Отдельные способы и средства защиты прав потребителей

Возникновение и развитие законодательных норм, защи­щающих и обеспечивающих реализацию прав потребителей, обусловлено историческим развитием рыночных отношений.

Механизм защиты прав потребителей возник еще за­долго до становления тех рыночных отношений, которые мы можем наблюдать ежедневно. Этот механизм имеет далекие исторические корни, что позволяет ученым-правоведам выяв­лять некоторые закономерности, а также общие тенденции в его развитии.

Свобода экономической деятельности повлекла широ­кую распространенность отношений концепции «продавец - потребитель». В связи с этим, выявляется необходимость на­личия четкого правового механизма регулирования данных правоотношений. Однако с развитием этих правоотношений, развиваются и способы нарушений норм, их регулирующих, появляются новые противоправные методы, способы участия в рыночных отношениях, которые, так или иначе, затрагивают и нарушают права субъектов.

Защита прав потребителей, как правовой институт, в ре­зультате своего развития становится одним из направлений осуществления государственной политики, являясь частью политики, направленной на защиту и обеспечения прав граж­дан.

Анализ норм, регулирующих взаимоотношения потре­бителей и продавцов, производителей, исполнителей, меха­низм защиты интересов потребителей позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в ус­ловиях перехода России на новый этап развития. Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выяв­ляет все новые и новые пробелы в современном законодатель­стве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании. Совершенствование законодательства не­возможно без изучения его исторических корней, процесса его становления. Тщательное изучение основных тенденций, проблем, путей их решения помогает избежать множества оши­бок, позволяет решать сложнейшие задачи современности.

Являясь субъектом гражданских правоотношений, по­требитель, также является носителем соответствующих прав и обязанностей. Оба эти аспекта регламентируются не только законом, но и договором, подробно описывающим границы правомочий и обязательств сторон, которые должны осущест­вляться без нарушения норм права. Однако законодательство в большей степени направлено не на закрепление обязан­ностей потребителя, а на наоборот - наращивание правовой базы касающейся вопроса защиты и обеспечения его прав.

Такой подход объясняется тем, что потребителем высту­пает обычный, с юридической точки зрения, гражданин, ко­торый не обладает глубокими юридическими познаниями, а также большой финансово-материальной базой, позволяю­щей ему привлекать опытных юристов для отстаивания и за­щиты своих прав. Поэтому законодательно необходимо обе­спечить наиболее исчерпывающую регламентацию его прав, с целью предупреждения возможных нарушений таким об­разом, чтобы граждане практически не нуждались в платных юридических услугах. К достижению этой цели стремится Закон РФ «О защите прав потребителей», который содержит в себе основной спектр норм, обеспечивающих наиболее без­опасное участие потребителей в гражданских экономических правоотношениях.

Говоря о защите прав потребителей, необходимо опреде­лить, что представляет и что включает в себя данное понятие. Так, по мнению А. М. Ширвиндта, под защитой прав потреби­теля в широком смысле следует понимать «совокупность раз­нородных социальных механизмов, призванных помочь по­требителю в ситуациях, когда контакт с профессионалом или предпринимателем чреват для него особыми опасностями».

По мнению В. В. Богдан, под защитой прав потребителя понимается «значительный комплекс прав потребителей с це­лью уравновешивания баланса интересов последних как более экономически не защищенной категории участников рынка товаров и услуг».

На наш взгляд, наиболее полное и объединенное понятие защиты прав потребителей содержится в одной из статей В. А. Павловой, где закреплено, что «защита прав потребителя по­нимается как комплексный механизм, реализуемый потреби­телем и направленный на защиту законных прав и интересов последнего».

Прежде чем уяснить сущность механизма защиты прав, необходимо определить сам круг правомочий, которые под­лежат этой защите и принадлежат конкретному субъекту, в данном случае - потребителю.

Так, одно из правомочий закреплено в ст. 3 Закона, регламентирующей право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Такое просвещение осуществляется в образовательных организациях, путем включения в программы обучения учебного курса (чаще, в рамках юридических, гражданско-правовых специально­стей высших и средне специальных учебных заведениях, а также в общую образовательную программу школьников и т.п.). Также, большую роль в этом вопросе играют СМИ. Публикация в печатных изданиях, теле - радио - вещание, правозащитная агитация - все это позволит гражданам быть информированными в правовых вопросах, а также своевременно уяснять изменения законодательства. Немало важной является также юридическая помощь и консульта­ция, осуществляемая опытными юристами, способными разъяснить населению практическую составляющую юри­дических норм. Также, такая помощь моет осуществляться посредством функционирования правозащитных организа­ций. К примеру, в рамках республики Башкортостан актив­но действует Региональная общественная организация «Ре­спубликанское объединение защиты прав потребителей», возглавляемая В. А. Крюковым.

Статья 7 Закона устанавливает право потребителя на без­опасность товара, работы или услуги. Оно заключается в том, что при обычных условиях хранения, использования, транс­портировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, обеспечивающие без­опасность товара устанавливаются законами, техническими регламентами и иными актами. Безопасность товара обязан обеспечить сам продавец.

По общему правилу, срок службы товара, если он не уста­новлен производителем, должен составлять десять лет.

Также, согласно ст. 8 Закона, потребитель вправе получать достоверную информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, товаре, работах и услугах. Эта информация должна доводиться до потребителя в на­глядной и доступной форме, оглашаться при заключе­нии сделок.

Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» содержит перечень полномочий потребителя, в случае об­наружения в товаре недостатков. Однако такие правила действуют только в случае, если продавец не указал на эти недостатки при заключении сделки. В противном случае от­ветственность за недостатки, выявленные при заключении сделки и принятые покупателем, несет сам покупатель. Перечень является альтернативным, выбор способа защиты осуществляет сам гражданин. В указанный перечень входят следующие права:

  1. Прежде всего, это право потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула). Это пра­вомочие действует постольку, поскольку приобретение кон­кретного товара является для гражданина необходимым, и альтернативные предметы не удовлетворят в полной мере его потребности;
  2. Также, в полномочия потребителей входит право по­требовать замены ненадлежащего товара на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим пере­расчетом покупной цены. Это обуславливается тем, что раз­ные производители устанавливают разные цены на однород­ные категории товаров, в связи с чем, при замене товара часто обнаруживается разница в цене. Таким образом, перерасчет покупной цены обеспечивает возмещение расходов одной из сторон правоотношений;
  3. Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены покупатель вправе, например, если товар в целом устра­ивает его, а уменьшение цены восполнит выявленные недо­статки товара, а также в других случаях, по усмотрению само­го гражданина;
  4. Также, существует возможность потребовать незамед­лительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  5. Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы лицо может как при условии возврата товара с недостатками, так и без возврата, в зависимости от требования продавца и за его счет.

Помимо осуществления указанных прав, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причи­ненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего ка­чества.

Также, законодатель устанавливает особый порядок за­щиты прав в случае нарушения исполнителем сроков выпол­нения работ или оказания услуг. Такой порядок регламенти­руется ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, потребитель вправе:

  1. Назначить исполнителю новый срок;
  2. Поручить выполнение работы (оказание услуги) тре­тьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими си­лами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  3. Потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
  4. Отказаться от исполнения договора о выполнении ра­боты (оказании услуги). В этом случае, в качестве возмещения, потребителю будет возмещена цена работ, если таковые не вы­полнены.

Потребитель вправе потребовать также полного возме­щения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сро­ков выполнения работы (оказания услуги). Данное положение действует только в случаях, когда нарушения были допущены исполнителем, а не самим потребителем. Убытки возмещают­ся в сроки, установленные для удовлетворения соответствую­щих требований потребителя. Такая мера рассматривается в качестве дополнительной, но ни в коем случае не исключаю­щей другие меры, установленные в законодательстве.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель обязан уплатить по­требителю за каждый установленный временной период про­срочки неустойку. Объем неустойки определяется в размере трех процентов цены выполнения работы (или же общей цены заказа), если иной размер неустойки не установлен сто­ронами договора.

Такое денежное возмещение не только позволяет потре­бителю возместить затраты, понесенные в результате проти­воправных действий другой стороны договора, но эта норма еще и помогает осуществить превенцию данных нарушений. Наличие установленной законом ответственности является од­ним из факторов, способствующих предотвращению возмож­ных правонарушений и преступлений.

Законодатель, также, определяет отдельный случай, в котором зашита прав потребителей регламентируется в осо­бом порядке. Так, в отношении технически сложного товара, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков, впра­ве отказаться от исполнения договора купли-продажи и по­требовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (мо­дели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. Установлен ряд случаев, для которых возможно осуществление данных действий и по истечению указанного срока. К ним относятся следующие случаи:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждо­го года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Также, за защитой своих прав потребители могут обра­титься в уполномоченный орган - суд. Статья 17 Закона содер­жит в себе общие положения, касающиеся судебной защиты прав потребителей. Примечательно то, что в случае такого обращения, истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Законодательно закреплена возможность защиты не­определенного круга потребителей, которая реализуется в судебном порядке путем направления иска государственным органом, общественной организацией или органами местно­го самоуправления. Однако указанные субъекты полномочны осуществлять защиту прав потребителей и во внесудебном по­рядке, к примеру, с помощью контроля, участия в разработке специальных требований к товарам, участия в проведении экс­пертиз, принятия жалоб и другими способами.

Таким образом, законодатель устанавливает большой пе­речень альтернативных способов защиты прав потребителей, что непосредственно способствует развитию данного правово­го института.

КУРБАНОВ Дени Абасович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России



Гражданское право

Рекомендуем почитать гражданское право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.