих в реализации программы.

Анализ статистических данных, проведенный авторами, показывает, что наибольшее количество участников програм­мы въехало в Саратовскую область из Украины (45%), Казах­стана (25%), Узбекистана (23%) и других стран (7%).

Среди прибывших соотечественников 67% находится в трудоспособном возрасте, при этом 64% из них трудоустрое­но. 27% составляют несовершеннолетние дети, 6% лица пен­сионного возраста. Таким образом, средний возраст соотече­ственников составил - 30 лет.

В собственном жилье обустроились всего 12%, остальные снимают жилье - 80% или проживают в общежитии - 8%. 63% среди соотечественников имеют среднее профессиональное (специальное) и высшее образование.

При этом, только в период 2013-2015 г.г. за счет федераль­ного бюджета соотечественникам было выплачено более 85 млн. руб., включая на выплату единовременного пособия на обустройство, компенсацию транспортных расходов и расхо­дов на уплату государственной пошлины.

Говоря о безусловных положительных результатах реа­лизации Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соот­ечественников, проживающих за рубежом, следует отметить и возможные негативные риски для принимающего сообще­ства. Прежде всего, это обособление переселенцев и создание замкнутых этносоциальных групп (землячеств). Данный риск связан с навязыванием своего мировоззрения (устоев, нравов, обычаев.). Это чревато, как минимум, оказанием давления на местное население и, как максимум, ростом преступности в данной местности. Проблема обусловлена тем фактом, что для переселенцев в Саратовскую область территорией расселения определена вся Саратовская область. Переселенцы сами опре­деляют и выбирают место расселения. С одной стороны, это является стимулирующим фактором повышения численности переселившихся в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом. С другой стороны, чрезмерное сокращение дефицита трудовых ресурсов в отдельных мест­ностях Саратовской области приводит к росту безработицы среди местных жителей. Это также довольно часто сопрово­ждается проблемой предоставления переселенцам лучших условий и социальных гарантий по сравнению с коренными жителями региона. Еще одним риском, связанным с реализа­цией данной программы является рост конкуренции на рынке труда и, как следствие - вытеснение с рынка труда местного населения. Итог тот же - рост уровня безработных граждан среди местного населения и формирование негативного отно­шения к мигрантам.

В этой связи нельзя недооценивать эффективность кон­структивного взаимодействия государственных органов, ре­ализующих программу переселения соотечественников с институтами гражданского общества и средствами массовой информации по разъяснению целей и задач программы среди местного населения для формирования толерантного отноше­ния к соотечественникам.

Для эффективной реализации программы, на наш взгляд, следует внести изменение в следующую редакцию программы относительно разумного распределения въезжающих по тер­ритории Саратовской области, с определением приоритетов расселения в места с реализацией инновационных проектов и реальным дефицитом трудовых ресурсов. Кроме того, с пози­ции авторов, важно обеспечить на местах механизм создания одинаковых условий и требований для въезжающих и мест­ных жителей, как при оказании содействия в прохождении профессионального обучения или получении дополнительно­го профессионального образования, в том числе в другой мест­ности Саратовской области, так и при трудоустройстве. Пола­гаем, что реализация предложенных мероприятий повысит эффективность реализации Государственной программы ока­зания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на территории Саратовской области.

ГУРЬЕВ Вячеслав Владимирович
кандидат экономических наук, первый заместитель директора Поволжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове

ЗЕЛЕПУКИН Алексей Анатольевич
кандидат юридических наук, заместитель директора Поволжского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Саратове



Рекомендуем почитать конституционное право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.