На государственной службе нередки случаи получения мелкой взятки, которые могут скрываться под видом подарка, что создает возможность для злоупотреблений чаще всего для рядовых служащих.
Муниципальные и государственные работники могут в некоторых случаях принимать от населения подношения за выполнение своих обязанностей в более быстром темпе или за оказание каких-то дополнительных услуг, не предусмотренных должностной инструкцией, но связанных с их деятельностью. Это не отменяет того факта, что должностные лица при этом совершают преступление. Более того, эти действия могут быть замаскировны под ни к чему не обязывающим подарком, что и создает возможность для злоупотреблений со стороны этих лиц. Кому-то может показаться, что мелкое взяточничество не является по-настоящему существенным опасным деянием, а последствия таких преступлений незначительными. Однако с необходимостью предложить мелкое подношение сталкивается большая часть населения, как правило - наиболее незащищённые слои. В связи с появлением новеллы в Уголовном Кодексе РФ, определяющей минимальный порог взятки, следует наиболее четко разграничить такие понятия как «подарок» и «взятка», и выделить важнейшие критерии такого разграничения.
Согласно пп.7 п.3 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ допускается запрет на получение не предусмотренных законодательством РФ подарков от физических и юридических лиц, подаренных в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей соответствующего лица. Действие данного запрета не распространяется на подарки, соответствующие критериям ст.575 ГК РФ. Предусмотренный Законом № 273-ФЗ запрет касается только лиц, замещающих: государственные должности Российской Федерации; государственные должности субъектов Российской Федерации; муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Но согласно п. 1 ст. 575 ГК РФ этот запрет не распространяется в отношении обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Российское законодательство не содержит определения понятия «обычного подарка» и самого понятия «подарок». Пытаясь избежать имеющейся правовой неопределенности, некоторые предпочитают считать, что к категории «обычных подарков» следует относить любые подарки, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей, под которыми, как правило, понимаются букет цветов, коробка конфет, книга и т.п. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своих определениях от 14.05.2007 № 5275/07 по делу № А40-33611/06-85-249 и № 5271/07 по делу № А40-33612/06-43-261 обратил внимание, что из смысла статьи 575 ГК РФ следует, что отношения сторон можно квалифицировать как дарение, только если будет установлено намерение одной стороны передать другой стороне имущество (исключаются работы и услуги) в качестве дара, т.е. безвозмездно. Положения статьи 575 ГК РФ по ее смыслу также не могут применяться к возмездным в какой-либо степени сделкам. Признаком договора дарения служит отсутствие какого бы то ни было встречного удовлетворения. Также не является дарением: операция по внесению участником вклада в имущество организации; предоставление скидки к оплате товара, работы или услуги; дарение акций; дарения объектов недвижимости (в том числе жилых и нежилых помещений); уступки товарного знака.
Согласно пп. 6 п.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)». При получении подарка связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и с другими официальными мероприятиями Закон предусматривает необходимость соблюдения процедуры, аналогичной предусмотренной ст. 575 ГК РФ. Это позволяет не согласиться с мнением, что тем самым для этих лиц запрет распространяется и на любые обычные подарки, и предположить необходимость гармонизированного применения в отношении государственных служащих как норм Закона № 79-ФЗ, так и норм статьи 575 ГК РФ. Если же предположить наличие правовой коллизии между нормами статьи 575 ГК РФ и Закона № 79-ФЗ, то на основании второго абзаца пункта 2 статьи 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. По этой причине в отношении государственных служащих соответствующий запрет Закона № 79-ФЗ должен соблюдаться в той части, в которой он не противоречит нормам ГК РФ. Аналогичным образом обстоит ситуация для муниципальных служащих, для которых соответствующий запрет, также без указания максимальной стоимости подарка установлен в пп.5 п.1 ст.14 ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» №25-ФЗ.
Следует помнить, что ч. 1 ст. 290 УК РФ Российской Федерации до введения ст. 291.2 «Мелкое взяточничество» предусматривала ответственность за получение взятки, не разъясняя ее минимальный размер. По статье 290 УК РФ взяткой признается получение должностным лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Необходимость определения минимального порога взятки в предшествующие годы была довольно обсуждаемой, в том числе ее затрагивал и председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев, который предложил выделить мелкие взятки в отдельный состав преступления. Мелкими предлагалось считать взятки до 10 тысяч рублей. По его мнению, проблема, состояла в том, что до введения ст. 291.2 УК РФ и крупный коррупционер, и мелкий взяточник несли ответственность по ст. 290 УК РФ, которая содержала в себе 6 пунктов, разделяющих самые разные составы, не разъясняя минимальный размер взятки. Например, существовало деление по размеру ущерба, которое было признано прорывом в свое время: значительный размер (от 25 тысяч до 150 тысяч рублей), крупный и особо крупный. Однако эти новеллы не изменили реального положения дел, когда к уголовной ответственности привлекали в основном за мелкие взятки. Вячеслав Лебедев заявил на заседании Совета Судей, что за 2012-2014 годы около 65 процентов уголовных дел касались именно таких сумм.
Год спустя после опубликования мнения Председателя Верховного Суда РФ депутаты в ходе пленарного заседания 7 июня 2016 проголосовали за принятие в первом чтении президентского проекта поправок, которые ужесточили ответственность за коррупционные преступления и привели к появлению новых видов наказания. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации» от 03.07.2016 №324-ФЗ уточнил формулировку некоторых статей Уголовного кодекса, среди которых ст. 290 (Получение взятки), ст. 291 (Дача взятки), ст. 291.1 (Посредничество во взяточничестве) и другие, и предусмотрел пресечение мелкого взяточничества. Статья 291.2. УК РФ «Мелкое взяточничество» предусматривает получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Кроме того, Вячеслав Лебедев в том же интервью предлагал внести изменения в статьи 290 и 291 УК РФ и сделать обязательным (сейчас оно дополнительное) наказание в виде лишения права занимать определенные должности на госслужбе без альтернативы, на срок не менее 6 лет. Однако, по итогам принятия Федерального закона от 03.07.2016 №324-ФЗ ни в этих статьях, ни в санкции вновь введенной в ст.291.2 обязательное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, также отсутствует.
Статья 291.2 УК РФ впервые установила минимальный размер взятки. Это делает шаг вперед в проведении границы между подарком и мелкой взяткой, однако, не дает исчерпывающего разграничения, поскольку сумма в 10 тысяч рублей и сумма подарка в 3 тысячи рублей различаются не столь значительно, и, следовательно, на практике сохраняется возможность подмены одного понятия другим. Даже если сумма подношения не превышает 3 тысячи рублей, и если оно совершается из корыстных мотивов, данное деяние следует признать преступлением, последствием совершения которого является уголовное наказание в виде штрафа, ограничения свободы на определенный срок или лишения свободы. У лица, привлекаемого к ответственности за совершение данного деяния, появляется такое правовое состояние как судимость. Из этого следует, что определение суммы подарка в ст.575 ГК РФ не является границей, отделяющий подарок от мелкой взятки. Мелкая взятка может составлять сколь угодно любую сумму до 10 тысяч рублей, так как диспозиция ст.291.2 Уголовного кодекса не определяет минимальный размер, как следствие, мелкая взятка может быть и менее трех тысяч рублей. Таким образом, различие между подарком и взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий. Взятка независимо от ее размера не являются ни «обычным подарком», ни подарком вообще. Различие между подарком и мелкой взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий. При оценке соответствующих деяний следует исходить из причинно-следственных связей между получением материальной выгоды и совершением определенных действий, с исполнением каких-либо обязанностей, в том числе служебного характера, в пользу взяткодателя или дарителя. При отсутствии обусловленности получаемого должностным лицом вознаграждения сумма, указанная в ст.575 ГК РФ, - это граница между подарком и недействительной сделкой, одновременно выступающей дисциплинарным проступком, а не получением взятки. Принятие должностным лицом подарка на сумму, превышающую установленную законом, является гражданско-правовым деликтом, но только в том случае, если подарок принимается безвозмездно, т.е. без оказания каких-либо ответных услуг или иного ответного вознаграждения. Принятие же подарка, в том числе стоимостью меньше 3 тыс. руб., за совершение каких-либо законных или незаконных действий, которые лицо может совершить в силу своего должностного положения, будет являться коррупционным преступлением. Передача должностным лицам любых подарков, даже незначительной стоимости, должна расцениваться как взятка в случаях, если: такой подарок вымогается должностным лицом под угрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законных интересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такие условия, когда он вынужден вручить «подарок» для обеспечения своих правоохраняемых интересов; если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в т.ч. и правомерное, служебное поведение должностного лица или если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия. Если под видом подарка осуществляется оплата действия в интересах дарителя, сделка дарения считается ничтожной, а подарок можно признать взяткой. Подарки же обычно приурочены к наступлению определенного праздничного или памятного события, а не к действиям конкретного лица.
Порядок сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10.
В заключение хочется отметить, что новелла мелкого взяточничества призвана привлечь к ответственности тех должностных лиц, которые злоупотребляя своими полномочиями, берут взятку до 10 тысяч рублей завуалированную под подарок. Эти лица расценивают положения статьи 575 ГК как «законные» условия для ухода от уголовной ответственности за получение таких взяток. Как уже отмечалось, мелкая взятка может иметь любую сумму до 10 тысяч рублей. Суть мелкой взятки и подарка заключается не сумме, а мотивах и целях ее совершения этих действий. Будет ли действенной данная мера, можно будет судить в ближайшем будущем, а пока можно сказать, что бороться с таким крупным явлением как коррупция следует начинать именно с самого низкого уровня, уделив достаточное внимание ликвидации и предотвращению мелкого взяточничества лиц, занимающих должности на низших государственных и муниципальных постах, в том числе являющихся сотрудниками органов внутренних дел. Если коррупция будет побеждена на этом уровне, то это заметно проще и эффективнее скажется и на борьбе с крупным взяточничеством. Эту позицию можно объяснить тем, что самые глобальные явления, в данном случае коррупция, берут свое начало в менталитете народа, и продолжают жить и развиваться в современной экономической обстановке. «Высокий уровень инфляции, низкая оплата труда значительной части населения - все это и ряд других проблем создают социальную напряженность в обществе. Практически все социальные проблемы в той или иной степени касаются и служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел», иных должностных лиц вынужденных брать взятки, а российских граждан их предлагать, зачастую под маской подарка. Однако следует помнить о том, что взяточничество на столь низком уровне, как раз и оказывает непосредственное влияние на авторитет власти. В борьбе с этим законодатель и правоприменитель должны приложить все усилия для установления общественного порядка, при котором авторитет власти в глазах граждан будет выглядеть достойно.
ГРЕЧЕНКОВА Ксения Андреевна
студентка 2 курса специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» Института прокуратуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)