Нормативно–правовое регулирование благотворительности в России: история и современность

Правовое регулирование благотворительности в Россий­ской империи в дореволюционный период условно можно свести к трем основным направлениям.

Первое направление связано с организацией правового поля для благотворитель­ной деятельности. Несмотря на очевидную преемственность законодательной политики государства, в этот период проис­ходит определенная систематизация различных видов благо­творительности: государственной, общественной и частной.

В дореволюционной России, когда реформы коснулись практически каждой сферы жизни общества, законодатель­ство о благотворительности получило существенное развитие. Так, Свод законов Российской империи содержит 300 статей относительно только дарения с целью благотворительности. Это было связано с начавшимися изменениями во всем строе русской жизни.

Губернские и уездные земские учреждения по делам обще­ственного призрения должны были действовать «в том соста­ве и тем порядком, какие определены Положением о земских учреждениях; правилами этого же Положения определяется отчетность и ответственность сих учреждений по вышеозна­ченным делам». Действовавший на тот момент Устав обще­ственного призрения 1857 года никак не стыковался с принци­пами земского и городского общественного самоуправления. Когда реформы, производимые в структуре государственного управления, начали идти вразрез с устаревшим на тот момент законодательством о благотворительности, на сферу помощи бедным и нуждающимся было обращено должное внимание законодателя. Согласно нормам, закрепленным в «Высочайше утвержденном общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», каждое сельское или волостное об­щество было обязано осуществлять «призрение престарелых, дряхлых и увечных членов общества, не могущих трудом при­обретать пропитание, у которых нет родственников, или же у которых родственники не в состоянии содержать их; призре­ние круглых сирот», для чего предусматривалось образование у бывших помещичьих крестьян особых мирских капиталов.

В конце XIX века благотворительность в России обрела огромные масштабы и уже в 1892 году была создана специ­альная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Необходимо отметить, что особое внимание в своей работе комиссия уделяла обеспечению доступности информации о расходовании денежных средств, обеспечивая, тем самым, от­крытость всей системы движения пожертвований.

Таким образом, сформировался общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явились рост до­верия в обществе к деятельности благотворителей и, как след­ствие, новый, небывалый рост числа жертвователей. Однако наличие жесткого полицейского надзора и контроля снижали темпы развития общественной и частной благотворительной деятельности, сдерживали проявления частной инициативы в сфере благотворительности.

В дореволюционный период в Российской империи были определены важнейшие принципы законодательной регла­ментации помощи бедным. Регулировались вопросы пожерт­вования частных лиц и обществ в пользу благотворительных учреждений, устанавливался порядок передачи средств.

Анализ законодательства Российской империи по обще­ственному призрению позволяет сделать вывод, что в России к началу XX века сформировалась система общественной ор­ганизованной благотворительности, которая имела опреде­ленную законодательную базу. В 1862 году был подвергнут из­менению порядок открытия благотворительных учреждений. По принятому закону уставы создаваемых благотворительных обществ теперь по соглашению с подлежащими ведомствами утверждались Министерством внутренних дел.

Одним из наиболее значимых для правового статуса благотворительных обществ стал Циркуляр хозяйственного департамента Министерства внутренних дел губернаторам от 16 июня 1897 года N 5398 «Примерный устав обществ по­собия бедным». В нем проявилось стремление государства одновременно и поощрять, и контролировать частную благо­творительность, создавать для добровольных обществ такие условия, при которых они не пересекали бы границ филантро­пии. В этот период разрешительный порядок создания благо­творительных обществ был заменен явочно-нормативным по­рядком. Несмотря на то, что благотворительные учреждения имели общественный характер, все они состояли в ведении и надзоре министерств и ведомств: Министерства внутренних дел, Министерства финансов, Министерства юстиции, Ведом­ства православного исповедания.

В целом меценатская деятельность в России была пред­ставлена совместной деятельностью общественных организа­ций и государства, а также пожертвованиями частных лиц. Важным условием работы благотворительных обществ, по­явившихся в начале ХХ века, являлась открытость. Публикуе­мый отчет содержал информацию о целях и задачах организа­ции, размерах доходов, состоянии имущества, количестве лиц, получивших помощь, количестве отказов с указанием причин.

В начале XX века важным правовым документом, регу­лировавшим создание и деятельность благотворительных об­ществ, стали «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года4. Согласно этим Правилам, благотворитель­ное общество характеризовалось как соединение нескольких лиц, которые, не имея задачи получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союз опреде­лялся как соединение двух или нескольких таких обществ. Соз­дание обществ и союзов регламентировалось в явочном поряд­ке, без разрешения властей. Вопросы создания, регистрации и прекращения деятельности обществ поручались губернским и городским присутствиям.

В начале ХХ века основным законодательным актом, ре­гламентирующим деятельность благотворительных организа­ций вплоть до 1917 года, были «Временные правила об обще­ствах и союзах» 1906 года. Утверждение Временных правил вызвало массовое возникновение обществ и союзов. К началу 1912 г. в России, в частности, насчитывалось уже 87 различных мусульманских обществ, из которых 5 были религиозные, 48 благотворительные, 34 культурно-просветительские. Благо­творительные общества действовали практически в каждой гу­бернии Российской империи. Под влиянием происходивших в тот сложный период во внутриполитической жизни России процессов и событий, включая первую российскую револю­цию, набирала обороты организация и деятельность благо­творительных обществ.

Происходило развитие благотворительной деятельно­сти и в различных частях Российской империи. Так, одним из наиболее активных обществ на территории Уфимской Губер­нии на тот момент стало Уфимское мусульманское дамское общество. Рассматривая деятельность этого общества, нужно отметить, что основными направлениями его деятельности являлись содействие образованию женщин, проживающих в губернии и в городе, организация школ для воспитания и образования девочек. В связи с этим, дамское общество бук­вально сразу же приступило к организации женских учебных заведений в городе Уфе. В 1908 г. был открыт приют для 25 башкирских и татарских девочек-сирот из знатных семейств. Вскоре общество открыло в городе библиотеку для женщин. В 1913 г. оно имело 7 учебных заведений, 2 из которых были среднего типа с 440 ученицами и 14 учительницами. В 1912­1913 учебном году завершили полный курс обучения 17 уче­ниц, полностью подготовленных к учительскому труду. Через два года в ведении общества находились 7 школ, где обучались и проходили курс рукоделия 517 учениц.

Уфимское мусульманское дамское общество оказывало огромную поддержку социально незащищенным слоям на­селения, и особую роль в его деятельности играла сама учре­дительница, почетный председатель Марьям Тимирбулатовна Султанова. Эта талантливая и милосердная женщина своей общественной деятельностью оставила яркий след в истории не только Уфы. Имя Марьям Султановой было широко извест­но всему тюркскому и исламскому миру России и зарубежья. Она вложила немало личных средств на содержание приютов для мусульманских и русских девочек-сирот, начальных школ для девочек, нескольких медресе и библиотек. После заверше­ния их обучения она занималась дальнейшим устройством своих воспитанниц.

Таким образом, в ходе исторического развития благо­творительность приобрела полисемантизм своих очертаний, включающий широкий спектр значений от простой подачи милостыни до системы различных государственных и обще­ственных организаций и законов, принятых государством. Краткий экскурс в историю практики благотворительной деятельности показывает, что для сохранения и развития на­ционального, культурного достояния страны государственной поддержки недостаточно. Необходима инициатива самих меценатов. Учет положительного опыта законодательного ре­гулирования меценатской деятельности в дореволюционный период послужил бы хорошим подспорьем в организации благотворительной деятельности в сфере науки, культуры и искусства нашей страны.

К началу XX века в нашей стране сформировались устой­чивые связи общества и государства, где общественность со­вместно с властями формировала и оказывала влияние на государственную политику в области меценатства. Следует со­гласиться с мнением, что благотворительность сегодня верну­ла себе социально-историческую значимость и стала важной составляющей общественных отношений, влияя в большей или меньшей степени на всю социальную сферу.

На сегодняшний день регулирование вопросов благотво­рительности осуществляется на основании принятого в 1995 году Федерального закона «О благотворительной деятельно­сти и благотворительных организациях». Фактически он ре­гулирует деятельность благотворительных организаций. Под­писание Президентом России В. В. Путиным Федерального закона Российской Федерации от 4 ноября 2014 года № 327-ФЗ «О меценатской деятельности» указывает на приверженность нашего государства направлению, заданному мировой прак­тикой. В зарубежных странах развитие меценатской деятель­ности идет по пути смешанного финансирования сферы на­уки, культуры и искусства, предполагая сочетание вовлечения денежных средств частного сектора и государственных субси­дий. В п. 1 статьи 4 выше названного закона дано определе­ние понятия меценатской деятельности. Это деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе, денежных средств или прав владения, пользования, распоряжения иму­ществом и (или) безвозмездное выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направлена на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в об­ласти культуры и искусства. Кроме этого, введены понятия «меценат», «меценатская поддержка», «получатели меценат­ской поддержки». Нововведением также является выделение целей меценатства, заключающихся в поддержке сохранения культурных ценностей и развитии деятельности в сфере куль­туры и образования и искусства.

В Федеральном законе оговаривается целевой характер меценатской деятельности, а также порядок оформления до­говора между меценатом и получателем меценатской под­держки. Кроме этого, одним из основных новшеств, достойных внимания, является установление государственных гарантий и иных мер стимулирования меценатской деятельности. В ста­тье 9 Федерального закона «О меценатской деятельности» ука­зано, что получатели меценатской поддержки имеют право на установление и присуждение наград.

Законодательное регулирование благотворительности - это, бесспорно, важный шаг на пути к созданию комфортных условий для развития меценатской деятельности. Вместе с тем, развитие благотворительности и меценатства ни в коем случае не ставит целью отмену функции государства по социальному обеспечению нуждающихся граждан, а создает дополнитель­ную возможность оказания им помощи.

Многовековые традиции меценатства и филантропии российского государства основываются, главным образом, на нерушимых чувствах, свойственных нашему народу - патрио­тизме, милосердии, сопричастности, нормах морали. Как от­мечает Р. Р. Сулейманова, мотивами, побуждающими людей к благотворительности, являются: мотив следования народной традиции, моральный мотив, мотив сострадания, религиоз­ный мотив, мотив престижа, социального признания, мотив осознания гражданской солидарности и справедливости.

Сегодня в различных регионах России есть люди, вкла­дывающие свою силу, энергию, материальные ресурсы на благо других людей. Это меценаты современной России. Они бесспорно заслуживают поддержки, а их труд - оценки со стороны государства. Так, благотворительную деятельность в

Республике Башкортостан ведут многие предприятия, бизнес­структуры, фонды и просто неравнодушные люди. Широко в республике известна деятельность Благотворительного об­разовательного фонда «Мархамат», что в переводе означает «Милосердие». Им реализуется около десяти различных про­грамм, таких как «Линия сердца», «Центр детского развития», «Круг семьи» и других, направленных на решение проблем полноценного развития детей, включая детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Активные, великодушные люди есть во всех уголках на­шей страны. Одним из тех людей, которая активно занимают­ся благотворительной деятельностью, является Татьяна Арсен­тьевна Чумакова, депутат Думы г. Пятигорска, Генеральный директор клинического санатория «Пятигорский нарзан». Она более 50 лет трудится в сфере услуг и за этот период про­шла все ступени профессионального роста до Генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ма- шук». Клинический санаторий «Пятигорский нарзан», воз­главляемый ею, в настоящее время — одна из лучших здрав­ниц на Кавказских Минеральных Водах. Наряду с профильной деятельностью, большое внимание санаторием уделяется ока­занию помощи социально незащищенным слоям населения, участию в реализации государственной программы по оздо­ровлению льготной категории граждан. За последние пять лет в санатории прошли оздоровление более 4 тыс. человек, 63,7% из них составляют жители Ставропольского края.

Люди, занимающиеся благотворительностью, как пра­вило, высокодуховные. Сострадание, милосердие, любовь и помощь ближнему - проявляются и в повседневной, и в об­щественной работе. Так, Т. А. Чумакова в течение 25 лет явля­ется заместителем председателя женсовета г. Пятигорска. За личный вклад в становление и развитие женского движения в Ставропольском крае она награждена памятной медалью «Со­юза женщин России». На счету совета множество благотвори­тельных акций. По инициативе и материальной поддержке Татьяны Арсентьевны в городе и санатории проходят тради­ционные благотворительные мероприятия: «Рождественская сказка», «День матери», «День пожилого человека», «День се­мьи», «Материнский пирог — солдату», «России важен каж­дый ребёнок». Она ежегодно помогает благотворительному марафону «Большое сердце». С особым вниманием и тепло­той Татьяна Арсентьевна относится к просьбам «Обществен­ного благотворительного церковного фонда». Как отметил ар­хиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, Пятигорск воспитал большую плеяду людей, искренне любящих свое дело и имеющих по настоящему широкую душу и среди них, безусловно, Татьяна Арсентьевна Чумакова.

В 2014 году санаторий внес серьезный вклад в реабилита­цию пострадавших от террористических взрывов в г. Волго­граде. В санатории получили лечение 30 пострадавших. Т. А. Чумакова - активный участник проектов «Социальная карта» и «Во имя мира на Земле», посвященных годовщине Великой Победы. В рамках проекта в период 2015-2016 годов в санато­рии обследовали и получили лечение на льготной основе 151 участник Великой Отечественной Войны и ветеран труда, на что было выделено около трех млн. рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «Машук» одним из первых откликнулось на призыв властей помочь бе­женцам с Украины и приняло на три месяца 18 человек, из них 10 детей, обеспечив их питанием и лечением, израсходовав на эти цели около 2 млн. рублей. Совместно с Горячеводской ка­зачьей общиной Татьяна Арсентьевна организовала сбор и от­правку гуманитарной помощи мирным жителям Донецкой и Луганской областей.

Благотворительность - это состояние ее души. Как отме­чают земляки, для нее нет исключений. Она помогает и детям- сиротам, и ветеранам, и инвалидам, и вдовам сотрудников правоохранительных органов, и социально незащищенным людям[13]. За период с 2011 год и 2015 год ООО «Машук» на бла­готворительную помощь было направлено 22,932 млн. рублей, в том числе, за 2015 года — 7,124 млн. рублей, по март 2016 года — 1,743 млн. рублей. Оценивая деятельность Т. А. Чу­маковой, Дума Ставропольского края выразила ей благодар­ность за оказание материальной помощи Ставропольскому краевому благотворительному фонду «Ветеран». Перечислен­ные денежные средства были направлены на ежегодную бес­платную подписку ветеранам газеты «Ветеран», организацию бесплатных обедов для ветеранов войны, на лечение малоиму­щих граждан; оказание материальной помощи долгожите­лям края, малоимущим гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, клубу пожилых людей «Серебро зимы», общественной организации «Дети войны», школьным музеям и библиотекам; установление памятных мемориальных досок и восстановление могил участников Великой Отечественной войны, именные подарки к годовщине Победы ветеранам Ве­ликой Отечественной войны и вдовам.. .».

Под руководством Т. А. Чумаковой успешно решаются социальные вопросы сотрудников, им предоставляются меди­цинские услуги с 50% скидкой, организовано питание в ресто­ране с оплатой 70% от его стоимости.

Чумакова Т. А. пользуется заслуженным уважением в городе и крае как крупный меценат. За заслуги в развитии здравоохранения, медицинской науки, образования и много­летнюю добросовестную работу Т. А. Чумакова награждена: медалью «Заслуги перед Ставропольским краем», золотой звездой «Герой труда Ставрополья», Почетной грамотой Пре­зидента Российской Федерации.

В Российской Федерации проводится большое количе­ство мероприятий, в ходе которых чествуют тружеников, до­бившихся серьезных результатов в работе. Государство стре­мится в этом ряду поддержать и старания меценатов. Так, с 1996 года проводится Всероссийский конкурс «Женщина - ди­ректор года». Он является одним из старейших предприни­мательских конкурсов. В ноябре 2016 года в Уфе прошел его двадцатый региональный этап. На мероприятии чествовали женщин, которые эффективны как руководители, активно участвуют в реализации социально-экономических программ региона, занимаются общественной работой и благотвори­тельностью. В этом году в конкурсной программе участвовали 12 женщин-предпринимателей, четверо из них из Уфы. «Ме­ценатом года» названа Елена Семенова - президент Городско­го футбольного клуба (г. Стерлитамак).

На федеральном уровне проводится Общенациональная акция «Меценат года», основной целью которой является воз­рождение и развитие традиций меценатства, активизация благотворительной и спонсорской деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций, а также физических лиц в области культуры и искусства на территории Российской Фе­дерации. Лучшие меценаты награждаются Знаком отличия «За благодеяние», дипломами «Меценат года» и благодарно­стями Министерства культуры России за масштабную благо­творительную деятельность по пяти направлениям. Номинан­тами премии в 2016 году стали 11 представителей различных регионов России, их совокупный благотворительный вклад превысил 2 млрд. рублей. Предприниматель из г. Стерли- тамака Рафаэль Мифтахов получил звание «Меценат года» в номинации «Создание культурной инфраструктуры в регио­нах Российской Федерации». Торжественное награждение ла­уреатов Общенациональной премии состоялось на V Санкт- Петербургском международном культурном форуме.

Важность благотворительной деятельности и отношение к ней государства выразилось в учреждении в 2015 году госу­дарственной премии в размере 2,5 млн. рублей, которая будет ежегодно вручаться за выдающиеся достижения в этой обла­сти. В 2016 году в соответствии с Указом Президента России В. В. Путина «О присуждении Государственной премии Россий­ской Федерации за выдающиеся достижения в области право­защитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотвори­тельной деятельности 2016 года» лауреатом государственной премии стала А. Т. Ткаченко, генеральный директор Автоном­ной некоммерческой организации «Детский хоспис».

История показывает, что во все времена были люди, не­безразличные к судьбе нуждающихся и готовые протянуть руку помощи. На современном этапе развития общества про­исходит не только формирование нормативно-правовой осно­вы благотворительности, но и осуществление системной госу­дарственной политики в этой гуманной и благородной сфере человеческой деятельности.

НИГМАТУЛЛИН Ришат Вахидович
доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника по научной работе Уфимского юридического института МВД России

САФИНА Гульнара Фирдаусовна
аспирант Института права Башкирского государственного университета



Рекомендуем почитать история государства и права

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.