Обеспечение безопасности в дорожном движении включает огромный комплекс мероприятий, который, в итоге, обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения.
А мы с вами, все без исключения, имеем прямое отношение к категории «участник дорожного движения», как водители транспортных средств, как пассажиры транспортных средств и, наконец, как пешеходы. В какой-то момент, в разных ипостасях, но все и всегда. А главной нашей целью является удовлетворение транспортной потребности путем пространственного перемещения людей и грузов.
Законодательство трактует безопасность дорожного движения как степень защищённости участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие определяется как событие, возникшее во время процесса движения по дороге любого транспортного средства, либо при его участии, в результате которого произошла смерть или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений или причинён какой- либо материальный ущерб собственности.
Нормативно определенное понятие «безопасность дорожного движения», по нашему мнению, не отражает всего многообразия общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением транспортной потребности общества. Процессу транспортного перемещения предшествуют также процессы его подготовки. Безопасность дорожного движения - это более широкий круг общественных отношений. Она зависит от состояния правопорядка, подготовки водителей, особенностей взаимодействия человека с техникой, организации дорожного движения, благоустройства дорог, развития автомобилизации и т.д.
В этой связи заслуживает внимания выдвинутая профессором В. И. Майоровым концепция трех уровневой системы обеспечения безопасности дорожного движения, которая в значительной степени расширяет круг субъектов, которые несут полноценную ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения, нежели ограничиваясь только ответственностью одного только водителя, осуществляющего управление транспортным средством на дороге:
- Первый уровень (так называемый нижний уровень) - это подсистема, функционирование которой непосредственно удовлетворяет транспортную потребность общества, т.е. пространственное перемещение людей и грузов. В этой сложной социотехнической подсистеме водитель рассматривается как объект и субъект управления, который в одном случае осуществляет управление транспортным средством, а с другой стороны является объектом управления со стороны сотрудников полиции, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции и регулировать взаимодействие между всеми участниками транспортного процесса. Поведение участников этого процесса регулируется, прежде всего, правилами дорожного движения, а также другими нормативными документами.
- Второй уровень - это подсистема подготовки и обслуживания дорожного движения, которая объединяет в себе деятельность предприятий, организаций, учреждений, направленную на создание условий и возможности безопасной реализации транспортной потребности. Результатом деятельности данной подсистемы является определение состояния улично-дорожной сети, транспортных средств, уровней подготовки участников дорожного движения, прежде всего водителей транспортных средств, а также сотрудников ДПС ГИБДД, осуществляющих управление в подсистеме первого уровня.
Результат деятельности подсистемы второго уровня напрямую оказывает влияние на существование и успешный процесс функционирования подсистемы первого уровня.
- Третий уровень (высший уровень) это подсистема, образуемая органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного управления отраслевого и межотраслевого характера по отношению к подсистемам первого и второго уровней. Функционирование данной подсистемы обеспечивает, подготовку и принятие в пределах компетенции нормативных актов, а также конкретную организацию деятельности субъектов «обслуживающей» подсистемы. От эффективности этой работы зависит качество работы субъектов второго уровня и в конечном итоге уровень дорожнотранспортного травматизма.
По мнению автора, сложившаяся сегодняшняя обстановка, связанная с можно сказать перманентным ростом автомобильного парка Российской Федерации и вытекающим из этого с состоянием аварийности на наших дорогах как никогда актуально изучение, детализация и внедрение теории, выдвигаемой В. И. Майоровым рассмотренной выше.
Наступило время анализа, структурирования и совершенствования административного законодательства, направленного не только на водителя как на непосредственного «виновника торжества» на дороге, а также на всех участников общественных отношений, осуществляющих непосредственные и активные действия по подготовке всего процесса, называемого дорожное движение.
В этой связи целесообразно отметить остроту вопроса, связанного с подготовкой водителей транспортных средств.
Автошколы, а именно система подготовки водительского состава в данном случае являются элементом подсистемы второго уровня ставящими перед собой цель - подготовка водителей транспортных средств как непосредственных участников дорожного движения. Подготовка водителей — это наиболее массовый вид профессиональной подготовки в Российской Федерации. На сегодняшний день существует более 5000 программ профессиональной подготовки по различным профессиям, тем не менее, профессия водителя является самой массовой. Соответственно в том большом количестве автошкол и профессиональных училищ в Российской Федерации готовят более 2 000 000 водителей разных категорий в год. В силу массовости данной профессии обеспечить качество подготовки водителей порой является крайне сложной задачей, что не может не сказываться на безопасности дорожного движения.
Не может быть не замеченным то, что водительское «братство» на дорогах нашей страны значительно помолодело и это не может не беспокоить. Молодежь уже давно управляет транспортными средствами, начиная с 14 лет. Повсеместно стали доступны мопеды, скутеры, квадроциклы малой ли- тражности, поэтому здесь только обучение, только воспитание позволит привить молодому человеку нормальные чувства ответственности за безопасность дорожного движения. По-другому быть не может.
Важно подчеркнут, что нет у нас сейчас на дороге автолюбителей, эта трактовка времен Советского Союза должна уйти в прошлое. У нас есть профессиональная подготовка водителей, а вот будет он работать по профессии или нет, это уже вопрос второй, но мы должны понимать, что водитель работает в общем потоке транспортных средств.
Кроме того, важным аспектом видится подготовка кадров сотрудников ГИБДД осуществляющих прием экзаменов. Не для кого ни секрет, что зачастую данные специалисты имеют 3-х летний стаж водительского удостоверения, возможно, окончили краткосрочные курсы, и они у нас уже являются так называемыми «экзаменаторами». Такой профессии в Российской Федерации на сегодняшний день не существует, нет ее и в соответствующих руководящих документах и справочниках. Стоит отметить, что целесообразно вводить данные профессии, чтобы люди могли получать образование и работать в этом направлении.
Итак, рассматривая систему образования в сфере подготовки водителей транспортных средств, важно позиционировать данную отрасль в рамках именно сферы дорожного движения. А именно цели и задачи образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств необходимо формировать в большей степени в направлении обеспечения безопасности дорожного движения. Хотя на сегодняшний день зачастую приоритетными целями деятельности многих автошкол является лишь количество выпускников, и норма прибыли, полученная учебным заведением в результате образовательного процесса. Конечно, положительная финансовая составляющая, является основополагающей задачей любого хозяйствующего субъекта, тем не менее, необходима реконструкция системы обучения водителей в направлении ответственности за качество этого обучения.
Необходимо отметить и то, что, как правило, главным показателем успешной работы автошколы выступает высокий процент сдачи ее выпускниками экзаменов на получение права управления транспортным средством с первой попытки и количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей со стажем управления менее трех лет. Эти показатели, безусловно, являются важными критериями оценки эффективности работы автошколы, однако связаны с результатами деятельности самой автошколы и не позволяют выявить по этим критериям причины хорошей или плохой работы автошколы.
Любому человеку с педагогическим образованием или опытом работы в образовательной организации ясно, что эти критерии не в полной мере отражают уровень педагогической деятельности преподавателей и инструкторов автошколы.
Напрашивается вывод, что высокий процент сдачи выпускников может быть достигнут и несколько иными методами, а вот количество дорожно-транспортных происшествий совершенных по вине выпускников все-таки уже можно отнести к критериям эффективности работы автошколы. В данном случае важным направлением является разработка системы государственного контроля и надзора деятельности вышеуказанных учебных заведений.
Необходима разработка административно-правовых актов, направленных на государственный контроль деятельности учебных заведений осуществляющих подготовку водителей.
По нашему мнению, целесообразно внедрить обязательный учет образовательных учреждений осуществляющих подготовку водителей транспортных средств в органах ГИБДД, применительно по каждому выданному водительскому удостоверению. Кроме того, водители виновники или участники дорожно-транспортных происшествий в каждом случае будут идентифицированы в каком учебном учреждении они прошли подготовку, что позволит аккумулировать статистические данные по автошколам, выпускники, которых, в большей степени оказываются виновниками дорожно-транспортных происшествий. Даже допуская некоторую долю субъективности в вышеуказанном виде анализа эффективности обучения водителей, тем не менее, уже формируется достаточно информативная картина качества подготовки водителей автошколами, а именно кто и как учит.
Важно подчеркнуть, то, что конечными целями всей цепочки обучения водителей является, прежде всего, подготовка именно профессиональных водителей управляющих автомобилем как средством повышенной опасности и напрямую связано с сохранением жизни и здоровья наших граждан в условиях стремительной автомобилизации нашей страны.
Лисеенко В. И.
аспирант кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета, помощник начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу