Обеспечение обороны и военной безопасности государства осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.
Защита государства, социума и личности от внешних и внутренних военных угроз реализуется путем выполнения задач в сфере обороны не только в условиях вооруженных конфликтов или угрозы их возникновения, но и в мирное время. На сегодняшний день развитие военных технологий влечет за собой необходимость повышения качества военного образования, подготовки личного состава, совершенствования военной организации в целом, что также затрагивает вопросы построения действенной системы юридической ответственности военнослужащих.
Особенности военной службы, состоящие в устойчивой иерархической структуре военной организации, могут повлечь ограничение ряда личных и трудовых прав военнослужащих и проявляются в особом правовом статусе последних. В частности, законодательством установлены особенности назначения военнослужащим административных наказаний.
Военнослужащие обладают ограниченной деликтоспособностью, поскольку согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения последние несут дисциплинарную ответственность, что в науке административного права определяется как «административная ответственность по дисциплинарным уставам».
К административной ответственности по КоАП РФ военнослужащие привлекаются за установленный ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ ряд правонарушений. К ним относятся административные правонарушения в области: избирательных прав граждан и избирательного законодательства; законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по государственному оборонному заказу, невыполнение законных решений, требований контролирующих органов в указанной сфере; в области охраны окружающей природной среды и природопользования; нарушение законодательства в области пожарной безопасности на транспорте вне места службы или прохождения военных сборов; правонарушения в сфере дорожного движения; в области антимонопольного законодательства, в частности ограничение конкуренции органами власти или местного самоуправления, заключение соответствующего соглашения, невыполнение законных решений, требований контролирующих органов, непредоставление необходимой информации; в области финансов, налогов, сборов, страхования, рынка ценных бумаг; таможенного законодательства; некоторые правонарушения, посягающие на институты государственной власти, в частности, касающиеся правосудия, производства по делам об административных правонарушениях, исполнения судебных решений; нарушение пограничного режима; в области противопожарной безопасности, в частности, правонарушения, допущенные вне места службы либо прохождения военных сборов; неуплата административного штрафа.
Особенностями назначения военнослужащим административных наказаний на основании КоАП РФ является то, что согласно статьям 3.2, 3.4 - 3.14 КоАП РФ к указанным лицам могут применяться: предупреждение; административный штраф, за исключением сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных профессиональных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; дисквалификация.
Таким образом, административное наказание в соответствии с нормами КоАП РФ назначается военнослужащему при наличии одновременно двух условий: 1) совершенное правонарушение входит в перечень ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ; 2) санкцией соответствующей статьи предусмотрено административное наказание, которое может быть назначено военнослужащему.
В случае отсутствия первого условия, то есть при совершении военнослужащим административного правонарушения, не предусмотренного ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, процессуальное законодательство (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ) детально регламентирует, что производство по делу подлежит прекращению после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения. На основании ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ соответствующее постановление о прекращении производства по делу вместе с материалами дела в течение суток направляется по месту службы для привлечения лица к дисциплинарной ответственности.
В случае несоблюдения второго условия, то есть в ситуации, когда совершенное правонарушение подпадает под действие ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, однако в силу статуса правонарушителя предусмотренное санкцией статьи наказание не может назначаться, процессуальное законодательство прямых норм, предусматривающих вынесение соответствующих процессуальных документов не содержит. При этом необходимо учитывать, что у органа или должностного лица, рассматривающего дело, в силу ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ также отсутствуют процессуальные основания для замены наказания каким-либо иным.
С целью усовершенствования правоприменительной деятельности Верховным Судом РФ разъяснено, что в подобных случаях производство по делу всё же подлежит прекращению, а дело - передаче военному руководству, поскольку дальнейшие процессуальные действия должны осуществляться в соответствии с нормами дисциплинарного производства.
Учёным И.Н. Князевой с целью устранения выявленного пробела правового регулирования приведенных ситуаций предложено внести дополнение в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ «касающееся необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении с передачей его материалов командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством РФ при невозможности назначения военнослужащим и гражданам проходящим военные сборы отдельных видов наказаний за совершение административных правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ».
Данные предложения считаем обоснованными и необходимыми, но при этом недостаточными для правового регулирования вопросов, возникающих в правоприменительной деятельности. Нередко последствием административного правонарушения является причинение вреда охраняемым законом общественным отношениям.
Например, нарушения Правил дорожного движения являются правонарушениями в области дорожного движения и в соответствии с ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ влекут для военнослужащих административную ответственность на общих основаниях. Последствиями большинства таких правонарушений является причинение имущественного вреда в виде повреждения транспортного средства. Большинство санкций статей главы 12 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривают наложение административного штрафа, который в соответствии с ч. 6 ст. 3.5 данного Кодекса не применяется к сержантам, старшинам, солдатам, матросам, проходящим военную службу по призыву, либо курсантам военной профессиональной образовательной организации или военной организации высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Производство по делу согласно ч. 2 ст. 24.5, п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ прекращается, дело направляется для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности.
При этом, если правонарушитель не признает свою вину и не принимает мер к добровольному возмещению причиненного им ущерба, то возникшая ситуация «переходит» в плоскость отношений, возникающих из причинения вреда и регулируемых положениями главы 59 Гражданского кодекса РФ. При наличии у виновного полиса страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства потерпевший обращается в страховую компанию (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (в редакции от 02.12.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Положение Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). В случае отсутствия указанного полиса возмещение причиненного вреда осуществляется в общем порядке, предусмотренном главой 59 ГК РФ. В любом случае подлежат доказыванию следующие обстоятельства: событие правонарушения, вина правонарушителя, наличие последствий в виде причиненного ущерба, а также причинно-следственная связь между деликтом и наступившими последствиями.
Рассматривая подобную ситуацию, следует отметить, что в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении потерпевший обладает достаточно широким объемом процессуальных прав, установленных ст. 25.2 КоАП РФ, в том числе правом обжалования процессуальных решений в случае несогласия с ними.
Нормы, регулирующие дисциплинарное производство участия потерпевшего, не предусматривают. Таким образом, потерпевший в соответствии с порядком осуществления дисциплинарного производства не обладает правом получения копии документа о результатах указанного производства, а также правом его обжалования. Данные обстоятельства значительно сужают права потерпевшего, усложняя процесс доказывания вины правонарушителя с целью возмещения вреда, причиненного административным правонарушением.
Не допустить нарушений процессуальных прав лиц, потерпевших от административных правонарушений, а также повысить эффективность восстановления их нарушенных прав возможно путем установления в КоАП РФ процессуальной обязанности органа или должностного лица, рассматривающего дело об административном нарушении перед прекращением производства по делу выяснить полно и всесторонне обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Исходя из изложенного предлагаем дополнить статью 24.5 КоАП РФ частью 2.1 следующего содержания: «В случае, если военнослужащему, гражданину, призванному на военные сборы, невозможно назначить наказание, указанное в санкции статьи Особенной части, при этом за совершение данного административного правонарушения это лицо в соответствии с частью 2 статьи 2.5 настоящего Кодекса несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу подлежит прекращению после выяснения обстоятельств совершенного административного правонарушения, вопроса о виновности лица, а также характера и размера ущерба, причиненного в результате совершения им административного правонарушения. Мотивированное постановление о прекращении производства по делу, содержащее указанные данные, вместе с материалами дела подлежит направлению командиру (начальнику) воинской части, где виновный проходит военную службу, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации».
ТОРОПОВ Сергей Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Крымского филиала Краснодарского университета МВД России
ПОНОМАРЕВ Александр Валерьевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия