Исследуя феномен коррупционных преступлений в современной России, необходимо отметить, что подобные преступления всегда носят масштабный характер и наносят весьма ощутимый и серьезный урон социально-экономическому развитию страны, создают угрозу национальной безопасности государства и ведут к неминуемой гибели государственных устоев.
Глубоко засевшая в подсознании людей масштабность коррупции и использование ее методов для достижения определенных корыстных целей нерадивых чиновников и должностных лиц, охватывает практически все сферы жизнедеятельности. Выделяя коррупционные преступления очень важно отметить, что коррупция проникает не только в сферу государственного управления, но и в экономическую составляющую предпринимательской деятельности. Злоупотребления в корпоративной сфере все больше становятся объектом пристального внимания правоохранительных органов и отдельным направлением научного исследования и изучения возникшей проблемы.
Вместе с тем, отмечая криминализацию корпоративных отношений следует сказать, что данная ситуация характеризуется значительным ростом числа корпоративных конфликтов в которые оказываются втянуты не только предпринимательские структуры, но и должностные лица, контролирующие, судебные и даже правоохранительные органы, а также криминальные сообщества. Именно поэтому преступления экономического характера считаются сложно раскрываемыми, а порой даже не раскрываемыми. Пугающая статистика говорит в пользу этого. В своем послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года, Президент России В. В. Путин отметил, что «За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, ещё 15 тысяч дел развалилось в суде. Получается, если посчитать, что приговором закончилось лишь 15 процентов дел. При этом абсолютное большинство, около 80 процентов, 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрес- совали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата. Это прямое разрушение делового климата». При этом Президент обратил на это особое внимание следственные органы и прокуратуру.
Справедливости ради, отмечая работу правоохранительных органов в данном направлении, следует отметить, что борьба с преступлениями экономической направленности ведется достаточно активно и есть положительные результаты. Как пример, можно привести данные из доклада МВД России за январь - июнь 2016 года, опубликованного на официальном сайте, где указано, что «по сравнению с январем - июнем 2015 года на 2,1 % сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 71,1 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 6,0 %». При этом в докладе указывается, что материальный ущерб по оконченным уголовным делам составляет 166,14 миллиарда рублей, а тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений составили 65,8 %. Следует также отметить, что подразделениями ОВД выявлено свыше 60 тыс. преступлений экономической направленности, это около 87% из общего числа преступлений экономической направленности. Но, к сожалению, ни все из них завершаются обвинительным приговором суда. Причина такой тенденции кроется в сущности коррупционных и экономических преступлений и вовлеченности большого контингента властьдержащих лиц и иных властных структур, в том числе криминальных, а также направленности на незаконное завладение чужим имуществом, как результат личное обогащение.
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране существуют и одинаково охраняются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности, которые и являются непосредственным объектом преступлений экономической направленности, т.е. преступлений против собственности. В этой связи нельзя не согласиться с И. А. Кравцовым, который утверждает, что «непосредственным объектом хищений с использованием служебного положения, в соответствии с действующим уголовным законом, выступают общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей, благ, иными словами, полный комплекс отношений в сфере собственности».
Среди основных детерминант экономических преступлений ученые выделяют различные факторы, в том числе и социально-политические, социально-экономические, законодательные и правоприменительные проблемы, культурнонравственные и идеологические причины. Безусловно в обстановке экономического хаоса, возникшего вследствие развала сложившихся организационно-экономических и производственных связей, нестабильной финансовой системы государства, а также отсутствия сложившихся норм и правил экономического поведения субъектов хозяйствования, выступает своеобразным стимулятором к совершению преступлений экономического характера.
При объяснении проблем и причин возникновения экономических преступлений в нашей стране, прежде всего, следует отметить приватизацию, начавшуюся в 90-х гг. двадцатого столетия, когда через процедуры банкротства активы предприятий стоимостью в миллиарды долларов покупались за миллионы (как пример, ЗИЛ - 4 миллиона долларов, Уралмаш - 3,72 миллиона долларов). В этот период основная масса населения страны была лишена денежных накоплений, а в сфере бизнеса были практически узаконены преступные методы и способы обогащения, была начата масштабная компания по разгосударствлению народного имущества путем приватизации, и передачи в частные руки.
По мнению некоторых ученых, в этот период появляется и продолжает усиление криминальной составляющей предпринимательской деятельности, возрастает распространенность такой разновидности организованной преступности, как корпоративная преступность. При этом важно отметить, что наиболее распространенными видами корпоративных преступлений в нашей стране в постперестроечный период были, есть и, к сожалению, пока остаются: незаконное присвоение активов, взяточничество и коррупция, киберпреступность и манипулирование данными бухгалтерского учета.
Указанные разновидности экономических преступлений составляют основу «рейдерства» (от англ. raid - набег, или raider - налётчик) - недружественного (в России обычно силового) поглощения предприятия против воли его собственников, имеющих преимущественное положение в данном предприятии, и/или его руководителя.
Рассматривая факт распространения рейдерства и сопутствующих уголовно наказуемых деяний в экономической деятельности, Я. С. Михайлова отмечает, что «история развития рейдерства в Российской Федерации отличается от других стран и преобладающе основывается не на деятельности по улучшению производства, а на цели принципиального овладения чужими активами».
По мнению автора, в более широком смысле рейдерство следует понимать как комплексное преступление (подкуп чиновников и должностных лиц, корпоративный шантаж, мошенничество, манипулирование финансовыми рынками, угроза силового давления и т.д.), направленное на исключительное завладение чужим имуществом вопреки воле собственника. Причем злоумышленники (зачастую это четко организованная группа) создают крайне невыгодные условия для собственника, при этом не кичатся использовать несовершенство и пробелы действующего законодательства.
Так, в разделе II Гражданского кодекса Российской Федерации при определении объекта права собственности, не конкретизируется, какие именно виды имущества могут по праву считаться объектом права собственности, следовательно, это может быть любое имущество которое указано в ст. 128, а именно вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты выполненных работ и оказанных услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Вместе с тем, в уголовном праве имеет местно неоднозначная трактовка понятия имущества, в частности в главе 21 Уголовного кодекса Российской Федерации законодатель определяет имущество как вещь или имущество вообще (или в целом). Такой подход в определении понятия имущества позволяет сделать вывод о том, что в уголовно-правовом значении данное понятие является более ограниченным по содержанию и смыслу.
Отсутствие законодательного регулирования подобного рода расхождения гражданско-правового и уголовно-правового толкования понятия имущества оставляет возможность свободно нарушать права законные интересы собственников.
Более того, такое положение дел позволяет оставаться безнаказанными тем чиновникам и должностным лицам, которые в силу занимаемых должностей и статуса могут недобросовестно влиять на результаты контрольно-счетных или надзорных мероприятий для достижения своих корыстных целей в своих личных интересах и интересах третьих лиц.
Отсюда налицо возможность использования различных теневых схем в сфере экономики с коррупционной составляющей. Как пример, возможность влиять на результаты выбора победителей участников тендеров, аукционов, конкурсов при заключении контрактов на предоставление услуг, выполнение работ, поставки товаров и т.д. по различным государственным или муниципальным заказам. Ранее подобные мероприятия зачастую сопровождались коррупционными составляющими, чтобы победить в тендере, необходимо было давать взятки ответственным за организацию конкурса лицам. Даже принятый в апреле 2013 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который регламентирует проведение госзакупок на основе конкурса, существенно не уменьшил уровень коррупции в этой сфере. Так для достижения своей цели и победы своей компании недобросовестные чиновники используют различные теневые схемы. Чаще всего в пакет конкурсной документации вносят ряд обязательных требований (ограничение сроков выполнения работ или оказания услуг, наличие специальных разрешений, лицензий или специальной техники и т.д.), которые сразу отсеивают потенциальных конкурентов. При этом единственно возможный победитель - это компания, под которую и создавалась документация. Так же имеет место преднамеренная утечка информации, т.е. закрытая информация о торгах передается заинтересованным лицам (например, информация о конкурентах предлагающих более выгодные условия по цене и срокам), с целью корректировки заявки своей компании, которая и побеждает в итоге. Подобные злоупотребления имеют место, но, к сожалению, установить реальную взаимосвязь нечистых на руку чиновников и подставных фирм, представляется крайне сложной задачей.
В связи с обсуждением темы противодействия экономической преступности в современной науке, обостряется «интерес к проблеме утверждения в уголовном и уголовнопроцессуальном праве института уголовной ответственности юридических лиц», уделяется большое внимание изучению меры и степени общественной опасности корпоративных преступлений, необходимости совершенствования законных механизмов в деятельности правоохранительных органов по борьбе с ее проявлениями. Проблема экономической преступности с коррупционной составляющей, перешла в разряд политических, и сегодня представляет угрозу национальной безопасности страны. Автор отмечал необходимость более эффективного использования и применения общепринятых норм предупреждения и пресечения любых коррупционных проявлений, «применительно к чиновникам любого ранга».
Не смотря на уголовную ответственность и жесткую борьбу правоохранительных органов с подобными явлениями, преступления в экономической сфере лишь набирают обороты и становятся все изощреннее. А складывающаяся тенденция требует применение более жестких мер не только по отношению к чиновникам, но и к самой системе корпоративной составляющей экономики. Необходимость подобной реакции на преступные посягательства в корпоративной сфере продиктованы реалиями настоящего времени и требуют более полного и всестороннего изучения.
ЧАТТАЕВ Азамат Русланович
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России