Гражданское общество в России: проблемы и перспективы развития

В современной юриспруденции особый интерес вызывает понятие «гражданское общество».

Ученые, философы разных исторических периодов стремились создать модель идеаль­ного государства, основанного на принципах равенства, спра­ведливости, свободы, благополучия, законности. Становление гражданского общества связано с процессом повышения роли права и закона. В древности понятия «общество» и «государ­ство» отождествлялись.

Становления гражданского общества является актуаль­ной проблемой для Российской Федерации, так как вектор дальнейшего развития государства направлен в сторону по­строения демократии, определяющим критерием которой является гражданское общество. Необходимость становления гражданского общества подчеркнуто положениями, закре­пленными в статье 1 Конституции РФ: «Россия есть демократи­ческое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». К сожалению, приходится констатиро­вать такой факт, что в строительство гражданского общества вовлечена меньшая часть граждан страны. Исследователи называют это явление «проблемой социальной активности граждан», при этом, отмечая социальную апатию, некоторые авторы приводят в подтверждение своей позиции данные о том, что 85% россиян не видят возможности влиять на при­нятие государственных решений.

Объясняя это явление, некоторые исследователи указы­вают на то, что культурные и социальные архетипы русского менталитета менее благоприятны для восприятия либераль­ных идей.

Часто утверждается, что русскому архетипу присущ го­сударственно-патерналистский подход, при котором к власти не испытывается ни любовь, ни доверие, но считается, что от нее зависит всё как хорошее, так и плохое в жизни индивида. Кроме того, широко распространено мнение, что для жителей России характерна психология уравнительства, не имеющая ничего общего с ценностным понятием равенства в западной демократической культуре.

Развитие гражданского общества в России во многом свя­зано с изменениями в массовом сознании, а процесс измене­ния массового сознания - это исторически длительный про­цесс, успех которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты.

Проблема понимания сути гражданского общества об­условлена множеством его определений, порой противопо­ставленных друг другу, так, например, американский про­светитель Т. Пейн считал, чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуж­дается в регулировании со стороны государства, а английский философ Т. Гоббс утверждал, что это коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества, при этом государство превалирует над гражданским обществом.

На сегодняшний день существует несколько определений по­нятия «гражданское общество». М. Баглай пишет, что «граждан­ское общество» - это общественная деятельность свободных людей. Оно может функционировать только на основе равно­правия граждан.

Т. В. Кашаниной и А. В. Кашаниным, в соответствии с которым гражданскому обществу характерно развитие эко­номических, политических, правовых, культурных отношений между его членами, независимость от государства, но наличие тесной взаимосвязи с ним, в таком обществе индивиду при­суще развитие высоких человеческих качеств (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соот­ветствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духов­но-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объектив­но сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт граж­данского общества, оказывающий влияние на жизнедеятель­ность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизвод­ством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее суще­ствованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, про­изводства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегу­лирующиеся элементы (организации) - государство, полити­ческие партии, общественно-политические движения, объ­единения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, ор­ганизации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обще­ством в целом по поводу духовно-культурных благ и соот­ветствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Наиболее важный блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образовани­ем. Образование является фундаментом в деле развития чело­веческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Информационная система складывается в результате об­щения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы граж­данского общества.

Рассматривая основные признаки гражданского обще­ства, такие как: индивидуальная свобода, наличие среднего класса, открытость общества, плюрализм, самоуправляемость общества, правовое государство, можно сделать вывод, что гражданское общество характеризуется наличием горизон­тальных и вертикальных связей, определяющимися как чело­век - общество и общество - государство.

Основной чертой в определении горизонтальной связи человек - общество является индивидуальная свобода, основу которой составляют экономические отношения как элемент системы гражданского общества, основанный на многообра­зии и гарантированности всех форм собственности. Конститу­ция РФ закрепляет основные формы собственности: государ­ственная, муниципальная, частная. Наличие собственности - основополагающее условие свободы личности как в граждан­ском, так и в любом другом обществе.

Гражданское общество предполагает наличие обеспе­ченной, экономически самостоятельной и независимой про­слойки людей, обладающей чувством ответственности перед обществом. Средний класс по сути дела является социальной основой и опорой гражданского общества. Согласно социоло­гическому опросу, проведенному корреспондентами «Россий­ской газеты», в 2014 г. к среднему классу в России с полным правом можно причислить 42% населения в целом и 44% ра­ботающих граждан («Российская газета» - Федеральный вы­пуск №6393 (121)).

Важное значение имеют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Именно семья является главным элементом гражданского общества. От уровня развития дан­ного института, от его социально-экономического, граждан­ско-политического статуса зависит будущее нашего государ­ства. Семья в какой-то степени является неким фундаментом для формирования культуры, развития будущего гражданина, его взглядов, отношения к своему государству. Семья закла­дывает семя, которое в процессе социализации приобретает свой облик - стебель, листья, в последствии, становясь само­стоятельным субъектом правоотношений, появляется цветок, внешний вид которого будет определен нормами, заложенны­ми семьей.

Социальная база гражданского общества должна быть представлена многогранной структурой, отражающей разно­образие интересов, возможностей, статуса социальных групп и социальных слоев населения.

Границы гражданского общества определяются наличи­ем культурного плюрализма, который впитывает в себя все элементы духовной жизни, культурного развития и обеспе­чивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Наличие групп по интересам, созданных на основе индивидуального выбора, политических, идеологических, культурных предпо­чтений обуславливает культурно-политический плюрализм и толерантность, что способствует свободному волеизъявлению граждан, независимо от их принадлежности к той или иной социальной группе.

Существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств и особой, гражданской культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными иде­алами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснитель­ном соблюдении законов, наличием определенного уровня образования, при этом определяющим должен являться не диплом, а именно знания, их осознанность и способность при­менения в любой ситуации. Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные ценности гражданского обще­ства.

Вертикальные связи гражданского общества характери­зуют его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливает возможность влияние обще­ства на государственные структуры посредством различных партий, властвующей элиты, предпринимательских органи­заций и других социальных организаций и институтов, обра­зовавшихся в недрах гражданского общества. Нередко можно наблюдать столкновение интересов и потребностей, сопро­вождающее как латентными так и открытыми конфликтами различных субъектов социальных и политических сторон гражданского общества. Урегулировать такие противоречия призвано государство, выполняющее полномочия верховно­го судьи. Без государства гражданское общество не способно нормально функционировать: в нем может начаться дезинте­грация и непримиримая борьба разных социальных образо­ваний. И, наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим.

Государственная власть может реконструировать граж­данское общество, свести к минимуму самостоятельность и суверенитет отдельных индивидов и общественных групп, но не в силах полностью уничтожить духовную область жизни людей в целом, насильственно отменять основополагающие формы организации человеческой культуры.

Развитое гражданское общество создает условия для сво­боды, самосовершенствования, самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический и правовой харак­тер государства. В гражданском обществе власть не может быть сосредоточена в руках одного лидера или узкой группой. Наличие системы сдержек и противовесов, разграничение полномочий между различными общественными субъектами в экономической, социальной и политической областях стано­вятся в демократической политической системе важнейшим жизненным принципом.

Говоря о решении проблемы становления и развития гражданского общества в РФ, а также формировании его пра­вовой основы, стоит выразить своё согласие с точкой зрения Н. А. Тарабан, предполагающей, что для законодательно­го закрепления на федеральном уровне основ гражданского общества необходимо в Конституцию РФ внести изменения, связанные с созданием новой главы «Гражданское общество». Если государство - официальный представитель общества, то гражданское общество должно иметь определенные конститу­ционные гарантии развития своих институтов, общественных объединений, палат, некоммерческих организаций, иметь ре­альные возможности помогать развитию конституционного строя через различные формы государственно-общественного партнерства, общественного участия и общественного контро­ля в целях достижения и укрепления общественного согласия.

Появление подобной главы можно было бы рассматривать как серьезный политический шаг верховной власти навстречу ожиданиям гражданского общества.

ФАЙРУШИН Тимур Аликович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать государство и право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.