К вопросу о принудительных мерах административно-восстановительного характера

Принудительные меры административно-восстановитель­ного характера известны давно, о чем свидетельствуют первоис­точники периода начала XIX века.

Так, в частности, если обра­титься к Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, от 20 ноября 1864 г., можно узнать, что виновные в таких про­ступках, которые состоят в неисполнении закона или предпи­саний, действующих в силу закона властей, приговаривались «к исполнению по мере возможности того, что ими упущено», а также, что виновные кроме взысканий, обязывались «испра­вить или подвергнуть сломке в определенном судьей сроке все неправильно ими построенное», если допущенная неисправ­ность будет признана «вредной для общественной безопасно­сти или народного здравия». Из данного документа вытекают основные целеполагания данных мер, а именно - они вводятся с целью возмещения причиненного правонарушением ущерба либо при отсутствии правонарушения - в виду государственной (общественной) необходимости, а значит уникальность данных мер в том, что они вводятся и используются государством не только в негативных правовых ситуациях, но и в позитивных правоотношениях. Этой группой административного принуж­дения охватываются меры принудительного восстановления прежнего положения вещей, существовавшего до правонару­шения (деликта) или иного события, а именно:

  • предусмотренное ст. 4.7 КоАП РФ возложение обязан­ностей возместить, причиненный административным право­нарушением, имущественный ущерб и моральный вред;
  • снос по решению муниципальных органов самовольно возведенных строений и сооружений;
  • депортация - рассмотрим данную меру более подроб­но.

В СССР термин «депортация» применялся в отношении процедуры принудительного переселения целых народов. Словарь иностранных слов толкует депортацию как меру уголовного или административного наказания, означающую изгнание, высылку из государства. Современные справочные издания: «депортация (от латинского deportatio - изгнание, ссылка), принудительное выселение (в судебном или адми­нистративном порядке) лица из места постоянного житель­ства и поселение его в новом месте с ограничением свободы передвижения». Римский статут Международного права трактует понятие «депортация или насильственное переме­щение населения» как преступление против человечества, за­ключающееся в насильственном перемещении лиц, подверг­шихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором они законно пребывают.

В то же время, тот же термин «депортация» широко при­меняется в совершенно ином смысле - как мера государствен­ного принуждения. Именно такая депортация предусматри­вается Федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»[6] и от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В соответствии с ч.1 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (про­живания) в Российской Федерации. Следовательно, в качестве административно-восстановительной меры принуждения де­портация применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ. Такой мерой депортация выступает с момента уведом­ления лица о необходимости покинуть территорию РФ и до окончания срока, предусмотренного законодательством для выезда за ее пределы. Угроза депортации оказывает психи­ческое воздействие на определенное лицо с целью заставить, побудить его к совершению предписанных органом испол­нительной власти действий. Особенность применения дан­ной меры заключается в том, что она назначается специально уполномоченным органом исполнительной власти во внесу­дебном порядке и не подлежит обжалованию (что отличает ее от выдворения как вида административного наказания).

Вместе с тем, некоторые ученые-административисты вы­сказывали мнение об отнесении к числу административно-вос­становительных мер и таких, как: изъятие у организаций не­законно полученного дохода, взыскание недоимки, взыскание пени; отмена незаконных актов, денежные начеты; прекра­щение права пользования земельным участком или изъятие неиспользуемого по назначению земельного участка; аннули­рование (лишение, изъятие, отзыв) лицензий (разрешений, аккредитаций), ликвидация общественных объединений или запрет на их деятельность; принудительное исполнение не­исполненной обязанности и др.

Важной особенностью административно-восстановительных мер является то, что они могут применяться за любое правонару­шение, даже выходящее за пределы административного законо­дательства, либо при его отсутствии. Так, например, самовольная постройка представляет собой предусмотренное гражданским за­конодательством нарушение, но влечет в том числе применение к нарушителю (помимо непризнания у него права собственности на указанную постройку) такой административно-восстанови­тельной меры, как снос по решению муниципальных органов са­мовольно возведенных строений и сооружений. В данном случае, данная мера, реализуемая в связи с гражданским правонарушени­ем, не теряет своей правовой сути, поскольку применяется в адми­нистративно-властном порядке, когда имеют место взаимоотно­шения между субъектами, не находящимися в непосредственном соподчинении и само по себе такое правонарушение сопряжено с нарушением административно-правовых норм.

Еще одно предназначение мер административно-восста­новительного характера вытекает из реализации такой задачи государства, как обеспечение нормального функционирова­ния общества и связано с необходимостью реабилитации со­стояния социального покоя, нарушенного обстоятельствами чрезвычайного характера. К числу таких могут быть отнесены различные административно-принудительные меры восста­новления гражданами объектов жизнеобеспечения, социаль­ной сферы, жилого фонда, расположенных на территории, пострадавшей от обстоятельств чрезвычайного положения. В данном случае цель рассматриваемых мер заключается в вос­становлении прежнего положения вещей, нарушенного не зависящими от воли человека обстоятельствами (явлениями, причинами), т.е. не характеризуемыми как правонарушение.

На основании вышеизложенного хотелось бы сформули­ровать следующее определение исследуемых в статье мер: ад­министративно-восстановительные меры - это применяемые государством меры принудительного характера, осуществля­емые уполномоченными органами и должностными лицами в пределах их компетенции в целях обеспечения нормального функционирования общества.

БОЗИЕВ Юсуф Мухарбиевич
кандидат юридических наук, заместитель начальника по работе с личным составом Северо­Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

КАНУННИКОВА Наталья Геннадьевна
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России



Рекомендуем почитать административное право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.