Правовое регулирование трудовой миграции в России

Исторический опыт правового регулирования мигра­ционных процессов на современном этапе дает возможность Российской Федерации выработать наиболее эффективный гуманистический подход к решению политических, эконо­мических и социальных аспектов трудовой и вынужденной миграции.

В настоящее время трудовые и социальные иммигра­ционные и эмиграционные процессы носят глобальный всеобъемлющий характер, затрагивающий как страны Ев­ропы, так и территории других континентов, объединяя их потоками людей, меняющих свое привычное существова­ние. Политические, социальные, религиозные, этнические причины толкают десятки и сотни тысяч людей менять привычный образ жизни и покидать свои страны. В течение 2015-2016 гг. интенсивный поток беженцев из стран Ближ­него востока и Северной Африки, и в том числе экономиче­ских беженцев, захлестнул Европейский Союз. Изменение миграционной политики наблюдается в США, и получение статуса беженца усложняется в Европейском Союзе. Наша страна также затронута мировыми экономическими и по­литическими процессами миграции.

Специфика миграционных процессов отражает ряд факторов. По способу организации трудовая миграция де­лится на организованную (осуществляемую при участии государственных или общественных органов) и неоргани­зованную (индивидуальную, коллективную), которая реа­лизуется силами и на средства самих трудящихся-мигрантов.

По причинам, побудившим людей к формированию и реализации миграционных намерений, трудовую ми­грацию необходимо подразделять на добровольную и вы­нужденную; с учетом современного состояния геополити­ческого пространства - международную, региональную и приграничную. Необходимо отметить, что международная трудовая миграция может иметь несколько разновидностей. Типы миграции зависят от характера и причин переезда. Наиболее экономически развитые страны, обычно, прово­дят продуманное регулирование миграционных процессов, чтобы контролировать поток и оборот иностранцев в стране. Принимаемые меры также влияют на виды миграции рабочей силы, упрощая или усложняя условия переезда иностранцев.

Основными видами трудовой миграции сегодня можно назвать:

Безвозвратную. Сюда можно отнести мигрантов, которые уехали за границу не только на заработки, но и с целью посто­янного проживания.

Временную. В эту группу входят лица, которые живут и работают за рубежом по трудовому контакту. Длительность договора, обычно, составляет от 1 года до 5, после чего работ­ник может продлить договор или вернуться на родину.

Периодичную. Данный вид можно назвать одним из са­мых распространенных. Международная миграция трудовых ресурсов, при которой лица работают в период от нескольких месяцев до года и заняты в сфере услуг, сельском хозяйстве и других отраслях, связанных с изменением времени года.

Маятниковую. Это вид доступен жителям приграничных областей и районов. Люди ежедневно пересекают государ­ственные пределы с целью проведения коммерческой деятель­ности или работы на соседней территории.

Нелегальную. Нередко лица въезжают на территорию другого государства с целью туризма или посещения род­ственников, но остаются в стране на более длительный срок, чем позволяет въездной документ. Во всех странах мира госу­дарственное регулирование направлено на искоренение тру­довых нелегалов.

«Утечку мозгов». Этим термином характеризуется между­народная миграция трудовых ресурсов, при которой из стра­ны выезжают квалифицированные кадры и ценные специ­алисты, творческие и научные деятели (режиссеры, писатели, актеры, инженеры, ученые и т. д.). В России массовая мигра­ция лучших умов была отмечена в период с 2000 по 2004 годы.

Начиная с 2015 г. поток беженцев из региона ближнего Востока, Северной Африки и Афганистана в развитые страны Европы принял совершенно массовый характер, что несомнен­но повлекло за собой изменение в законодательстве, экономи­ческой и социальной сферах Стран Европейского Союза.

Сегодня миграция труда в мире продолжает развиваться по классическому направлению, хотя в последнее время отме­чаются новые тенденции, связанные с международными кон­фликтами 2011, 2013, 2015 - 2016 гг.

С исторической точки зрения иммиграционные и эми­грационные процессы в России и СССР проходили и в преды­дущие периоды. Следует обратить внимание на период 20-30х гг. в истории промышленного развития СССР, когда из стран, находившихся в тяжелом периоде экономического спада, на строительство новых индустриальных гигантов прибывали высококвалифицированные кадры по трудовым срочным кон­трактам из стран Европы и Америки. Источники сообщают о тысячах иностранных рабочих инженеров, экономистов, при­бывших в СССР в качестве трудовых мигрантов. Иммигра­ция в СССР из стран Западной Европы и США достигла наи­более масштабов в годы I-ой пятилетки. Летом 1930г. на XVI съезде ВКП (б) было принято решение о расширении прак­тики посылки за границу советских рабочих и специалистов и приглашения в СССР иностранных инженеров, мастеров и квалифицированных рабочих. В рамках движения междуна­родной пролетарской солидарности развернулась кампания в поддержку социального строительства в СССР. Иностранные специалисты в качестве экспертов, консультантов и т. п. уча­ствовали в проектировании и реализации практически всех крупнейших строек первой пятилетки. Большинство приеха­ло из Германии и США, в этих странах закупалась и основная часть импортной техники. В СССР в 1932—33 гг. находилось примерно 20 тыс. специалистов и рабочих из индустриальных стран Запада (вместе с членами семей — 35-40 тыс.). Это были главным образом немцы, граждане США, а также чехи, фин­ны, итальянцы, французы, испанцы, шведы. В Сибири ино­странные специалисты трудились на предприятиях угольной промышленности (Кузбасс, Черембасс), горно- и золотодобы­вающей промышленности, на Кузнецкстрое и Сибкомбайне, в проектных организациях (Шахтстрой), в некоторых научных учреждениях и т. д. По данным Сибкрайсовнархоза, в конце июля 1930 в Сибирском крае работало 72 иностранных специ­алиста (большинство — из Германии, часть — из США). На 1 декабря 1932 в Западно-Сибирском крае, преимущественно в районах Кузбасса, насчитывалось 330 иностранных специали­стов и 1 050 рабочих (с членами семей — 2 880 человек).

В СССР в 80-е годы были заключены международные со­глашения с КРН, КНДР, Кубой и СРВ соглашения о привле­чении на длительной основе трудовых мигрантов в органи­зованном порядке. Довольно подробно регламентировалось прибытие в СССР и труд граждан Вьетнама в Соглашении между Правительством СССР и Правительством Социалисти­ческой республики Вьетнам о направлении и приеме вьетнам­ских граждан н на профессиональное обучение и работу на предприятиях и организациях СССР (заключено в г. Москве 02.03.1981 г.).

В свою очередь, Советский Союз принимал у себя опреде­ленное количество трудящихся мигрантов в рамках программ СЭВ по контрактам с иностранными фирмами. В начале 1990 г. в СССР работало около 200 тыс. граждан из социалистических стран (в том числе из Вьетнама около 82 тыс., из Румынии — 53 тыс., из Болгарии — 37 тыс., из КНДР — 20 тыс., из ГДР — 14,7 тыс., из Польши — 13,5 тыс., из Венгрии — 4,1 тыс., из Кубы — 0,8 тыс.). При этом в РСФСР работало около 100 тыс. ино­странных граждан.      Отраслевое распределение работни­

ков из социалистических стран было следующим: в строитель­стве нефти и газопроводов — 45,5 тыс. человек (из Болгарии, ГДР, Венгрии), в лесной промышленности — 34,2 тыс. человек (КНДР, Болгария), в легкой промышленности — более 20 тыс. (Вьетнам). Фактически это была форма использования трудо­вых ресурсов других стран советским правительством на базе международной трудовой миграции, которая, однако, не вхо­дила в международный рынок труда.

С началом перестройки, а затем и распадом СССР ме­няются подходы к трудовой миграции. В 1991 г. был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выез­жать и работать за рубежом. Был принят Закон «О занятости населения в РСФСР» (июль 1991 г.), подписаны указы Прези­дента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (декабрь 1993 г.).

В течение последних более чем двадцати пяти лет на тер­ритории Российской Федерации происходили существенные изменения в развитии правового регулированию положения иммигрантов.

Следует выявить систему уровней правового регулирова­ния положения мигрантов в Российской Федерации.

Международные договоры можно условно разделить на три группы: 1) многосторонние соглашения в рамках СНГ; 2) двусторонние соглашения со странами СНГ; 3) двусторонние договоры со странами т.н. дальнего зарубежья.

Акты Содружества Независимых Государств.

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ в 1995 году приняла региональную Конвенцию (так на­зываемый модельный рекомендательный акт «Миграция тру­довых ресурсов в странах СНГ»), содержащую принципы со­гласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов в рамках СНГ. Решением Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ от 15 сентября 2004 г. утвержден проект Конвенции «О правовом статусе трудящих- ся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ», который уже в нынешнем году планируется внести на рассмо­трение Совета глав правительств СНГ. В Конвенции предпо­лагается определить понятие и виды трудящихся-мигрантов; пределы ограничений в сфере внешней трудовой миграции; основные права и свободы трудящихся-мигрантов и членов их семей; меры государств-участников по обеспечению и гаран­тированию прав трудящихся-мигрантов.

Международные договоры выступают ведущим между­народно-правовым источником в сфере правового регулиро­вания внешней трудовой миграции. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляет приоритет норм международного до­говора над нормами национального права; если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора. Международные договоры остаются единственным источником действующих норм меж­дународного права в области миграции. В-третьих, междуна­родные договоры предоставляют трудящимся-мигрантам, как правило, повышенные трудовые и социальные гарантии, чем действующее в России законодательство о труде.

Важным многосторонним актом по вопросам миграции, принятый в рамках СНГ, является межправительственное Со­глашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и со­циальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.

14 января 1993 г. было заключено Соглашение между Пра­вительством Российской Федерации и Правительством Укра­ины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины работающих за пределами границ своих го­сударств. Подобное соглашение было заключено с Республи­кой Молдова. 19 июля 1994 г. заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Ре­спублики Армения о трудовой деятельности и социальной за­щите граждан России, работающих на территории Республи­ки Армения и граждан Peспублики Армения, работающих на территории Российской Федерации.

28 марта 1996 г. - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Респу­блики о трудовой деятельности и социальной защите трудя­щихся-мигрантов.

Эти соглашения закрепляют принцип применения на­ционального режима к трудящимся-мигрантам из соответ­ствующей страны. Въезд, пребывание и трудовая деятельность работника регулируются законодательством страны трудо­устройства. Трудовая деятельность оформляется трудовым договором. Закрепляется, что работодатель страны трудоу­стройства регистрирует трудовые договоры в учреждениях, определенных уполномоченными органами и что при изме­нении ситуации на национальном рынке труда каждая страна на основе взаимности может вводить ограничения на прием работников из другой страны. Регулируются вопросы возме­щения работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо ино­го повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

В настоящее время заключены и действуют целый ряд международных договоров по вопросам трудовой миграции со странами дальнего зарубежья. В их числе: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правитель­ством Китайской Народной Республики о временной трудо­вой деятельности граждан Российской Федерации в Китай­ской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 3 ноября 2000 г. (да­лее - Соглашение с КНР); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в рамках выполнения договоров под­ряда и взаимном трудоустройстве граждан от 13 февраля 1995 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о принципах трудо­вой деятельности российских граждан на территории Респу­блики Польша и польских граждан на территории России от 15 марта 1994 г.; Соглашение между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан от 29 июня 1999 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о временной трудовой деятельности граждан России и граждан Чешской Республики от 25 июня 1998 г.

Следует отметить особенности восприятия трудовых ми­грантов из стран СНГ до 2014 г., отличавшиеся проявления­ми ксенофобии, которые изменились после присоединения Республики Крым и конфликтов на территории Республики Украина и Республики Сирия.

Процесс распада СССР вызвал совершенно новый ми­грационных процесс из стран - бывших советских республик, характеризующийся политическими, религиозными, нацио­нальными и этническими причинами. Это в свою очередь по­требовало разработки принятия нового законодательства «О гражданстве Российской Федерации».

Однако вызовы современной международной политики, на которые предстоит отвечать нашему государству сегодня, требуют выработки адекватных решений.

Ухудшение ситуации в сфере межнациональных отноше­ний, обострение международной политической обстановки отразилось на развитии правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации.

Основные направления миграционной политики со­держатся в «Концепции государственной миграционной по­литики Российской Федерации на период до 2025 г.» (далее Концепция). По итогам реализации предполагается к 2026 г. обеспечить миграционный приток населения в районы Си­бири и Дальнего Востока. Однако основным испытанием для Концепции выступила проблема беженцев и вынужденных переселенцев, объем которых превысил квоты в некоторых регионах страны, связанных с миграционным потоком из Ре­спублики Украина и региона Донбасса. Для решения в ряде субъектов (Ростовская область, Белгородская, Воронежская, Нижегородская область и др.) увеличилась квота на иностран­ную рабочую силу.

Также для лиц, признанных беженцами с 6 октября 2014 г. подоходный налог снизился с 30% до 13%, поначалу данный фактор обострил конкуренцию за кадры, прибывшие с Укра­ины, особенно профессионально подготовленные, но после­дующий экономический спад сделал данное решение неак­туальным. Следует отметить, что процесс развития отраслей российской экономики, направленных на импортозамещение предоставил возможность трудоустройства категории лиц, признанных беженцами, так и гражданам Республики Укра­ина, получившим разрешение на трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В 2016 - 2017 гг. предо­ставляется право приобрести «бесплатный гектар» на терри­тории Дальневосточного края.

Правительство Российской Федерации предоставило от­чет об успешном решении проблемы с беженцами (всем было предоставлено жилье, социальное обеспечение и прочее) и за­явило, что «если возникнет аналогичная кризисная ситуация, то она будет решена без затруднений». При этом нельзя забы­вать, что интегрировались в российскую социальную систему люди, близкие по культурному и языковому признаку. Тем не менее, решение данной задачи требовало немалых организа­ционных затрат, а в первые полугодие 2014 г. ситуация была чрезвычайно сложная из-за нескоординированных действий представителей власти и отсутствия конкретного нормативно­правового регламента, определяющего порядок действий при развитии таких кризисных ситуаций.

Следует отметить, что ряд экспертов в области миграци­онной политики прогнозируют возникновение миграционно­го кризиса на территории России аналогичного европейскому, в случае ухудшения ситуации на Ближнем Востоке и Цен­тральной Азии. Успешная координация сил международного сообщества, по решению Сирийского кризиса дает надежду на мирное урегулирование противоречий в этой стране, так и в других странах.

С другой стороны, вновь приобрел актуальность вопрос, касающийся вынужденных переселенцев. Программы, создан­ные для оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, стали реализовываться, в том числе были разра­ботаны новые, направленные на более эффективную работу с бывшими соотечественниками, гражданами бывшего СССР, для оказания им помощи в адаптации. Все эти программы окажут положительное влияния на демографическую ситуа­цию в стране (за период с 2014 по 2015 гг. было принято около 800 тысяч человек, в основном бывшие граждане Республики Украина). Хотя, количество трудовых кадров увеличится, ка­чество улучшится несущественно. При этом в середине 2015 г. Росстат Российской Федерации опубликовал на своем сайте обновленный демографический прогноз до 2030 г. Основной момент, на который следует обратить особое внимание — это сокращение населения почти на десять миллионов к 2030 году, которое необходимо, предположительно, заменить иностран­ной рабочей силой, что выглядит на наш взгляд, нереалистич­но, так как на территории страны десять миллионов иностран­ных граждан по данным ФМС на 2015 г. Причем количество мигрантов сокращается в связи с экономическим спадом вну­три страны, им работать стало просто невыгодно.

Опираясь на вышеизложенное можно утверждать следу­ющее:

  1. В целях преодоления кризисной ситуации, аналогич­ной происходящей в Европейском союзе, на наш взгляд не­обходимо принять закон, регламентирующий, деятельность должностных лиц, а также разработать порядок расширения мест по содержанию беженцев, предусмотреть перевод работ­ников Главного управления по вопросам миграции на терри­торию субъекта Федерации, на котором ожидается критиче­ский приток беженцев.
  2. Необходимо произвести изменения в квотах на прием беженцев. Предлагаем сделать квоты не годичными, а квар­тальными, что позволит создать возможность по передачи квот (конкретно их финансирование) из одного региона в дру­гой, в котором наблюдается приток беженцев, выходящий за рамки квот. В случае использования всего объема квартальных квот региону отдается весь объем финансирования за год, и только после берутся средства по финансированию из других регионов.
  3. Необходимо произвести кодификацию миграционного законодательства. В миграционном кодексе решается целый ряд проблем таких как: наличие пробелов и противоречи­вость правовых норм, используемых для воздействия на участ­ников миграционных процессов; зависимость от нормативных правовых актов более низкого уровня; излишне высокий вес подзаконных актов; многие нормы, регламентирующие сход­ные группы общественных отношений «разбросаны» по раз­личным нормативно правовым актам, что затрудняет право­применительную деятельность.

Также в новом миграционном кодексе будет рассмотрен ряд проблем, появившихся в последние несколько лет: регули­рование «критического» объема беженцев; правовое регулирование статуса соотечественника, проживающих за рубежом; законодательное урегулирование вынужденных переселенцев, в связи с последними изменениями в стране.

Таким образом, проанализировав социально-экономи­ческую действительность и миграционное законодательство Российской Федерации, можно прийти к выводу о необхо­димости проведения масштабных работ в области рефор­мирования миграционного законодательства, а именно его кодификации. Благодаря такому виду систематизации зако­нодательства будет решен, на наш взгляд, целый ряд проблем, в частности, устранены пробелы и противоречия, а также сокращен объем нормативно-правовых актов, регламенти­рующих данную сферу за счет исключения «дублирующих», коллизионных норм, что упростит правоприменительную деятельность и облегчит правовое регулирование миграци­онных процессов.

СНЕТКОВ Виталий Николаевич
доктор политических наук, заведующий кафедрой «Теория и история государства и права» Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор

ДОЛГОПОЛОВА Татьяна Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права» Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого



Рекомендуем почитать история государства и права

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.