Особенностью современного российского законодательства в сфере охраны имущества является его переходный характер.
Так, до начала июля 2016 года в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) такое направление деятельности, как «охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе» было возложено на полицию. Однако, в соответствии с подпунктом «в» части 1 статьи 36 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - ФЗ № 227) пункт 10 части 1 статьи 2 Закона о полиции признан утратившим силу.
Кроме того, в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 36 ФЗ № 227 в пункт 25 части 1 статьи 12 Закона о полиции внесены изменения, которые отменили, возложенные на полицию обязанности «по охране на договорной основе имущества граждан и организаций», оставив за полицией обязанность «обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации».
И наконец, в соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 36 ФЗ № 227 в пункт 25 части 1 статьи 13 Закона о полиции внесены изменения, которые отменили право полиции «проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах» и «беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений».
Таким образом, законодательные основы деятельности по охране квартир и мест хранения имущества граждан в настоящее время регламентируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон о национальной гвардии).
Так, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 2 Закона о национальной гвардии на войска национальной гвардии возлагается выполнение задачи по охране особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охране имущества физических и юридических лиц по договорам.
В соответствии со статьей 8 Закона о национальной гвардии войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач осуществляют следующие полномочия:
- общие полномочия;
- специальные полномочия (меры принуждения);
- полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции;
- иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, Законом о национальной гвардии, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Войска национальной гвардии при выполнении задачи по охране имущества физических и юридических лиц по договорам, могут осуществлять следующие общие полномочия:
в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 9 Закона о национальной гвардии:
- требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;
- производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий);
- при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий;
в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 9 Закона о национальной гвардии:
- охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций;
- обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны;
- в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности;
- документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия;
- обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.
Войска национальной гвардии при выполнении задачи по охране имущества физических и юридических лиц по договорам, могут осуществлять следующие специальные полномочия (меры принуждения):
а) задержание;
- вскрытие транспортного средства;
в) вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории);
г) оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов.
Задержание, как мера принуждения, представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там. Применительно к деятельности по охране имущества физических и юридических лиц по договорам, задержанию могут быть подвергнуты лица, незаконно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на территории охраняемых войсками национальной гвардии объектов (пункт 7 части 1 статьи 10 Закона о национальной гвардии).
Вскрытие транспортного средства (статья 11 Закона о национальной гвардии), в том числе проникновение в него, как мера принуждения применяется при несении боевой службы (службы), в случаях, предусмотренных законодательством. При выполнении задачи по охране имущества граждан эта мера применяется, как правило, для пресечения преступлений против собственности и задержания лиц их совершивших, а именно:
- для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (пункт 3 части 1 статьи 11 Закона о национальной гвардии);
- для пресечения преступления (пункт 4 части 1 статьи 11 Закона о национальной гвардии).
Перед вскрытием транспортного средства, за исключением случаев, когда это не представляется возможным, военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупредить о своем намерении, разъяснить им причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан.
Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории) (статья 12 Закона о национальной гвардии) как мера принуждения применяется наиболее часто при осуществлении охраны квартир и других мест имущества граждан. Следует иметь ввиду, что вхождение (проникновение) военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии допускается в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями независимо от форм собственности (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), в акватории.
При выполнении задачи по охране имущества граждан эта мера применяется, как правило, в следующих случаях:
- для защиты (спасения) жизни граждан и (или) их имущества;
- для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (например, кражи имущества);
- для пресечения преступления (кража, грабеж, разбой с целью завладения имуществом граждан и организаций).
При вхождении (проникновении) в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
Обязанности военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии, осуществляющего вхождение (проникновение) в жилое помещение, установлены частью 3 статьи 12 Закона о национальной гвардии, и они аналогичны обязанностям сотрудника полиции, которые установлены частью 5 статьи 15 Закона о полиции. Здесь действуют положения, обязывающие военнослужащего (сотрудника) перед вхождением в помещение уведомить об этом граждан, использовать безопасные способы и средства вхождения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не разглашать факты частной жизни находящихся там граждан.
Обязательными для военнослужащего (сотрудника) являются действия по сообщению (в форме рапорта) своему командиру (начальнику) о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.
О каждом случае вхождения (проникновения) военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента вхождения (проникновения) информируются собственник этого помещения и (или) проживающие в нем граждане, если такое вхождение (проникновение) было осуществлено в их отсутствие.
О каждом случае вхождения (проникновения) военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение помимо воли проживающих (находящихся) в нем граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.
Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов (статья 13 Закона о национальной гвардии) как мера принуждения применяется для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность. При оцеплении (блокировании) участков местности (акватории) может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов.
Войска национальной гвардии при выполнении задачи по охране имущества физических и юридических лиц по договорам, могут осуществлять полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции (статья 15 Закона о национальной гвардии).
Военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также участия в контртеррористической операции предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предусмотренных соответственно федеральным законодательством о военном положении и о противодействии терроризму.
Таким образом, договоры, заключаемые подразделениями вневедомственной охраны, являются публичными договорами, оказание услуг по охране имущества собственников подразделениями вневедомственной охраны не право, а обязанность вневедомственной охраны, данная обязанность проистекает из Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
НЫРКОВ Владислав Геннадьевич
старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России