Возникновение и развитие законодательных норм, защищающих и обеспечивающих реализацию прав потребителей, обусловлено историческим развитием рыночных отношений.
Механизм защиты прав потребителей возник еще задолго до становления тех рыночных отношений, которые мы можем наблюдать ежедневно. Этот механизм имеет далекие исторические корни, что позволяет ученым-правоведам выявлять некоторые закономерности, а также общие тенденции в его развитии.
Свобода экономической деятельности повлекла широкую распространенность отношений концепции «продавец - потребитель». В связи с этим, выявляется необходимость наличия четкого правового механизма регулирования данных правоотношений. Однако с развитием этих правоотношений, развиваются и способы нарушений норм, их регулирующих, появляются новые противоправные методы, способы участия в рыночных отношениях, которые, так или иначе, затрагивают и нарушают права субъектов.
Защита прав потребителей, как правовой институт, в результате своего развития становится одним из направлений осуществления государственной политики, являясь частью политики, направленной на защиту и обеспечения прав граждан.
Анализ норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продавцов, производителей, исполнителей, механизм защиты интересов потребителей позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития. Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выявляет все новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании. Совершенствование законодательства невозможно без изучения его исторических корней, процесса его становления. Тщательное изучение основных тенденций, проблем, путей их решения помогает избежать множества ошибок, позволяет решать сложнейшие задачи современности.
Являясь субъектом гражданских правоотношений, потребитель, также является носителем соответствующих прав и обязанностей. Оба эти аспекта регламентируются не только законом, но и договором, подробно описывающим границы правомочий и обязательств сторон, которые должны осуществляться без нарушения норм права. Однако законодательство в большей степени направлено не на закрепление обязанностей потребителя, а на наоборот - наращивание правовой базы касающейся вопроса защиты и обеспечения его прав.
Такой подход объясняется тем, что потребителем выступает обычный, с юридической точки зрения, гражданин, который не обладает глубокими юридическими познаниями, а также большой финансово-материальной базой, позволяющей ему привлекать опытных юристов для отстаивания и защиты своих прав. Поэтому законодательно необходимо обеспечить наиболее исчерпывающую регламентацию его прав, с целью предупреждения возможных нарушений таким образом, чтобы граждане практически не нуждались в платных юридических услугах. К достижению этой цели стремится Закон РФ «О защите прав потребителей», который содержит в себе основной спектр норм, обеспечивающих наиболее безопасное участие потребителей в гражданских экономических правоотношениях.
Говоря о защите прав потребителей, необходимо определить, что представляет и что включает в себя данное понятие. Так, по мнению А. М. Ширвиндта, под защитой прав потребителя в широком смысле следует понимать «совокупность разнородных социальных механизмов, призванных помочь потребителю в ситуациях, когда контакт с профессионалом или предпринимателем чреват для него особыми опасностями».
По мнению В. В. Богдан, под защитой прав потребителя понимается «значительный комплекс прав потребителей с целью уравновешивания баланса интересов последних как более экономически не защищенной категории участников рынка товаров и услуг».
На наш взгляд, наиболее полное и объединенное понятие защиты прав потребителей содержится в одной из статей В. А. Павловой, где закреплено, что «защита прав потребителя понимается как комплексный механизм, реализуемый потребителем и направленный на защиту законных прав и интересов последнего».
Прежде чем уяснить сущность механизма защиты прав, необходимо определить сам круг правомочий, которые подлежат этой защите и принадлежат конкретному субъекту, в данном случае - потребителю.
Так, одно из правомочий закреплено в ст. 3 Закона, регламентирующей право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Такое просвещение осуществляется в образовательных организациях, путем включения в программы обучения учебного курса (чаще, в рамках юридических, гражданско-правовых специальностей высших и средне специальных учебных заведениях, а также в общую образовательную программу школьников и т.п.). Также, большую роль в этом вопросе играют СМИ. Публикация в печатных изданиях, теле - радио - вещание, правозащитная агитация - все это позволит гражданам быть информированными в правовых вопросах, а также своевременно уяснять изменения законодательства. Немало важной является также юридическая помощь и консультация, осуществляемая опытными юристами, способными разъяснить населению практическую составляющую юридических норм. Также, такая помощь моет осуществляться посредством функционирования правозащитных организаций. К примеру, в рамках республики Башкортостан активно действует Региональная общественная организация «Республиканское объединение защиты прав потребителей», возглавляемая В. А. Крюковым.
Статья 7 Закона устанавливает право потребителя на безопасность товара, работы или услуги. Оно заключается в том, что при обычных условиях хранения, использования, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, обеспечивающие безопасность товара устанавливаются законами, техническими регламентами и иными актами. Безопасность товара обязан обеспечить сам продавец.
По общему правилу, срок службы товара, если он не установлен производителем, должен составлять десять лет.
Также, согласно ст. 8 Закона, потребитель вправе получать достоверную информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, товаре, работах и услугах. Эта информация должна доводиться до потребителя в наглядной и доступной форме, оглашаться при заключении сделок.
Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит перечень полномочий потребителя, в случае обнаружения в товаре недостатков. Однако такие правила действуют только в случае, если продавец не указал на эти недостатки при заключении сделки. В противном случае ответственность за недостатки, выявленные при заключении сделки и принятые покупателем, несет сам покупатель. Перечень является альтернативным, выбор способа защиты осуществляет сам гражданин. В указанный перечень входят следующие права:
- Прежде всего, это право потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула). Это правомочие действует постольку, поскольку приобретение конкретного товара является для гражданина необходимым, и альтернативные предметы не удовлетворят в полной мере его потребности;
- Также, в полномочия потребителей входит право потребовать замены ненадлежащего товара на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Это обуславливается тем, что разные производители устанавливают разные цены на однородные категории товаров, в связи с чем, при замене товара часто обнаруживается разница в цене. Таким образом, перерасчет покупной цены обеспечивает возмещение расходов одной из сторон правоотношений;
- Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены покупатель вправе, например, если товар в целом устраивает его, а уменьшение цены восполнит выявленные недостатки товара, а также в других случаях, по усмотрению самого гражданина;
- Также, существует возможность потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы лицо может как при условии возврата товара с недостатками, так и без возврата, в зависимости от требования продавца и за его счет.
Помимо осуществления указанных прав, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Также, законодатель устанавливает особый порядок защиты прав в случае нарушения исполнителем сроков выполнения работ или оказания услуг. Такой порядок регламентируется ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, потребитель вправе:
- Назначить исполнителю новый срок;
- Поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- Потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
- Отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). В этом случае, в качестве возмещения, потребителю будет возмещена цена работ, если таковые не выполнены.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Данное положение действует только в случаях, когда нарушения были допущены исполнителем, а не самим потребителем. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Такая мера рассматривается в качестве дополнительной, но ни в коем случае не исключающей другие меры, установленные в законодательстве.
В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель обязан уплатить потребителю за каждый установленный временной период просрочки неустойку. Объем неустойки определяется в размере трех процентов цены выполнения работы (или же общей цены заказа), если иной размер неустойки не установлен сторонами договора.
Такое денежное возмещение не только позволяет потребителю возместить затраты, понесенные в результате противоправных действий другой стороны договора, но эта норма еще и помогает осуществить превенцию данных нарушений. Наличие установленной законом ответственности является одним из факторов, способствующих предотвращению возможных правонарушений и преступлений.
Законодатель, также, определяет отдельный случай, в котором зашита прав потребителей регламентируется в особом порядке. Так, в отношении технически сложного товара, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Установлен ряд случаев, для которых возможно осуществление данных действий и по истечению указанного срока. К ним относятся следующие случаи:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Также, за защитой своих прав потребители могут обратиться в уполномоченный орган - суд. Статья 17 Закона содержит в себе общие положения, касающиеся судебной защиты прав потребителей. Примечательно то, что в случае такого обращения, истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Законодательно закреплена возможность защиты неопределенного круга потребителей, которая реализуется в судебном порядке путем направления иска государственным органом, общественной организацией или органами местного самоуправления. Однако указанные субъекты полномочны осуществлять защиту прав потребителей и во внесудебном порядке, к примеру, с помощью контроля, участия в разработке специальных требований к товарам, участия в проведении экспертиз, принятия жалоб и другими способами.
Таким образом, законодатель устанавливает большой перечень альтернативных способов защиты прав потребителей, что непосредственно способствует развитию данного правового института.
КУРБАНОВ Дени Абасович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России