Автошкола как субъект, осуществляющий процесс подготовки дорожного движения

Обеспечение безопасности в дорожном движении вклю­чает огромный комплекс мероприятий, который, в итоге, обе­спечивает безопасность всех участников дорожного движения.

А мы с вами, все без исключения, имеем прямое отношение к категории «участник дорожного движения», как водители транспортных средств, как пассажиры транспортных средств и, наконец, как пешеходы. В какой-то момент, в разных ипо­стасях, но все и всегда. А главной нашей целью является удов­летворение транспортной потребности путем пространствен­ного перемещения людей и грузов.

Законодательство трактует безопасность дорожного движения как степень защищённости участников от дорож­но-транспортных происшествий и их последствий. Дорож­но-транспортное происшествие определяется как событие, возникшее во время процесса движения по дороге любого транспортного средства, либо при его участии, в результате которого произошла смерть или ранение людей, поврежде­ние транспортных средств, сооружений или причинён какой- либо материальный ущерб собственности.

Нормативно определенное понятие «безопасность до­рожного движения», по нашему мнению, не отражает всего многообразия общественных отношений, возникающих в свя­зи с удовлетворением транспортной потребности общества. Процессу транспортного перемещения предшествуют также процессы его подготовки. Безопасность дорожного движения - это более широкий круг общественных отношений. Она за­висит от состояния правопорядка, подготовки водителей, осо­бенностей взаимодействия человека с техникой, организации дорожного движения, благоустройства дорог, развития авто­мобилизации и т.д.

В этой связи заслуживает внимания выдвинутая профес­сором В. И. Майоровым концепция трех уровневой системы обеспечения безопасности дорожного движения, которая в значительной степени расширяет круг субъектов, которые несут полноценную ответственность за обеспечение безопас­ности дорожного движения, нежели ограничиваясь только ответственностью одного только водителя, осуществляющего управление транспортным средством на дороге:

  1. Первый уровень (так называемый нижний уровень) - это подсистема, функционирование которой непосредственно удовлетворяет транспортную потребность общества, т.е. про­странственное перемещение людей и грузов. В этой сложной социотехнической подсистеме водитель рассматривается как объект и субъект управления, который в одном случае осу­ществляет управление транспортным средством, а с другой стороны является объектом управления со стороны сотрудни­ков полиции, уполномоченных осуществлять контрольно-над­зорные функции и регулировать взаимодействие между всеми участниками транспортного процесса. Поведение участников этого процесса регулируется, прежде всего, правилами до­рожного движения, а также другими нормативными докумен­тами.
  2. Второй уровень - это подсистема подготовки и обслу­живания дорожного движения, которая объединяет в себе деятельность предприятий, организаций, учреждений, на­правленную на создание условий и возможности безопасной реализации транспортной потребности. Результатом деятель­ности данной подсистемы является определение состояния улично-дорожной сети, транспортных средств, уровней подго­товки участников дорожного движения, прежде всего водите­лей транспортных средств, а также сотрудников ДПС ГИБДД, осуществляющих управление в подсистеме первого уровня.

Результат деятельности подсистемы второго уровня на­прямую оказывает влияние на существование и успешный процесс функционирования подсистемы первого уровня.

  1. Третий уровень (высший уровень) это подсистема, об­разуемая органами исполнительной власти, осуществляю­щими функции государственного управления отраслевого и межотраслевого характера по отношению к подсистемам первого и второго уровней. Функционирование данной подси­стемы обеспечивает, подготовку и принятие в пределах ком­петенции нормативных актов, а также конкретную организа­цию деятельности субъектов «обслуживающей» подсистемы. От эффективности этой работы зависит качество работы субъ­ектов второго уровня и в конечном итоге уровень дорожно­транспортного травматизма.

По мнению автора, сложившаяся сегодняшняя обстанов­ка, связанная с можно сказать перманентным ростом авто­мобильного парка Российской Федерации и вытекающим из этого с состоянием аварийности на наших дорогах как никогда актуально изучение, детализация и внедрение теории, выдви­гаемой В. И. Майоровым рассмотренной выше.

Наступило время анализа, структурирования и совер­шенствования административного законодательства, направ­ленного не только на водителя как на непосредственного «виновника торжества» на дороге, а также на всех участников общественных отношений, осуществляющих непосредствен­ные и активные действия по подготовке всего процесса, назы­ваемого дорожное движение.

В этой связи целесообразно отметить остроту вопроса, связанного с подготовкой водителей транспортных средств.

Автошколы, а именно система подготовки водительского состава в данном случае являются элементом подсистемы вто­рого уровня ставящими перед собой цель - подготовка води­телей транспортных средств как непосредственных участников дорожного движения. Подготовка водителей — это наиболее массовый вид профессиональной подготовки в Российской Федерации. На сегодняшний день существует более 5000 про­грамм профессиональной подготовки по различным профес­сиям, тем не менее, профессия водителя является самой мас­совой. Соответственно в том большом количестве автошкол и профессиональных училищ в Российской Федерации готовят более 2 000 000 водителей разных категорий в год. В силу мас­совости данной профессии обеспечить качество подготовки водителей порой является крайне сложной задачей, что не может не сказываться на безопасности дорожного движения.

Не может быть не замеченным то, что водительское «братство» на дорогах нашей страны значительно помолодело и это не может не беспокоить. Молодежь уже давно управля­ет транспортными средствами, начиная с 14 лет. Повсеместно стали доступны мопеды, скутеры, квадроциклы малой ли- тражности, поэтому здесь только обучение, только воспита­ние позволит привить молодому человеку нормальные чув­ства ответственности за безопасность дорожного движения. По-другому быть не может.

Важно подчеркнут, что нет у нас сейчас на дороге автолю­бителей, эта трактовка времен Советского Союза должна уйти в прошлое. У нас есть профессиональная подготовка водите­лей, а вот будет он работать по профессии или нет, это уже во­прос второй, но мы должны понимать, что водитель работает в общем потоке транспортных средств.

Кроме того, важным аспектом видится подготовка кадров сотрудников ГИБДД осуществляющих прием экзаменов. Не для кого ни секрет, что зачастую данные специалисты име­ют 3-х летний стаж водительского удостоверения, возможно, окончили краткосрочные курсы, и они у нас уже являются так называемыми «экзаменаторами». Такой профессии в Россий­ской Федерации на сегодняшний день не существует, нет ее и в соответствующих руководящих документах и справочниках. Стоит отметить, что целесообразно вводить данные профес­сии, чтобы люди могли получать образование и работать в этом направлении.

Итак, рассматривая систему образования в сфере подго­товки водителей транспортных средств, важно позициониро­вать данную отрасль в рамках именно сферы дорожного дви­жения. А именно цели и задачи образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств необходимо формировать в большей степени в направлении обеспечения безопасности дорожного движения. Хотя на се­годняшний день зачастую приоритетными целями деятельно­сти многих автошкол является лишь количество выпускников, и норма прибыли, полученная учебным заведением в резуль­тате образовательного процесса. Конечно, положительная фи­нансовая составляющая, является основополагающей задачей любого хозяйствующего субъекта, тем не менее, необходима реконструкция системы обучения водителей в направлении ответственности за качество этого обучения.

Необходимо отметить и то, что, как правило, главным по­казателем успешной работы автошколы выступает высокий процент сдачи ее выпускниками экзаменов на получение пра­ва управления транспортным средством с первой попытки и количество дорожно-транспортных происшествий, совершен­ных по вине водителей со стажем управления менее трех лет. Эти показатели, безусловно, являются важными критериями оценки эффективности работы автошколы, однако связаны с результатами деятельности самой автошколы и не позволяют выявить по этим критериям причины хорошей или плохой работы автошколы.

Любому человеку с педагогическим образованием или опытом работы в образовательной организации ясно, что эти критерии не в полной мере отражают уровень педагогической деятельности преподавателей и инструкторов автошколы.

Напрашивается вывод, что высокий процент сдачи вы­пускников может быть достигнут и несколько иными метода­ми, а вот количество дорожно-транспортных происшествий совершенных по вине выпускников все-таки уже можно отне­сти к критериям эффективности работы автошколы. В данном случае важным направлением является разработка системы государственного контроля и надзора деятельности вышеука­занных учебных заведений.

Необходима разработка административно-правовых ак­тов, направленных на государственный контроль деятельности учебных заведений осуществляющих подготовку водителей.

По нашему мнению, целесообразно внедрить обязатель­ный учет образовательных учреждений осуществляющих под­готовку водителей транспортных средств в органах ГИБДД, применительно по каждому выданному водительскому удо­стоверению. Кроме того, водители виновники или участники дорожно-транспортных происшествий в каждом случае будут идентифицированы в каком учебном учреждении они прош­ли подготовку, что позволит аккумулировать статистические данные по автошколам, выпускники, которых, в большей сте­пени оказываются виновниками дорожно-транспортных про­исшествий. Даже допуская некоторую долю субъективности в вышеуказанном виде анализа эффективности обучения води­телей, тем не менее, уже формируется достаточно информа­тивная картина качества подготовки водителей автошколами, а именно кто и как учит.

Важно подчеркнуть, то, что конечными целями всей це­почки обучения водителей является, прежде всего, подготовка именно профессиональных водителей управляющих автомо­билем как средством повышенной опасности и напрямую свя­зано с сохранением жизни и здоровья наших граждан в усло­виях стремительной автомобилизации нашей страны.

Лисеенко В. И.
аспирант кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета, помощник начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу



Рекомендуем почитать административное право

О нашем сайте

Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях. Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь с юристом. Руководство сайта не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.


©2018-2019 Advokat-Consultant-online24.ru - Юридические консультации. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.