Принудительные меры административно-восстановительного характера известны давно, о чем свидетельствуют первоисточники периода начала XIX века.
Так, в частности, если обратиться к Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, от 20 ноября 1864 г., можно узнать, что виновные в таких проступках, которые состоят в неисполнении закона или предписаний, действующих в силу закона властей, приговаривались «к исполнению по мере возможности того, что ими упущено», а также, что виновные кроме взысканий, обязывались «исправить или подвергнуть сломке в определенном судьей сроке все неправильно ими построенное», если допущенная неисправность будет признана «вредной для общественной безопасности или народного здравия». Из данного документа вытекают основные целеполагания данных мер, а именно - они вводятся с целью возмещения причиненного правонарушением ущерба либо при отсутствии правонарушения - в виду государственной (общественной) необходимости, а значит уникальность данных мер в том, что они вводятся и используются государством не только в негативных правовых ситуациях, но и в позитивных правоотношениях. Этой группой административного принуждения охватываются меры принудительного восстановления прежнего положения вещей, существовавшего до правонарушения (деликта) или иного события, а именно:
- предусмотренное ст. 4.7 КоАП РФ возложение обязанностей возместить, причиненный административным правонарушением, имущественный ущерб и моральный вред;
- снос по решению муниципальных органов самовольно возведенных строений и сооружений;
- депортация - рассмотрим данную меру более подробно.
В СССР термин «депортация» применялся в отношении процедуры принудительного переселения целых народов. Словарь иностранных слов толкует депортацию как меру уголовного или административного наказания, означающую изгнание, высылку из государства. Современные справочные издания: «депортация (от латинского deportatio - изгнание, ссылка), принудительное выселение (в судебном или административном порядке) лица из места постоянного жительства и поселение его в новом месте с ограничением свободы передвижения». Римский статут Международного права трактует понятие «депортация или насильственное перемещение населения» как преступление против человечества, заключающееся в насильственном перемещении лиц, подвергшихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором они законно пребывают.
В то же время, тот же термин «депортация» широко применяется в совершенно ином смысле - как мера государственного принуждения. Именно такая депортация предусматривается Федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»[6] и от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В соответствии с ч.1 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Следовательно, в качестве административно-восстановительной меры принуждения депортация применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ. Такой мерой депортация выступает с момента уведомления лица о необходимости покинуть территорию РФ и до окончания срока, предусмотренного законодательством для выезда за ее пределы. Угроза депортации оказывает психическое воздействие на определенное лицо с целью заставить, побудить его к совершению предписанных органом исполнительной власти действий. Особенность применения данной меры заключается в том, что она назначается специально уполномоченным органом исполнительной власти во внесудебном порядке и не подлежит обжалованию (что отличает ее от выдворения как вида административного наказания).
Вместе с тем, некоторые ученые-административисты высказывали мнение об отнесении к числу административно-восстановительных мер и таких, как: изъятие у организаций незаконно полученного дохода, взыскание недоимки, взыскание пени; отмена незаконных актов, денежные начеты; прекращение права пользования земельным участком или изъятие неиспользуемого по назначению земельного участка; аннулирование (лишение, изъятие, отзыв) лицензий (разрешений, аккредитаций), ликвидация общественных объединений или запрет на их деятельность; принудительное исполнение неисполненной обязанности и др.
Важной особенностью административно-восстановительных мер является то, что они могут применяться за любое правонарушение, даже выходящее за пределы административного законодательства, либо при его отсутствии. Так, например, самовольная постройка представляет собой предусмотренное гражданским законодательством нарушение, но влечет в том числе применение к нарушителю (помимо непризнания у него права собственности на указанную постройку) такой административно-восстановительной меры, как снос по решению муниципальных органов самовольно возведенных строений и сооружений. В данном случае, данная мера, реализуемая в связи с гражданским правонарушением, не теряет своей правовой сути, поскольку применяется в административно-властном порядке, когда имеют место взаимоотношения между субъектами, не находящимися в непосредственном соподчинении и само по себе такое правонарушение сопряжено с нарушением административно-правовых норм.
Еще одно предназначение мер административно-восстановительного характера вытекает из реализации такой задачи государства, как обеспечение нормального функционирования общества и связано с необходимостью реабилитации состояния социального покоя, нарушенного обстоятельствами чрезвычайного характера. К числу таких могут быть отнесены различные административно-принудительные меры восстановления гражданами объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, жилого фонда, расположенных на территории, пострадавшей от обстоятельств чрезвычайного положения. В данном случае цель рассматриваемых мер заключается в восстановлении прежнего положения вещей, нарушенного не зависящими от воли человека обстоятельствами (явлениями, причинами), т.е. не характеризуемыми как правонарушение.
На основании вышеизложенного хотелось бы сформулировать следующее определение исследуемых в статье мер: административно-восстановительные меры - это применяемые государством меры принудительного характера, осуществляемые уполномоченными органами и должностными лицами в пределах их компетенции в целях обеспечения нормального функционирования общества.
БОЗИЕВ Юсуф Мухарбиевич
кандидат юридических наук, заместитель начальника по работе с личным составом СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
КАНУННИКОВА Наталья Геннадьевна
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России