Учреждение Высочайшим указом императора Александра III от 6 мая 1881 г. Закаспийской области в статусе отдельной административной единицы в результате объединения туркменских земель текинского рода и территории Закаспийского военного отдела положило начало распространению на ее население новой системы налогов и податей.
Их исполнение так же, как и для русских поданных в европейской части России, стало важнейшей обязанностью туркмен. При этом сведения, почерпнутые нами из анализа научного журнала «Обзор Закаспийской области» разных лет, не соответствуют позиции многих советских ученых, согласно которой размер государственной подати и земского сбора у туркмен этого региона из года в год возрастал. Так, авторы академического учебника «История Туркменской ССР» пишут, что с 1885 по 1907 гг. размер государственной подати увеличился в 4 раза, а земского сбора почти в 10 раз
В Закаспийской области действительно взимались государственная кибиточная подать, земские сборы и сборы, идущие на удовлетворение общественных нужд. Но до 1892 г. эта процедура не была обязательной и унифицированной даже в масштабах уездов области. Встречалось, что в одном и том же уезде население одного аула вносило государственной подати и сбора на общественные надобности менее, нежели другого аула. Главной причиной столь неравномерного распределения было то, что при налогообложении обращалось внимание, как на платежеспособность населения, так и на то, насколько сильно отразились военные действия при завоевании края на экономическом благосостоянии того или иного населенного пункта. В силу чего некоторые аулы полностью освобождались от налога на период восстановления своего экономического положения.
В 1891 г. начальник области генерал-лейтенант А.Н. Ку- ропаткин посчитал, что население края уже оправилось от лишений, связанных с войной, и что благосостояние его удовлетворительно, и возбудил ходатайство об установлении однообразных для всей области размеров кибиточной государственной подати (4 руб.) и земского сбора (2 руб.) с кибитки. Высочайшее соизволение на это ходатайство последовало в 1892 г. Государственная кибиточная подать во всех уездах, согласно решению кабинета министров, была установлена в размере 4 руб. с кибитки, а земский кибиточный сбор - 2 руб. В Асхабадском уезде земский сбор взимался в размере 1 руб. с кибитки. Туркмены Мангышлакского уезда и племени «ших» Красноводского уезда от последнего сбора полностью осво- бождались. Сборы и повинности, не утвержденные российским правительством, строго запрещались.
Установление в целом по области равномерного, фиксированного обложения податью в размере 6 руб. с кибитки не могло считаться обременительным для населения. Раскладка подати в уездах по аулам, а в аулах - по отдельным кибитковладельцам, осуществлялась сообразно их благосостояния При налоговой регистрации принимались в расчет только жилые кибитки. Так, с лиц, имеющих, например, двух жен, из которых одна жила в отдельной кибитке, подать взыскивалась за две кибитки. Такое обложение податью представлялось справедливым, поскольку лишь у состоятельных туркмен-кочевников вторые и третьи жены проживали отдельно. У более бедных вся семья, даже при наличии нескольких жен, как правило, помещалась в одной жилой кибитке
Кибиточная подать и земский сбор среди земледельческого населения Тедженского и Мервского уездов взыскивались ни с каждой жилой кибитки, а с каждого «су», т.е. с определенного количества оросительной воды, определяемой в наделе на каждого женатого туркмена, независимо от его возраста
Сборы завершались, как правило, в последний месяц каждого года, а деньги передавались в управление под квитанции, выдаваемые каждому старшине. По мере поступления подать отсылалась в казначейство, а сбор на общественные нужды хранился в управлении уезда, и из него производились расходы по мере необходимости.
При произволе и злоупотреблениях, какие существовали до присоединения Закаспийского края к России в системе сбора налогов, переход на денежное обложение взамен натурального, способствовал росту денежных отношений в аулах, стимулировал товарооборот дайханского хозяйства, усиливал связи с рынком. Регулированию налогообложения способствовало и то, что на Закаспийскую область после ее образования было распространено действие закона о податных инспекторах и помощниках податного инспектора, согласно которому на этих лиц возлагалось наблюдение за правильностью раскладки и взимания кибиточной подати
От уплаты податей освобождались калеки, вдовы, не имеющие взрослых сыновей (работников), умалишенные, семьи лиц, прослуживших в Туркменской конной милиции не менее 10 лет, «совершенные бедняки». Последние освобождались от взноса по приговорам аульных сходов, постановляемым в присутствии представителя русской администрации. Правильность сбора податей проверялась в Управлении приставства (волости), после чего подати сдавались в уездное управление.
Количество потенциальных плательщиков выяснялось посредством периодической переписи населения по уездам. На основании добытых и проверенных таким способом данных составлялись посемейные списки коренного населения. Затем аульным старшинам из управления уезда выдавались «шнуровые квитанционные тетради» с указанием суммы податей, причитающихся с их общества. При этом населению в обязательном порядке внушалось необходимость требования от сборщиков квитанций.
Помимо государственной кибиточной подати, земских сборов и перечисленных выше пожертвований на аульные нужды, население несло различные натуральные повинности в свободное от посевных работ время. Оно должно было выделять рабочих для казенных ирригационных и дорожных работ.
Следует отметить, что доля участия в выполнении натуральных повинностей распространялась на каждого туркмена, наделенного водою, будь он хоть несовершеннолетним, дряхлым стариком или вдовой. Не имеющий возможности лично принимать участия в отбывании натуральных повинностей был обязан выставить за себя другого работника. Отказ от выполнения натуральных повинностей был равносилен отказу от общественной воды: от уклоняющегося от несения натуральных повинностей вода отбиралась и поступала в общественный передел. При этом следует отметить, что данные работы для местного населения значительно удешевлялись, если за деньги вместо выставления своих одноаульцев, старшины нанимали русских чернорабочих, производительность которых, по сравнению с рабочими-туркменами, была существенно выше.
Наряду с ведением земельных работ, туркменское население обязывалось предоставлять кибитки для ночлега проходящему воинскому контингенту и новобранцам, а также верблюдов с погонщиками для перевозки казенных грузов и пр.13 Последняя повинность оплачивалась особым отпуском денег от казны в размере 50 коп. на верблюда за каждый переход под вьюком и в том же размере на верблюдовожатых, которые выставлялись по одному человеку на каждые 6 верблюдов.
Кроме основных налогов, существовали другие натуральные и денежные повинности, за счет которых содержался аппарат низовой администрации, улучшался быт коренного населения, вознаграждались аульные должностные лица - старшины, «народные» судья, содержались вольнонаемные джигиты при приставских управлениях, караульщики полотна железной дороги и арестных домов, земская почта, улучшались пути сообщения, открывались училища, лечебницы, приобретались медикаменты, лекарства.
У Закаспийской области имелись и другие статьи дохода, источниками пополнения которых служили:
1) Штрафные санкции - взыскания с туркменского населения волостными управителями на основании Временных положений 1874, 1882 и последующих годов, постановлений народного суда; взыскания с пришлого и коренного населения, налагаемые уездными начальниками на правах мировых судей; взыскания, наложенные по постановлениям санитарной комиссии; взыскания за нарушение питейного и табачного уставов и др. Суммы, полученные на основании штрафных санкций, расходовались на благоустройство края. Так, согласно ст. 24/3 «Временного положения...» 1892 г. и ст. 204 проекта «Временного положения.» 1894 г., денежные взыскания, налагаемые уездным руководством и народным судом в виде штрафов, обращались на устройство мест заключения в области;
Сбор с карендных земель части урожая. Основанием служило распоряжение начальника области от 10 сентября 1886 г. № 9290 о продаже в Тедженском округе (уезде), полученных в подесятинный сбор продуктов, как за прежнее время, так и за 1886 г. и о назначении денег на удовлетворение общественных нужд округа. Впоследствии такое же распоряжение поступило и в Мервский округ. Сбор этот осуществлялся в поселениях под названием карендного сбора и производился с земель, оставшихся свободными от раздела родовой земли между коленами, и с земель, оставшихся свободными между аулами; устанавливался от 1/10 до 1/4 всего урожая и шел на общественные нужды. Но поскольку данный сбор находился в руках аульных старшин и нередко становился источником различных злоупотреблений, было решено подчинить его общему порядку сбора и расходования общественных сумм;
- Сбор пошлины с проходящих караванов (пач) или таможенный сбор. Основанием для этого сбора послужила резолюция начальника области на донесение начальника Мервского округа (16 марта 1884 г. № 16) о необходимости взимания пошлины в размере 1/40 части стоимости груза и назначения этого сбора для содержания милиции, служба в которой была, как и для других народов окраин Российской империи, очень престижной. Резолюцией устанавливался сбор «пача» в обычных размерах с приходящих караванов, за исключением караванов русских поданных. Если вначале сбор этот производился только в Мервском уезде, то в 1889 г., после передачи надзорных функций таможенному ведомству, взимание пошлины распространилось на всю область;
- Сбор за вырубку дикорастущего саксаула и других кустарников. Поскольку с занятием Мервского и Тедженского округов главное внимание администрации было обращено на заселенные территории, громадные пространства каракумских песков остались без всякого надзора. Незаконная порубка степной кустарниковой заросли местными предпринимателями привлекла внимание начальника Мервского округа, который рапортом от 7 февраля 1886 г. № 85 доложил об этом начальнику области. Это донесение повлекло запрещение незаконных порубок, расследование результатов хищения, а затем и обложение предпринимателей, снабжающих топливом железную дорогу, сбором в размере 2 руб. с кубической сажени. Получаемые таким образом средства направлялись на учреждение и содержание стражи, обязанной наблюдать за рубкой скудной пустынной растительности в определенных местах и в разрешенном количестве;
- Сбор за разработку соли. Основанием установления этого сбора послужило соображение, что беспошлинная разработка соли по области приведет к подрыву сбыта соли, вырабатываемой в Астраханской губернии и на Кавказе. Вследствие этого начальнику Мангышлакского уезда было предложено разработать проект обложения добычи соли и переработки ее промышленниками. Разработанный проект, одобренный начальником области 20 декабря 1884 г., устанавливал сбор в размере 10 коп. с пуда в доход казны. Поскольку торгово-промышленное сословие среди туркмен в Закаспийском крае только зарождалось, основная тяжесть сборов с промыслов и торговли, обозначенных пп. 5-6, легла на плечи российских
предпринимателей. В 1887 г. было отдано распоряжение об обложении добываемой соли на острове Челекен и других местах Красноводского уезда по 1 коп. с пуда. Это обложение, также направляемое в государственное казначейство, было распространено и на соль в Узун-Ада, поскольку некоторые суда, отправляемые прямым рейсом из этого порта в Баку заготавливали соль для балансировки судов;
- Сбор с рыбного промысла и боя тюленей производился в Мангышлакском уезде с рыбопромышленников, находящихся на островах. Сам сбор осуществлялся чиновником от Астраханского управления. Сбор с рыбопромышленников Мангыш- лакского полуострова и на туркменском берегу к югу от мыса Тюб-Караган производился делопроизводителем Мангыш- лакского уездного управления.
Сборами, помимо перечисленных выше направлений деятельности, облагались:
- разработка гипса в Красноводском уезде (распоряжение начальника области от 1 мая 1886 г., № 4749);
- реализация таких подакцизных товаров, как керосин, спички, вино и табак (решение Государственного совета от 9 июля 1887 г. о распространении с 1 января 1888 года на Закаспийскую область действия Устава о питейном и табачном сборе);
- аренда фисташковых рощ в Иолотанском и Пендинском оазисах и др.
Несмотря на ощутимый прирост земледельческого (дай- ханского) населения Мервского и Тедженского уездов, которое несло основную налоговую нагрузку, в 1914 г. было зафиксировано уменьшение количества податных кибиток, что явилось следствием изменения установленного порядка обложения населения кибиточной податью и земским сбором.
Если ранее кибиточная подать и земский сбор среди земледельческого населения взыскивались с каждого «су», т.е. с доли воды, выделяемой на каждого независимо от возраста женатого туркмена, то согласно распоряжению Департамента окладных сборов от 29 января 1914 г. № 13532, отданного Бакинской казенной палате, кибиточная подать стала взиматься именно с кибитки или иного, заменяющего ее жилого помещения коренного жителя.
Ранее существующий порядок был признан как администрацией области, так и туркменским населением наиболее справедливым. Население было согласно с тем, что поскольку водный надел («су») дает известную степень благосостояния, то от его количества и должна исчисляться подать. При этом источниками увеличения «су» во владении отдельно взятой семьи могли быть наследование и купля. Если семья была патриархальной, что было в Закаспийской области повсеместным явлением, то семья из трех поколений владела десятью и более «су», но при этом зачастую проживала в 2-3-х кибитках. Другими словами, если раньше всякий полноправный хозяин- туркмен был привлечен к обложению податью, то ныне подать зависела лишь от жилищного ценза. Более того, любой туркмен-батрак (наемный работник), живущий в кибитке другого, или же сын (внук), живущий при отце или деде, освобождался от подати, так как собственного жилища не имел.
Благодаря такому несоответствию закона местным условиям в зонах земледелия, казна и земский сбор, начиная с 1914г., не пополнялись как при прежнем порядке. Кочевников новый порядок налогообложения не коснулся, поскольку за неимением другого объекта, податным измерением для них, как и прежде, считалась кибитка.
В целом как отмечается в отчетах местного начальства, население Закаспийской области при сборе податей «сохраняло спокойствие», а донесений об оказании какого-либо сопротивления не поступало.
Проведенный анализ обложения туркмен налогами, податями и повинностями на других территориях их этнического проживания приводит к выводу о несхожести политики закаспийской администрации и правительств Бухарского эмирата, Хивинского ханства и Ирана - пограничных с областью государств. Система мероприятий закаспийской администрации была нацелена на равномерность и фиксирован- ность налогообложения, хотя и не везде сочетала интересы империи и коренного населения. Это видно на примере взимания налогов с юго-западных туркмен, часть которых периодически проживала то в пределах Закаспийской области, то на территории Ирана.
Вместе с тем, способы изъятия доходов у населения со стороны имперской администрации были в определенной степени сориентированы на соблюдение принципов соразмерности, экономической целесообразности, а там, где интересы российских предпринимателей соприкасались с интересами подданных Хивы и Бухары - принципа взаимности. Например, согласно Русско-хивинскому мирному договору 1873 г. русские купцы, торгующие в Хивинском ханстве, освобождались от платежа закята и других торговых повинностей, наравне с хивинскими купцами, следующими по пути через Казалинск в Оренбург. От закята они освобождались и на пристанях Каспийского моря (п. 9). Приобретение русскими подданными в Бухарском эмирате недвижимого имущества (домов, садов, земельных участков) согласно Русско-бухарскому договору о дружбе 1873 г. облагалось поземельной податью наравне с имуществом бухарских подданных. Такое же право было предоставлено и бухарским подданным в пределах Российской империи (п. 12).
О необременительности податного обложения для закаспийских туркмен свидетельствует тот факт, что за всю историю водворения русского владычества в Закаспии (вплоть до 1916 г.) там не было зафиксировано ни одного случая беспорядков, вызванных резким ухудшением экономического положения коренного населения, чего нельзя сказать об Иране и российских протекторатах - Хиве, Бухаре. В отличие от Закаспийской области, в этих государствах, наряду с обязательными и дополнительными налогами (податями), существовали и неофициальные, взимаемые чиновниками, действующими согласно давней традиции кормления на местах.
АМИНОВ Илья Исакович
кандидат юридических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»