В современной юриспруденции особый интерес вызывает понятие «гражданское общество».
Ученые, философы разных исторических периодов стремились создать модель идеального государства, основанного на принципах равенства, справедливости, свободы, благополучия, законности. Становление гражданского общества связано с процессом повышения роли права и закона. В древности понятия «общество» и «государство» отождествлялись.
Становления гражданского общества является актуальной проблемой для Российской Федерации, так как вектор дальнейшего развития государства направлен в сторону построения демократии, определяющим критерием которой является гражданское общество. Необходимость становления гражданского общества подчеркнуто положениями, закрепленными в статье 1 Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». К сожалению, приходится констатировать такой факт, что в строительство гражданского общества вовлечена меньшая часть граждан страны. Исследователи называют это явление «проблемой социальной активности граждан», при этом, отмечая социальную апатию, некоторые авторы приводят в подтверждение своей позиции данные о том, что 85% россиян не видят возможности влиять на принятие государственных решений.
Объясняя это явление, некоторые исследователи указывают на то, что культурные и социальные архетипы русского менталитета менее благоприятны для восприятия либеральных идей.
Часто утверждается, что русскому архетипу присущ государственно-патерналистский подход, при котором к власти не испытывается ни любовь, ни доверие, но считается, что от нее зависит всё как хорошее, так и плохое в жизни индивида. Кроме того, широко распространено мнение, что для жителей России характерна психология уравнительства, не имеющая ничего общего с ценностным понятием равенства в западной демократической культуре.
Развитие гражданского общества в России во многом связано с изменениями в массовом сознании, а процесс изменения массового сознания - это исторически длительный процесс, успех которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты.
Проблема понимания сути гражданского общества обусловлена множеством его определений, порой противопоставленных друг другу, так, например, американский просветитель Т. Пейн считал, чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства, а английский философ Т. Гоббс утверждал, что это коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества, при этом государство превалирует над гражданским обществом.
На сегодняшний день существует несколько определений понятия «гражданское общество». М. Баглай пишет, что «гражданское общество» - это общественная деятельность свободных людей. Оно может функционировать только на основе равноправия граждан.
Т. В. Кашаниной и А. В. Кашаниным, в соответствии с которым гражданскому обществу характерно развитие экономических, политических, правовых, культурных отношений между его членами, независимость от государства, но наличие тесной взаимосвязи с ним, в таком обществе индивиду присуще развитие высоких человеческих качеств (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).
Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Наиболее важный блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
Рассматривая основные признаки гражданского общества, такие как: индивидуальная свобода, наличие среднего класса, открытость общества, плюрализм, самоуправляемость общества, правовое государство, можно сделать вывод, что гражданское общество характеризуется наличием горизонтальных и вертикальных связей, определяющимися как человек - общество и общество - государство.
Основной чертой в определении горизонтальной связи человек - общество является индивидуальная свобода, основу которой составляют экономические отношения как элемент системы гражданского общества, основанный на многообразии и гарантированности всех форм собственности. Конституция РФ закрепляет основные формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Наличие собственности - основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе.
Гражданское общество предполагает наличие обеспеченной, экономически самостоятельной и независимой прослойки людей, обладающей чувством ответственности перед обществом. Средний класс по сути дела является социальной основой и опорой гражданского общества. Согласно социологическому опросу, проведенному корреспондентами «Российской газеты», в 2014 г. к среднему классу в России с полным правом можно причислить 42% населения в целом и 44% работающих граждан («Российская газета» - Федеральный выпуск №6393 (121)).
Важное значение имеют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Именно семья является главным элементом гражданского общества. От уровня развития данного института, от его социально-экономического, гражданско-политического статуса зависит будущее нашего государства. Семья в какой-то степени является неким фундаментом для формирования культуры, развития будущего гражданина, его взглядов, отношения к своему государству. Семья закладывает семя, которое в процессе социализации приобретает свой облик - стебель, листья, в последствии, становясь самостоятельным субъектом правоотношений, появляется цветок, внешний вид которого будет определен нормами, заложенными семьей.
Социальная база гражданского общества должна быть представлена многогранной структурой, отражающей разнообразие интересов, возможностей, статуса социальных групп и социальных слоев населения.
Границы гражданского общества определяются наличием культурного плюрализма, который впитывает в себя все элементы духовной жизни, культурного развития и обеспечивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Наличие групп по интересам, созданных на основе индивидуального выбора, политических, идеологических, культурных предпочтений обуславливает культурно-политический плюрализм и толерантность, что способствует свободному волеизъявлению граждан, независимо от их принадлежности к той или иной социальной группе.
Существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств и особой, гражданской культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснительном соблюдении законов, наличием определенного уровня образования, при этом определяющим должен являться не диплом, а именно знания, их осознанность и способность применения в любой ситуации. Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные ценности гражданского общества.
Вертикальные связи гражданского общества характеризуют его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливает возможность влияние общества на государственные структуры посредством различных партий, властвующей элиты, предпринимательских организаций и других социальных организаций и институтов, образовавшихся в недрах гражданского общества. Нередко можно наблюдать столкновение интересов и потребностей, сопровождающее как латентными так и открытыми конфликтами различных субъектов социальных и политических сторон гражданского общества. Урегулировать такие противоречия призвано государство, выполняющее полномочия верховного судьи. Без государства гражданское общество не способно нормально функционировать: в нем может начаться дезинтеграция и непримиримая борьба разных социальных образований. И, наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим.
Государственная власть может реконструировать гражданское общество, свести к минимуму самостоятельность и суверенитет отдельных индивидов и общественных групп, но не в силах полностью уничтожить духовную область жизни людей в целом, насильственно отменять основополагающие формы организации человеческой культуры.
Развитое гражданское общество создает условия для свободы, самосовершенствования, самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический и правовой характер государства. В гражданском обществе власть не может быть сосредоточена в руках одного лидера или узкой группой. Наличие системы сдержек и противовесов, разграничение полномочий между различными общественными субъектами в экономической, социальной и политической областях становятся в демократической политической системе важнейшим жизненным принципом.
Говоря о решении проблемы становления и развития гражданского общества в РФ, а также формировании его правовой основы, стоит выразить своё согласие с точкой зрения Н. А. Тарабан, предполагающей, что для законодательного закрепления на федеральном уровне основ гражданского общества необходимо в Конституцию РФ внести изменения, связанные с созданием новой главы «Гражданское общество». Если государство - официальный представитель общества, то гражданское общество должно иметь определенные конституционные гарантии развития своих институтов, общественных объединений, палат, некоммерческих организаций, иметь реальные возможности помогать развитию конституционного строя через различные формы государственно-общественного партнерства, общественного участия и общественного контроля в целях достижения и укрепления общественного согласия.
Появление подобной главы можно было бы рассматривать как серьезный политический шаг верховной власти навстречу ожиданиям гражданского общества.
ФАЙРУШИН Тимур Аликович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России