О некоторых правовых аспектах организации охраны квартир и других мест хранения имущества граждан

Особенностью современного российского законодатель­ства в сфере охраны имущества является его переходный ха­рактер.

Так, до начала июля 2016 года в соответствии с пун­ктом 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) такое на­правление деятельности, как «охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе» было возложено на поли­цию. Однако, в соответствии с подпунктом «в» части 1 статьи 36 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ «О вне­сении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального за­кона «О войсках национальной гвардии Российской Федера­ции» (далее - ФЗ № 227) пункт 10 части 1 статьи 2 Закона о полиции признан утратившим силу.

Кроме того, в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 36 ФЗ № 227 в пункт 25 части 1 статьи 12 Закона о полиции вне­сены изменения, которые отменили, возложенные на поли­цию обязанности «по охране на договорной основе имущества граждан и организаций», оставив за полицией обязанность «обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правитель­ством Российской Федерации, охрану дипломатических пред­ставительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмо­трена международными договорами Российской Федерации».

И наконец, в соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 36 ФЗ № 227 в пункт 25 части 1 статьи 13 Закона о полиции внесены изменения, которые отменили право полиции «про­верять условия хранения имущества на охраняемых объек­тах» и «беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или администра­тивных правонарушений».

Таким образом, законодательные основы деятельности по охране квартир и мест хранения имущества граждан в на­стоящее время регламентируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Закон о национальной гвар­дии).

Так, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 2 Закона о национальной гвардии на войска национальной гвардии воз­лагается выполнение задачи по охране особо важных и режим­ных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охра­не имущества физических и юридических лиц по договорам.

В соответствии со статьей 8 Закона о национальной гвар­дии войска национальной гвардии в целях выполнения возло­женных на них задач осуществляют следующие полномочия:

  • общие полномочия;
  • специальные полномочия (меры принуждения);
  • полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного по­ложения, военного положения и правового режима контртер­рористической операции и полномочия, связанные с участи­ем в контртеррористической операции;
  • иные полномочия, предусмотренные федеральными кон­ституционными законами, Законом о национальной гвардии, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Войска национальной гвардии при выполнении задачи по охране имущества физических и юридических лиц по до­говорам, могут осуществлять следующие общие полномочия:

в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 9 Закона о на­циональной гвардии:

  • требовать от граждан соблюдения пропускного и вну­триобъектового режимов на охраняемых войсками нацио­нальной гвардии объектах;
  • производить досмотр и (или) осмотр граждан, посеща­ющих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, до­смотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объек­тов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий);
  • при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способству­ющих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий;

в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 9 Закона о на­циональной гвардии:

  • охранять на договорной основе особо важные и режим­ные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежа­щие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверж­даемым Правительством Российской Федерации, имущество граждан и организаций;
  • обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованно­го наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью техни­ческих средств охраны;
  • в этих целях незамедлительно прибывать на место со­вершения преступления, административного правонаруше­ния, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной без­опасности;
  • документировать обстоятельства совершения админи­стративного правонарушения, обстоятельства происшествия;
  • обеспечивать сохранность следов преступления, адми­нистративного правонарушения, происшествия.

Войска национальной гвардии при выполнении задачи по охране имущества физических и юридических лиц по до­говорам, могут осуществлять следующие специальные полно­мочия (меры принуждения):

а)   задержание;

  • вскрытие транспортного средства;

в)    вхождение (проникновение) в жилые и иные помеще­ния, на земельные участки и территории (акватории);

г)    оцепление (блокирование) участков местности (аквато­рий), жилых и иных помещений, строений и других объектов.

Задержание, как мера принуждения, представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица пу­тем принудительного его водворения в специально охраняе­мое помещение и содержания там. Применительно к деятель­ности по охране имущества физических и юридических лиц по договорам, задержанию могут быть подвергнуты лица, не­законно проникшие либо пытавшиеся проникнуть на терри­тории охраняемых войсками национальной гвардии объектов (пункт 7 части 1 статьи 10 Закона о национальной гвардии).

Вскрытие транспортного средства (статья 11 Закона о на­циональной гвардии), в том числе проникновение в него, как мера принуждения применяется при несении боевой служ­бы (службы), в случаях, предусмотренных законодательством. При выполнении задачи по охране имущества граждан эта мера применяется, как правило, для пресечения преступле­ний против собственности и задержания лиц их совершив­ших, а именно:

  • для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (пункт 3 части 1 статьи 11 Закона о национальной гвардии);
  • для пресечения преступления (пункт 4 части 1 статьи 11 Закона о национальной гвардии).

Перед вскрытием транспортного средства, за исключе­нием случаев, когда это не представляется возможным, воен­нослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по тре­бованию собственника либо иного законного владельца транс­портного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупредить о своем намерении, разъяснить им причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граж­дан.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории) (статья 12 За­кона о национальной гвардии) как мера принуждения приме­няется наиболее часто при осуществлении охраны квартир и других мест имущества граждан. Следует иметь ввиду, что вхождение (проникновение) военнослужащих (сотруд­ников) войск национальной гвардии допускается в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями незави­симо от форм собственности (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических пред­ставительств и консульских учреждений иностранных госу­дарств, представительств международных организаций), в акватории.

При выполнении задачи по охране имущества граждан эта мера применяется, как правило, в следующих случаях:

  • для защиты (спасения) жизни граждан и (или) их иму­щества;
  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (например, кражи имущества);
  • для пресечения преступления (кража, грабеж, разбой с целью завладения имуществом граждан и организаций).

При вхождении (проникновении) в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и террито­рии, занимаемые организациями, военнослужащий (сотруд­ник) войск национальной гвардии вправе при необходимо­сти произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транс­портных средств.

Обязанности военнослужащего (сотрудника) войск наци­ональной гвардии, осуществляющего вхождение (проникнове­ние) в жилое помещение, установлены частью 3 статьи 12 За­кона о национальной гвардии, и они аналогичны обязанностям сотрудника полиции, которые установлены частью 5 статьи 15 Закона о полиции. Здесь действуют положения, обязываю­щие военнослужащего (сотрудника) перед вхождением в по­мещение уведомить об этом граждан, использовать безопас­ные способы и средства вхождения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не разглашать факты частной жизни находящихся там граждан.

Обязательными для военнослужащего (сотрудника) яв­ляются действия по сообщению (в форме рапорта) своему ко­мандиру (начальнику) о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

О каждом случае вхождения (проникновения) военнос­лужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 ча­сов с момента вхождения (проникновения) информируются собственник этого помещения и (или) проживающие в нем граждане, если такое вхождение (проникновение) было осу­ществлено в их отсутствие.

О каждом случае вхождения (проникновения) военнос­лужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение помимо воли проживающих (находящихся) в нем граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 ча­сов.

Оцепление (блокирование) участков местности (аквато­рий), жилых и иных помещений, строений и других объектов (статья 13 Закона о национальной гвардии) как мера принуж­дения применяется для защиты объектов собственности, ко­торым угрожает опасность. При оцеплении (блокировании) участков местности (акватории) может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов.

Войска национальной гвардии при выполнении задачи по охране имущества физических и юридических лиц по дого­ворам, могут осуществлять полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правово­го режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции (статья 15 Закона о национальной гвардии).

Военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии в целях обеспечения режима военного положения, правового режима контртеррористической операции, а также участия в контртеррористической операции предоставляется право на применение мер и временных ограничений, предус­мотренных соответственно федеральным законодательством о военном положении и о противодействии терроризму.

Таким образом, договоры, заключаемые подразделени­ями вневедомственной охраны, являются публичными дого­ворами, оказание услуг по охране имущества собственников подразделениями вневедомственной охраны не право, а обя­занность вневедомственной охраны, данная обязанность про­истекает из Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

НЫРКОВ Владислав Геннадьевич
старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России



Рекомендуем почитать безопасность и право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.